Разработка урока по теме "Линейная функция" (7-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 7


Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цели урока.

  • Образовательные: проверка умений распознавать линейную функцию  по формуле, графику, по словесному описанию; умение задавать формулой линейную функцию, заданную графически; рассмотреть зависимость расположения графика линейной функции в координатной плоскости от значения числа k≠0 (углового коэффициента прямой).
  • Развивающие: работа по развитию навыков тестирования, подготовка для дальнейшего изучения функций в школьном курсе алгебры; работа по развитию умения обобщать полученные результаты.
  • Воспитательные: формировать интерес к данному предмету, содействовать воспитанию интереса к математике, особенно в условиях информатизации общества, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Задачи урока. Применение знаний, контроль знаний по теме.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе урока. Обобщение и систематизация знаний по теме «Линейная функция, ее свойства и график; умение распознавать линейную функцию  по формуле, графику, по словесному описанию; умение задавать формулой линейную функцию, заданную графически; выработка умений  подмечать закономерности; интерес к предмету, умение выполнять задания в любой тестовой форме; умение  общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Необходимое оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационной момент. Приветствие учащихся, положительный настрой на урок.

2. Фронтальный опрос учащихся по слайдам презентации, составленной по заданиям домашней работы:

а) Повторим основные понятия темы: на интерактивной доске появляются вопросы по теме, на которые учащиеся отвечают устно.

  • Какая функция называется линейной?
  • Что является графиком линейной функции?
  • В каком случае линейная функция возрастает?
  • В каком случае линейная функция убывает?
  • Когда прямая y=kx+m  образует с положительным направлением оси х острый угол, а когда – тупой?

б) Является ли линейной функция, заданная формулой?

у=х(х-6), у=х/3, у=3(х-8)+3, у=х(х+9)-5.

в) Поставьте соответствие между графиком функции  и формулой функции.

Один из учащихся выходит к доске и ставит соответствие функция – график.

г) Определите, график какой функции изображен на рисунке? Учащимся предлагается три функции, из которых они должны выбрать только одну, график которой изображен на доске.

д) Определите значения коэффициентов k и b линейной функции, график которой  изображен на рисунке. Путем рассуждений учащиеся выполняют задание.

е) Определите значения коэффициентов k и b графиков функций, изображенных на рисунках.

Учащиеся по одному выходят к доске и около графика соответствующей функции записывают значения коэффициентов.                                  

3. Тест с последующей взаимопроверкой по слайдам презентации. Каждый учащийся получает карточку для заполнения ответов теста. После окончания работы учащиеся меняются карточками и проверяют правильность выполнения теста друг у друга, сверяя правильные ответы на доске.

1 вариант

2 вариант

№1. Какие из функций, заданные формулой, являются линейными?

А. y = 5x
В. y = x2/8
C. y = 7x(x-1)
D. y = x+1

A. y = 3x2 +5
B. y = 8/x
C. y = 7(x + 9)
D. y = 10x

№2. Выпишите номера прямых y = kx + m, где

k > 0

A. I,II,III,V

B. I,II,IV

C. IV,VI

D. IV,V,VI

k< 0

A. I,II,III,V

B. I,II,IV

C. IV,VI

D. IV,V,VI

№3. Определите, какая из точек принадлежит графику функции

А(0;3), В(-3;-4), С(0;5), D(-1;8), Е(2;10)

y = 3x+5

А. А,В

В. В,С

С. C,D

D. D,E

y = -3x+6

А. А,В

В. В,С

С. C,D

D. D,E

4. Решение задания на 2 и 4 баллов из задания КИМов, предлагаемых на экзаменах в 9 классе по алгебре по новым технологиям. Разбирает решение 1 учащийся на доске с подробным объяснением.

Задание на 2 балла. Постройте график функции y = 0,5x + 3. Какие значения принимает функция, если 0 ≤ х ≤ 8?

Задание на 4 балла. График функции y = kx + b пересекает ось Оy в точке А(0;7) и проходит через точку М(-2;1). Найдите коэффициенты k и b.

5. Выполнение контрольного теста по теме «Линейная функция и ее график» (приложение 1).

Сдача тетрадей на проверку.

6. Итоги урока. Оценки. Запись домашнего задания.

Приложение 2. Презентация к уроку.