Портфолио учебных достижений первокласснков в условиях безотметочного обучения

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.

Вопрос о том, на каких основаниях, по каким критериям и каким образом должны оцениваться учебные достижения школьников, без преувеличения относится к числу ключевых для образовательной практики.

Именно школьная оценка сегодня выступает одной из опорных точек взаимодействия всех субъектов образования: учеников- учителей- родителей.

Оценка - это важнейший эффективно мотивирующий и содержательно направляющий ориентир для ученика, родителей, но одновременно это и фиксация результатов деятельности каждого педагога, и ориентир для школьной администрации, важный показатель для успешного прохождения аттестации.

Очевидно, функционируя на стыке стольких интересов, оценка должна отвечать определенным требованиям и в первую очередь быть объективной и достоверной.

Поэтому именно перед учителем встают принципиально новые по своему содержанию профессиональные задачи, среди которых особое место занимает овладение современными формами оценивания.

Каждое общеобразовательное учреждение вправе принимать свою "оценочную политику", в тоже время, которая не вправе идти вразрез с требованиями Письма Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

Именно в этом письме зафиксировано требование, что "В первом классе исключается система бального оценивания: во 2-м классе оценки ставятся в 1-ой четверти только после того, как закончится повторение изученного в первом классе.

Работая в условиях безотметочного обучения, учителю необходимо самому определиться с оценочной деятельностью, такой, которая позволила бы устранить негативные моменты в обучении, способствовала бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности. Это один из самых важных и сложных вопросов в организации школьного обучения.

К сожалению, сегодня ещё нельзя сказать, что система безотметочного обучения разработана на уровне технологии. Хотя общие подходы к её построению учёными определены и сформулированы, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы её организации (Что оценивать? Как оценивать? Каким образом?).

Можно выделить несколько этапов организации работы в режиме безотметочной системы оценивания.

Этап 1 - принятие школьной единой оценочной политики.

Этап 2 - определение общих подходов к оцениванию при безотметочном обучении.

Этап 3 - выработка правил оценочной безопасности.

Этап 4 - работа учителей в режиме безотметочного обучения.

Я испробовала разные варианты оценивания учебных достижений первоклассников.

В 2002 г., участвуя в областном эксперименте по обучению чтению по УМК Штеца А.А, отслеживание учебных достижений первоклассников проводилось с помощью технологических карт.

В 2008 г. - это несколько иное поведение итогов, на мой взгляд, более продуктивное, чем предыдущее.

Прежде всего выявлен уровень подготовки обучающихся на начало учебного года; проведена психологическая диагностика познавательных процессов, т.е. проведена стартовая диагностика, или оценка начального уровня подготовки учащихся (эту работу организуют все учителя, методик проведения достаточно).

Далее организую работу по сравнению результатов стартовой работы с результатами в конце изучения темы, раздела, чтобы зафиксировать "прирост" в умениях каждого ученика.

Какие же оценочные средства я использовала в прошлом учебном году, помогающие самим учащимся и их родителям видеть насколько успешно идет процесс обучения?

В практической работе в качестве способа самооценки достижений каждым обучающимся использовала шкалы, предложенные и описанные Г.А.Цукерман.

На полях рисовали 2 прямые линии, далее ученик крестиком отмечал свое мнение о выполненной работе, если я соглашалась, то обводила их и т.д.

Эта методика была продуктивна на первых этапах обучения, но из-за разной подготовки обучающихся она очень сложна, не всегда эффективна.

Можно оценивать с помощью других измерителей, главное, чтобы формы фиксации не переводились в традиционные отметки.

Для оценки предметных знаний, умений и навыков я веду "Листы индивидуальных достижений".

Дети выполняют работы различного характера, эти работы собирают в папку, на основе анализа этих работ заполняю "Лист индивидуальных достижений".

1-ый лист заполнили дети сами, а потом по итогам каждой четверти веду я.

В "Листе индивидуальных достижений" учащегося фиксируются его маленькие "победы".

Родители всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери. Каких успехов достиг их ребенок в обучении?

Эта работа индивидуальна. Мы сравниваем ребёнка только самого себя с самим собой. Каким был, что знал, и каким стал, что нового узнал и чему научился.

Подкрепляется эта работа диагностикой развития психических процессов.

Чаще всего оценка предметных знаний, умений, навыков совпадает с оценкой уровня развития психических процессов.

Такой контроль направлен на выявление индивидуальной динамики развития младших школьников с учётом его личностных особенностей и индивидуальных достижений. Он позволяет проследить, как идёт развитие того или иного умения/навыка. Даёт возможность всем участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, внести коррективы, бережно относиться к процессу становления навыка, учесть темп обучаемости ребёнка, его индивидуальность. Но он требует от учителя очень большой затраты сил.

Общие тенденции мирового развития обусловили необходимость существенных изменений в системе образования. "Концепция модернизации российского образования до 2010 г." формулирует задачу следующим образом: ":. школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции."

В стандартах I поколения был обозначен перечень общих учебных умений, навыков и способов действий, а в требованиях к уровню подготовки включен раздел "Использование приобретённых знаний в практической деятельности и повседневной жизни; чтобы дети смогли жить и действовать в современном мире".

Сегодня идёт обсуждение стандартов II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни.

Таким образом, кроме оценки предметных знаний, умений и навыков в настоящее время необходимо выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни: тетради открытий, портфели достижений, презентации, выставки.

Уже сегодня имеются образцы комплексных письменных работ с 1-го по 4-ый класс, которые помогут проследить динамику формирования универсальных знаний, умений и навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения (т.е. компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем).

Таким образом, начальная школа опять на пороге перемен.

Итоговое оценивание в конце обучения в начальной школе предлагается проводить в форме накопительной оценки, т.е. синтез накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника (это и лист индивидуальных достижений, оценка наиболее существенных работ + папки работ учащихся, составляющих портфолио + достижения ребёнка в умении сотрудничать, выполнять различные учебные роли, навыки работ с информацией, т.е. индивидуальный прогресс ученика в различных областях).

Ведение "Листов индивидуальных достижений", начиная с первого класса, позволит всем участникам образовательного процесса получить синтез накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.