Выступление на педсовете "Применение презентаций на уроках искусства"

Разделы: МХК и ИЗО


Презентация призвана выполнять на уроке обучающую и информационную функцию, поэтому как и другие средства обучения должна строиться на здоровьесберегающих принципах, другими словами повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление. Опросы учащихся показывают, что частое использование презентаций подавляет интерес учащихся, притупляет внимание, поэтому я стараюсь не перегружать ими процесс обучения, кроме того, оборудование и накопленные материалы позволяет использовать другие формы изучения нового материала: просмотр видеофрагментов, экскурсии - для этого я использую материалы обучающих практических курсов: "Учимся понимать картину", "Учимся понимать музыку", "Шедевры архитектуры", "Шедевры музыки" и другие. Создание презентации требует тщательного отбора материала и точных формулировок, а это даёт возможность заострить внимание учащихся на главных понятиях, ключевых словах, интересных фактах, особенностях построения изображений или звучащего музыкального произведения. Поэтому стараюсь построить слайд-шоу так, чтобы не было повторения материала учебника, особенно учитываю фактор воздействия на человека цветового решения, а также применения анимации и звукового сопровождения. Если текст имеет более восьми строк, то не применяю анимацию, т.к. следя за движением текста, ученик не будет усваивать информации. При рассматривании отдельных произведений изобразительного искусства стараюсь сопроводить их звучанием близкого по характеру и содержанию музыкального произведения. В 6 классе на интегрированном уроке ИЗО и музыки, тема которого "Вечная тема искусства" картину "Сикстинская мадонна" Рафаэля мы рассматриваем в начале урока на фоне звучания произведения "Аве Мария" Ф. Шуберта, а в конце урока созерцаем Русскую Икону Донской Божьей Матери на фоне звучания музыки С. С. Рахманинова.

Цвет слайда не должен подавлять ассоциации восприятия художественного произведения, поэтому, обдумывая дизайн, выбираю пастельные тона, использую не более двух цветов, стараюсь избегать перегрузки слайда текстом. При создании слайда текст формулирую коротко, использую обычно не более восьми строк, чаще создаю текст из 3-4 строк, что соответствует предъявляемым к составлению презентации требованиям. Размер шрифта выбираю не мене 36 пунктов, особенно при создании текста тестовых заданий, чтобы их было видно с задней парты (многие наши дети плохо видят и с первой парты). Тестовые формы заданий использую для работы на этапе закрепления или повторения. При этом для каждого задания использую отдельный слайд. Варианты ответов создаю в виде слов или рисунков или графических изображений.

Презентация: Тест по теме "Титаны эпохи Возрождения" в 10 классе (по учебнику Емахоновой).

При использовании графических рисунков и репродукций картин для рассматривания, анализа и сравнения размещаю их на весь слайд. Это позволяет усилить ассоциации и активизировать память. В 6 классе в процессе овладения учащимися техникой графического рисунка использую презентацию с использованием макета белого цвета, т.к. белое поле поверхности листа при работе на нём простым карандашом создаёт прямой, а не обратный эффект, который возникает у учащихся во время показа приёмов работы на тёмной поверхности доски.

Презентация: "Пейзаж. Последовательность создания графического рисунка"

Применяю в процессе обучения и создание презентаций совместно с учащимися. К урокам изобразительного искусства и МХК презентации создают те учащиеся, у которых есть и дома возможность продолжить работу с применением электронного ресурса.. Например, при изучении темы "Создание художественного образа в фотоискусстве" в 2007-8 учебном году учащимися 9 "а" созданы презентации из серии "Жизнь нашего класса", которые мы анализировали, пригласив классного руководителя и решили, что их можно будет использовать на выпускном вечере.

В работе с наиболее подготовленными учащимися использую создание презентации в процессе совместной с учащимися подготовки к обобщающим урокам по теме или курсу и при подготовке к экзамену. Примером может служить презентация к заключительному уроку по курсу МХК в 11 классе. Это презентация создана совместно с ученицами 11 "а" класса и посвящена нашему современнику, художнику новатору, которого зарубежные искусствоведы называют совестью России - Илье Сергеевичу Глазунову. В этой презентации особое внимание уделено тому направлению творчества художника, которое вызывает наибольший интерес и у граждан России и у мировой общественности: монументальному искусству.

Презентация: "Илья Глазунов"