Интегрированный урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Разделы: Литература


Цель: через образы иллюстраций мастеров - художников, музыкальные образы, литературные образы уяснить сущность глубочайшей сказки А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Задачи: продолжить работу над развитием речи учащихся, сценическим искусством, познакомить учащихся с элементами поиска, исследования художественного текста.

Оборудование:

  • Портрет А.С.Пушкина.
  • Мольберты, кисти, краски,
  • Иллюстрации художников: К.Пашкова, И. Билибина, Т. Мавриной.
  • Художественные работы учащихся.
  • Фонограмма оперы Римского - Корсакова "Сказка о золотом петушке",
  • Костюмы для инсценирования сказки.
  • Экран, эпидиаскоп, слайды, компьютер.
  • Приложения.

Словарь к уроку:

  1. Зачин - вступление, начало.
  2. Дадон (в народе) - неуклюжий.
  3. Фантастика - образы, созданные воображением.
  4. Сатира - резкое обличение.
  5. Порок-от общеславянского корня - порицание.
  6. Тупик - от общеславянского - безвыходный.
  7. Конфликт - столкновение сторон.
  8. Сарказм - язвительная насмешка.
  9. Опера - музыкально- драматическое произведение.
  10. Либретто ~ словесный текст музыкального произведения (опера).
  11. Режиссер - художественный руководитель.

Эпиграф

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

ХОД УРОКА

I часть урока.

Вступление.

1. Учитель литературы.

Удивительная осень была в том 1884 году, особенно удался сентябрь. Пушкин закончил свою последнюю "Сказку о золотом петушке". За всю осень всего одну небольшую сказку. Как настроение и обстоятельства жизни поэта в этом году не были похожи на все остальные, так и эта "Сказка:" была удивительно своеобразной.

Во всех предыдущих - виден переизбыток творческих и жизненных сил автора. Он чувствуется в неукротимом полёте вольной фантазии.

Приложение 1 Чудесный кот из "Пролога" к поэме "Руслан и Людмила" открывает книгу сказок и идёт со страницы на страницу, переступает лапами по золотой цепи. И рождаются из песен его чудеса:"И на земле чудеса, и на воде чудеса:" Став самостоятельным, "Пролог" венчает все сказки под кроной огромного сказочного дуба. Невероятные образы проходят перед нами, в листве огромного дуба "

Во всех предыдущих виден переизбыток творческих и жизненных сил автора. Он чувствуется в неукротимом полёте вольной фантазии.

Чудесный кот из "Пролога" к поэме "Руслан и Людмила" открывает книгу сказок и идёт со страницы на страницу, переступая лапами по звеньям золотой цепи. И рождаются из песен его чудеса: "И на земле чудеса, и на воде чудеса:". Став самостоятельным "Пролог" венчает все сказки под кроной огромного сказочного дуба. Невероятные образы проходят перед нами, в листве огромного дерева рождается музыка. И каждому, как в детстве, хочется изобразить неведомое и чудесное. Как у Пушкина: "И руки тянутся к перу, перо - к бумаге", так кисти наших юных художников спешат к чистому пока листу.

Слово преподавателю изобразительного искусства. Учитель знакомит учеников с выставкой произведений - иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина художников И. Билибина, Мавриной, Крамского, даёт задание учащимся

Сказки А.С. Пушкина любят дети и взрослые. Самые лучшие художники создавали и создают иллюстрации к этим удивительным сказкам.

"Пролог к поэме "Руслан и Людмила" всегда притягивал художников удивительным проникновением в самый дух русской сказки.

"У Лукоморья дуб зелёный:" (Приложение 1)

Таинственное Лукоморье, дуб, кот и весь сказочный мир. Чудесный кот открывает книгу и ведёт нас по сказке. Вот он взбирается на избушку на курьих ножках, свернулся клубочком в ступе Бабы Яги. А то в образе дракона охраняет царевну.

Художник Крамской изображал Пушкина на фоне темы - Лукоморье. Художник И.Билибин сделал иллюстрации ко всем сказкам Пушкина, Каждая иллюстрация как самостоятельное произведение. А цветная сочная мавринская палитра на редкость созвучна детскому восприятию окружающего мира. Голубой кот, конечно, красивее чёрного или серого, а медведь малиновый потому, что он ест малину. Одежда героев сказок в узорах. И сразу видно, кто тут хороший человек, а кто злой. Линия в рисунках точна, выразительна, орнаментальна.

В.М. Конашевич - весёлый художник, его рисунки забавны, но, иллюстрируя сказки Пушкина, он остаётся серьёзным (экран, эпидиаскоп, слайды).

- Ребята, сегодня мы тоже постараемся проиллюстрировать "Пролог" к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Девиз нашей работы: "Я - художник"

(Учащиеся, сидя за мольбертами, приступают к работе над рисунком)

Звучит музыка из оперы Н.А. Римского - Корсакова. "Тема звездочёта",

"Тема Шамаханской царицы" (Приложение 2)

Слушая музыку, ребята выполняют свою работу- создают иллюстрации к вступлению к поэме Пушкина "Руслан и Людмила" "Пролог".

Учитель литературы

- Мы идём с великим сказочником по едва заметным тропкам, видим таинственные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капли росы, тяжёлых, как ртуть.

- Читается фрагмент "Пролог" к поэме "Руслан и Людмила": "У Лукоморья дуб зелёный:"

Учитель изобразительного искусства:

- "Для меня, - вспоминает художница Маврина, - самое душещипательное стихотворение "У Лукоморья:". Это стихотворение вроде волшебного ларца, из которого показываются вдруг и город, и войско, и народ:". Тут и золотая рыбка, и три чуда из "Сказки о царе Салтане", и королевич Елисей вопрошает солнце и месяц, и царь Дадон собирает войско в поход.

- Музыка затихает, учитель изобразительного искусства подводит итог работе над созданием иллюстрации к "Прологу" к поэме Пушкина "Руслан и Людмила".

Отмечаются лучшие работы по цвету, форме,образу, оригинальности

Работы отбираются для выставки, помещаются на стенд. Выставляются оценки.

II часть урока.

Учитель музыки: (Приложение 3)

- 15 октября 1906 года Н.А. Римский - Корсаков записывает первые такты новой оперы - "Золотой петушок". А в августе 1907 года и художник И. Билибин и композитор Римский - Корсаков заканчивают свои шедевры на сюжеты последней сказки Пушкина. Каждый из них пришёл к сказке самостоятельно. Добрый юмор, звучавший в "Сказке о царе Салтане" перерождается в сарказм и сатиру. Адрес сатиры в то время был понятен всем. Не случайно современники указывали на сходство образа царя Дадона с российскими монархами:

Александром I, Николаем I, Николаем II. Да и сам композитор не скрывал этого. "Дадона надеюся осрамить окончательно",- заявлял он. Цензура оперу на сцену не пропустила, пушкинские стихи яростно вычёркивались из либретто. Только после смерти композитора , 24 сентября 1909 года, в частном театре Зимина состоялась премьера "крамольной оперы"

Цель II части урока:

Прослушать фрагменты оперы Римского - Корсакова и представить образы, которые рисовали и Пушкин - поэт, и композитор.

Звучат фрагменты оперы.

-Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях, делают выводы.

Учитель подводит итог :

-Опера обличает всяческий деспотизм и порождённую им психологию духовного рабства. Она не только обличает. Последний акт оперы - это приговор Дадону. Покончено с его слепой властью. Над ним можно только потешаться. Но тревожно звучит предостерегающий крик петушка. Создаётся настроение жуткой неопределённости.

Учитель. Продолжим работу над темой урока.

III часть урока.

Девиз этой части урока: "Я - режиссёр"

Учитель: И в "Сказке о царе Салтане, и в "Сказке о мёртвой царевне", и в "Сказке о золотом петушке" каждая строчка хранит частицу души поэта.

"Слова скупы, а чувства щедры:"

Свободно, стремительно движется сказка, в душе ещё звучит музыка Римского - Корсакова, а сказка сама просится на сцену.

Инсценирование фрагментов "Сказки о золотом петушке"

Исследовательская работа по "Сказке о золотом петушке"

Форма работы - ролевая игра.

Учитель. Я как режиссёр - постановщик, поставила сказку так, как вы её сейчас видели.

Задача: представьте себя на месте режиссёра: (Приложение 3, 4)

Какие образы вас больше всего затронули?

Какие черты характера отметили вы у героев?

Как одеты артисты?

Ваши советы актёрам. На что они должны обратить внимание, представляя нам того или иного героя сказки?

(Учащиеся активно представляют себя в роли режиссёра)

Просматриваются некоторые сцены, особенно запомнившиеся ребятам.

Вывод - заключение:

"Сказка о золотом петушке" А.С. Пушкина пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого.

Тревожно звучит предостерегающий крик петушка. Последние фразы в опере Римского - Корсакова окрашены настроением жуткой неопределённости, леденящим холодом веет от иллюстраций прекрасных художников - иллюстраторов.

"Что даёт новая заря?"

И вопрос этот не только о настоящем, но и о будущем России.

Обобщение. Итог всей работе учащихся на уроке.

IV. Дом. задание: Написать свою "Зимнюю сказку" (с последующим иллюстрированием).