Ситуационный подход к индивидуальному уроку в Детской школе искусств

Разделы: Музыка, Администрирование школы


В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. В этом направлении давно уже работают Детские школы искусств. Но в настоящее время и они находятся в поиске обновления образования и обогащения методов преподавания. Это обусловлено многими факторами: новыми условиями жизни нашего общества и развития современного мира в целом, изменениями вкусов, пристрастий, музыкального языка, звуковой атмосферы в которой растут наши дети.
Все выше сказанное требует от современного педагога владения новыми подходами в управлении учебным процессом на уровне урока. Одним из актуальных направлений в этой области - является ситуационный подход, при котором изменениям подвергаются, прежде всего, психология самого педагога, стиль его поведения на уроке, происходит переоценка своего места и роли в системе управления уроком.

Известная неопределенность результатов полученного образования в ДШИ, возможные расхождения между целями и результатами обуславливают специфику подхода к определению целей в этой сфере образования.
Феномен расхождения целей и результатов связан и с многоуровневой системой мотивации любой образовательной деятельности.
Вполне возможна ситуация, когда на «управленческом уровне» ожидаются одни результаты образования, на «педагогическом уровне» ориентируются на другие результаты, а сами учащиеся считают наиболее значимыми какие-то иные результаты.
В связи с этим возникает необходимость создания условий, обеспечивающих согласованность целевых ориентиров на всех уровнях. И кому как не преподавателю, находящемуся в непосредственном контакте с учеником, встать в центре по управлению столь непростым процессом.

В Детские школы искусств приходят разные дети. Причем у них не только разные способности, и возраст, но разные условия в которых они воспитываются дома и в школе. Поэтому педагогу важно владеть методологией ситуационного подхода к управлению своим уроком:

  • преподаватель должен быть знаком со средствами профессионального управления учебным процессом, которые доказали свою эффективность. Это   подразумевает   знание   процесса   управления,   индивидуального   и группового   поведения,   системного   анализа,   методов   планирования   и контроля и количественных методов принятия решений.
  • преподаватель должен уметь предвидеть вероятные последствия ( как положительные, так и отрицательные ) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации.
  • преподаватель должен правильно интерпретировать складывающуюся учебную ситуацию с тем или другим учеником. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
  • преподаватель должен уметь отбирать конкретные приемы и методики обеспечивающие   успех   в  работе   с  учеником   в  достижении   целей   в конкретных ситуациях.
  • преподаватель   должен   творчески   подходить   к   осмыслению   каждой ситуации на своем уроке. При этом, следует отметить, что опыт в данном подходе имеет полезный смысл только в применении творческих приемов, а в воспроизведении каких-то действий его ценность ограничена.

В каких же случаях преподавателю необходим   ситуационный подход? Очень важной на наш взгляд является проблема музыкального репертуара на уроках по общему и специальному инструменту. Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков музицирования и самостоятельного творчества. Но современный педагогический репертуар поистине необозрим.
Он включает в себя разнообразнейшую музыку от добаховских времен до наших дней. Сохраняя, как незыблемую основу свой классический фонд -педагогический репертуар постоянно обновляется для всех музыкальных инструментов. Основные источники его пополнения - это сочинения современных композиторов, создаваемые специально для детского музицирования, обработки народных песен и эстрадные произведения, а так же новые публикации произведений старинных мастеров. Преподавателю важно грамотно ориентироваться в этом многообразии нотной литературы и правильно подобрать ученику репертуар исходя из его способностей и целевых установок. В одном и том же классе учащиеся могут проходить разную по сложности программу. Это обусловлено тем, что в контингент обучающихся в ДШИ входят практически все желающие и поэтому среди них оказываются дети не только с хорошими и средними, но и минимальными музыкальными данными. В связи с этим у преподавателей создалась необходимость поиска новых форм и методов обучения для учащихся не претендующих на дальнейшую музыкальную специализацию. В ходе этой работы многие педагогические коллективы пришли к выводу, что целесообразно адаптировать программу ДШИ утвержденную Управлением учебного заведения Министерства культуры России сообразно сложившейся ситуации, учитывая достижения мировой культуры, российские традиции и культурные особенности своего региона.
При этом необходимо помнить, что ребенок являет собой веер траекторий развития, и никому не дано предугадать, какая встреча, какое взаимодействие со средой будет для него решающим. В процессе обучения у ученика могут неоднократно меняться цели. В такой ситуации педагогу нужно быть постоянно готовым к изменению педагогической стратегии и тактики.

Порой воздействие преподавателя школы искусств на личность ребенка превышает влияние целого педагогического коллектива и тем самым становится основным, а все остальные дополнительными. Нередко мудрый педагог «дополнительного образования» способен поменять всю систему ценностей и личностные ориентации ученика. Для того чтобы учесть все ситуации он должен уметь использовать новые ресурсы, видеотехнику, взаимообучение, метод проектов и т.д. При этом координировать свою деятельность с другими педагогами у которых учится ребенок, а также с его родителями. Последние, в частности, помогают в определении учебных целей в соответствии с их собственным пониманием и потребности каждого ученика (соучастие). В качестве основной цели рассматривается развитие ученика (физическое, социальное, моральное, психическое и интеллектуальное). Жесткие условия обучения недопустимы. Педагог с учеником или небольшой группой учеников работают вместе над достижением сообща выработанных целей развития с учетом их потребностей и образовательных ресурсов, которые могут корректироваться в процессе обучения в зависимости от ситуации (разнообразие целей и многовариантность их достижения).

Таким образом, хочется отметить, что ситуационный подход в настоящее время действительно требует активного изучения и применения на практике преподавателями ДШИ, так как их грамотное поведение в той или иной ситуации поможет преодолеть любые трудности в работе с их подопечными. Суть ситуационного подхода можно свести к четырем тезисам:

  1. Любая организация, в том числе и ДШИ, как по совокупности и направленности внутренних процессов, так и по характеру воздействий внешней среды находятся в постоянно измененных условиях, т.е. в разных ситуациях.
  2. Не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях.
  3. Эффективность управления достигается, прежде всего, мобильностью и приспособляемостью к той среде, в которой работает данная организация.
  4. Внутренние состояния организации и внешние условия находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности.

Вот поэтому система образования, в том числе дополнительного требует постоянной подстройки к ритму современного общества, к постоянно меняющейся ситуации, что создает необходимость искать пути его усовершенствования, вести поиски новых технологий и методов. И в таких условиях преподавателю важно уметь не только корректировать педагогическую деятельность в зависимости от сложившейся ситуации, но и регулярно анализировать результаты, чтобы избежать ошибок и повысить эффективность в своей работе с учеником.
Таким образом, ко всему вышесказанному можно подвести итог: ситуационный подход направлен на усовершенствование учебного процесса на уроках ДШИ, т.к. в настоящий момент является неотъемлемой частью современной управленческой практики.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Басовский Л.Е. Менеджмент.-М.; 2004г.-210с.
  2. Кузнецова Н.А., Яковлева Д.Е.   Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. - М.: 2003г.-94с.
  3. Подуровский В.М., Суслов Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.-М.: 2001г. 320с.
  4. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельного учреждения дополнительного образования детей. - М.: 2004г.-110с
  5. Ямбург Е.Л. Школа для всех: адаптированная модель. - М., 1997г.-352с.