Ожидание чуда. Японские трехстишия – хокку (или хайку) и их создатели. Урок в форме литературного клуба

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающие: дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения; познакомить с авторами японских хокку.
  • Развивающие: развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную и письменную речь; повысить познавательную мотивацию школьников; попытаться создать собственные хокку.
  • Воспитывающие: воспитывать умение общаться, выражать свои мысли; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус учащихся.

Оборудование: иллюстрации картин японской природы (Презентация "Времена года"); учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной. 7 класс. Москва, "Просвещение", 2008; книга В.Я. Коровиной. Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе. 7 класс. С. 181.

Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся с чтением трехстиший, беседа с анализом стихотворения, создание собственного варианта на предложенную тему.

Словарная работа.

Хокку - лирическое стихотворение о природе. Жизнь природы и человека показана в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года (слайд 2)

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Постановка образовательных целей на данный урок, запись цели в тетради.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня наш урок будет проходить в форме литературного клуба. Здесь мы познакомимся с вами с уникальной японской поэзией, корни которой уходят глубоко в древность. Уже в VIII веке была составлена первая в истории страны поэтическая антология. Поводом для создания стихотворения могла послужить любая ситуация, любое раздумье, любое впечатление. В раннем Средневековье появились законы, которые сохраняются в японской поэзии до сих пор (отсутствие рифмы и определённого места для ударного слога, определённое количество строчек и слогов). В XVIII веке появились хокку, создателями которых были жители городов, селений.

В хокку 3 строчки из 17 слогов (5 - 7 - 5). (слайд 3). Они отмечают что-то необычайное в обычных предметах. Эти лирические стихотворения, построенные на выразительной детали, чаще всего посвящены природе. Хокку нельзя "пробегать глазами", листая страницу за страницей. Чтобы воспринять импульс, посланный поэтом, их надо читать медленно (медитативно)

II. Медленное (медитативное) чтение стихов специально подготовленными учениками.

Чтение идёт по "цепочке" стихов, которые понравились ребятам. Они погружаются в мир хокку.

Мукан Керай
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч!

Хаттори Рансэцу (слайд 4)
Осенняя луна
Сосну рисуешь тушью
На синих небесах:

Эса Сехаку (слайд 5)
Звезды в небесах.
О, какие крупные!
О, как высоко!

Сугняма Сампу (слайд 6)
Падавший с вечера снег
Утром в дождь обратился.
Это вина весны!

Икэниси Гонсуй (слайд 7)
Смолк осенний вихрь.
Всё, что от него осталось, -
Дальний шум волны.

Косуги Иссе
Видели все на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.

III. Сообщения подготовленных ребят о понравившихся поэтах.

Мацую Басё (1644 - 1694). (слайд 8)

Жил более трёхсот лет назад, был бродячим монахом, создал свою школу поэтов, которых учил так: поэзия создаётся из самых простых вещей, но вмещает целый мир. Или так: "Учись у сосны быть сосной!". Поэт призывал почувствовать особенность характера того, что ты описываешь. В своих стихах Басё наблюдательный, он умеет вглядываться в окружающий мир природы. Он относится к природе, к каждому её созданию с большим уважением.

Чтение стихов М. Басё, - с. 231

Кобаяси Исса (1763 - 1872). (слайд 9)

Родился в горной деревне в семье крестьянина. Мать умерла, когда он был ребёнком. Мачеха обращалась с ним жёстко, поэтому он 14 лет от роду ушёл "в люди", долгие годы боролся с нуждой. Только на склоне лет получил наследство и смог жить в достатке. Много странствовал, оставил поэтическое наследие.

Чтение стихов К. Исса, - с. 232.

IV. Беседа с анализом стихотворения.

- Назовите жанровые признаки хокку.

(Отсутствие рифмы и определённого места для ударного слога, определённое количество строчек и слогов)

- Как строятся японские трёхстишия? (17 слогов: 5 - 7 - 5.)

- В чём состоит задача поэта?

(Заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, поэтому не обязательно рисовать картину во всех её деталях.)

V. Создание собственного варианта на предложенную тему.

Майские дожди!
Заплыла лягушка
В дом через порог.
Сугияма Сампу

- Определите тему хокку. (Майские дожди)

- Вы можете ясно себе представить ту картину, которую рисует поэт? Можно сказать, что поэт сразу берёт "быка за рога"?

(Поэт сразу называет предмет (лягушка), который мы должны представить, и точно задаёт обстоятельства, в которых мы должны его представить (майские дожди).)

- На чём держится образ?

(Причинно-следственная связь.)

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Есть ли в этом стихотворении какие-нибудь специальные поэтические приёмы, украшающие образ: сравнения, эпитеты, метафоры?

(Как и в европейской поэзии, о дожде рассказывается метафорическим языком).

- Постарайтесь понять, в чём смысл и красота хокку?

- А теперь ваш вариант:Задание 2, - с. 233.

VI. Корректировка созданного хокку.

VII. Подведение итогов урока.

Закончилось наше путешествие в царство хокку.

1. Беседа с классом:

- Интересным ли оно было для вас?

- Достигли ли мы той цели, что ставили в начале урока?

- Что такое хокку? Из скольких строк и слогов оно состоит?

- Смогли ли всмотреться и вслушаться в мир хокку?

- Что показалось особенно интересным?

- Какие мысли, и каких поэтов запомнились? Понравились?

2. Оценки за урок.

3. Домашнее задание.

Создать хокку на темы: "Край родной", "Времена года", "Друзья", "Школа", "Жизнь", "Грусть". (1 - 2 темы на выбор).

Лучшие работы учеников. (Приложение)

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Программа для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной для 5 - 11 классов. М.: "Просвещение", 2005.
  2. В.Я.Коровина. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: "Просвещение", 2005.