Проект как вид деятельности на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


Внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения школьниками иностранным языком.

Проектная технология является действенным инструментом формирования учебно-познавательной компетенции учащихся как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, что указано в федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам [1,с.16]. Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.

Представление результатов проектно-исследовательской деятельности дает возможность учащемуся продемонстрировать умения излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Tom Hutchinson даёт следующее определение слова «проект»: - это практическая методология, которая вводит в практику основные принципы коммуникативного подхода в процессе обучения языку.[3, c. 5] Современные УМК уделяют достаточное внимание проектной деятельности на уроках.

Хотелось бы привести в пример учебник английского языка Милли для 4 класса общеобразовательных учреждений, автор С.И.Азарова, Э. Н. Дружинина и др. УМК « Милли-4» является заключительной частью учебного курса « Милли» для 2-4-х классов общеобразовательных учреждений России и составляет с курсом « Английский язык нового тысячелетия» единую линию для 2-11-х классов. УМК « Милли-4» предназначен для учащихся 4-го класса и состоит из учебника, книги для учителя, рабочей тетради, набора аудиокассет и набора карточек для обучения говорению и чтению.

Интерес учащихся вызывает создание следующих мини-проектов:

  • Make a design of your own Funtown. Draw the streets of your town. Write the names of the streets. Draw the buildings and rides you want to have in your town. Stick the buildings on your map.
  • Make a programme of your festival. Write where and when you’ll have the festival, plan to make decorations, masks, and fancy dress, choose the music, songs and rhymes, make a list of guests.
  • Write a story to a school magazine about championship, make the medals.
  • Make your own Dinosauria poster. Make fact files about all the dinosaurs you know, stick the map of the world in the middle of your poster, colour, cut out and stick the dinosaurs onto the poster, write fact files under each dinosaur, draw a line joining the dinosaur with the country where it was found.
  • Make up a fairy tale. Use the plan in your book.

В 5-7 классах средней школы закладываются основы исследовательской деятельности. Но как показала практика уже в 4-ом классе можно на уроках вводить мини- проекты. На этом этапе можно создавать ситуации, которые позволят учащимся самим находить новые темы для исследований. Вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.[4]

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Поощрение самостоятельности учащегося.
  2. Проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения.
  3. Большинство проектов может выполняться индивидуально, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

Проект осуществляется по определенной схеме:

  1. Подготовка к проекту.
    Учителю необходимо продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов.
  1. Организация участников проекта.
    Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
  1. Выполнение проекта.
    Совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств.
  1. Презентация проекта.
    Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д. Процедура защиты проектной работы моделирует ситуацию, когда учащийся вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, затем выслушать мнение оппонентов по данному вопросу, согласиться или не согласиться с ними, объяснив свою позицию, отвечать на вопросы.
  1. Подведение итогов проектной работы.
    Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, могу использовать различные способы поощрения учащихся.

Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и моя семья», «Мы - чемпионы», «Праздники различных стран». С удовольствием ученики выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Достоинства метода проектов:

  • отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);
  • развитие навыков самообразования и самоконтроля;
  • развитие навыков групповой деятельности;
  • повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;
  • повышение мотивации;
  • развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;
  • интеграция различных предметов.

Некоторые методисты предполагают, что проектный метод чреват немалыми трудностями не только для ученика, но и для учителя. Несмотря на все трудности, этот метод весьма эффективен. Он повышает общую мотивацию учащихся, так как это личностно-ориентированный вид работы. Проект повышает значимость английского языка как средства общения. Проектная деятельность опирается на межпредметные связи, что способствует развитию у учеников познавательной активности, воображения, навыков работе в команде. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения английским языком. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Все это способствует изменениям показателей качественной успеваемости учащихся по английскому языку.

Проект как метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки) // Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе». - 2004. - № 4.
  2. Клюева Н.Н. «Проектная методика - одна из активных форм обучения английскому языку. Новосибирск, 2005
  3. Tom Hutchinson. Project English/Oxford University Press 1985.
  4. Гольдт Е.В. «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ». Красноярск, 2005