Организация проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время

Разделы: Литература


В своей работе я хочу рассказать о том, как организую проектную деятельность на уроках литературы и во внеурочное время.

Использование метода проектов реализуется на материале ныне действующих Стандарта и учебных программ по литературе и включается в организационные рамки существующего в современной школе образовательного процесса, то есть в рамки классно-урочной системы. Следует обратить внимание на то, что я работаю в классах с наполняемостью не более 20 человек, именно в этих условиях реализация метода проектов происходит наиболее эффективно.

В основе метода проектов – всегда решение какой-то проблемы, что предполагает, с одной стороны, возможность интегрирования знаний и умений из различных сфер, а с другой – использование разнообразных приемов, методов и средств обучения (исследовательского, поискового, и других, творческих по своей сути, методов). Для старших классов наиболее приемлемым считаю исследовательский метод.

При использовании этого метода учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы, обобщения, а не получают знания в готовом виде.

В работе над проектом планирую совместную работу с учащимися на протяжении нескольких уроков и самостоятельное выполнение исследовательских заданий группами учащихся в течение от 1-2 недель до нескольких месяцев.

Наиболее приемлемой формой предъявления выполненного задания считаю презентацию. Презентация – важный навык, который развивает речь, рефлексию. Приучаю учащихся к тому, что коль вы поставили цели, распределили задачи, выполнили работу, расскажите, что получилось, сделайте выводы, представьте аудитории свою работу.

Для формирования проектных умений использую два вида урочных занятий.

Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Однако таких уроков провожу немного, поскольку на них нужно специально выделять учебные часы. Например, тему: «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени» (11 класс) изучаю на основе метода проектов в течение нескольких уроков. Цель проекта – составление антологии произведений о Великой Отечественной войне. Пошаговая разработка проекта выглядит следующим образом:

  1. Перед всеми учащимися ставится задача отобрать произведения для антологии произведений о Великой Отечественной войне из списка предложенных для чтения (4-5 произведений).
  2. Продумать название сборника и оформление обложки.
  3. Написать предисловие к сборнику.
  4. Написать биографические справки о писателях.
  5. Создать презентацию в формате Power Point: Представление автора, произведения.

Даю учащимся следующий список произведений для чтения: Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «В списках не значится», «А зори здесь тихие», В.Некрасов «В окопах Сталинграда» и др.

Произведения учащиеся читают дома. Вместе с ними анализирую одно произведение. Проект предусматривает групповую и индивидуальную работу учащихся, которые могут выбрать вид деятельности, близкий и интересный им.

Этапы работы над проектом следующие:

  1. Урок-анализ рассказа В.П.Астафьева «Звездопад».
    Домашнее задание: учащиеся делятся на группы по желанию и создают презентации в формате Power Point: Представление автора, произведения или сборника.
  2. Конференция – представление сборника. На этом уроке учащиеся представляют свои проекты.

Второй вид – урок, на котором могу использовать проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания.

Особенно увлёк учащихся 11 класса проект «Образ Иешуа Га-Ноцри в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита, который был представлен в виде презентации на уроке «Роман в романе: осмысление библейской темы. Образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри». Самостоятельное выполнение исследовательских заданий группой учащихся проходило в течение двух недель.

Цель исследования: Сопоставить евангельские главы, описывающие жизнь и смерть Иисуса Христа с ершалаимскими эпизодами романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Перед школьниками стоял вопрос: «Что и почему изменил Булгаков?» После того как учащиеся сопоставили евангельские главы и эпизоды романа Булгакова, они пришли к выводу, что писатель не пересказал, а переосмыслил евангельский сюжет, Иешуа Га-Ноцри – сын Человеческий. Он проповедует моральный идеал добра, сострадания ко всем людям.

Организую проектное обучение во внеурочной деятельности.В рамках кружка «Проба пера» в 2008 учебном году учащиеся участвовали в проекте «Создание рукописной книги». Работа над этим проектом проводилась в течение пяти месяцев. Результатом проекта стала рукописная книга «Никто не забыт, ничто не забыто», которая была представлена на областной конкурс. В предисловии авторы обратились к читателям со словами: «В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 65-летие Победы советских войск под Сталинградом.

«Победа наших войск под Сталинградом знаменовала собой начало перелома в войне в пользу Советского Союза и начало изгнания вражеских войск с нашей территории», - писал выдающийся полководец ХХ столетия Г.К.Жуков.

Сегодня мы склоняем головы перед памятью миллионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привёл в конечном счёте к победе над врагом.

Вечная им Слава! Вечная Память!

О жителях нашего города, которые пережили суровые времена, хотим мы рассказать в своей книге, о родном городе, который в течение шести месяцев был прифронтовым».

Школьники написали о ветеранах Великой Отечественной войны, которые живут в г.Дубовке, расположенном в пятидесяти километрах от города-героя Волгограда, о жителях, которые были свидетелями тех суровых годов (1942-1943), которые сумели победить страх, выжить и продолжать воевать на полях сражений и в тылу.

Мои ученики с удовольствием участвуют в проекте «Со страниц на сцену». Старшеклассники готовят спектакли для обучающихся, родителей и учителей. Зрители, словно завороженные, наблюдают за Гринёвым и Машей Мироновой, за Пугачёвым и Швабриным из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Для младших школьников юные актёры инсценируют «Сказку о царе Салтане…», «Золушку»... Тишина во время исполнения и бурные аплодисменты зрителей – вот доказательство актёрского успеха ребят. Однако участие в таких проектах требует огромной подготовки и большого затрата времени.

В результате вовлечения в проектную деятельность на уроках литературы и во внеурочное время у учащихся происходит развитие таких черт характера, как коммуникативность, целеустремленность, настойчивость, ответственность, адаптивность, креативность. Так что организация проектного обучения на уроках и во внеурочное время необходима современной школе, поскольку обществу требуются образованные люди, не столько вооружёнными знаниями, сколько умеющими их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.