Урок подготовки к зачёту по теории в 6 классе по теме «Обыкновенные дроби».

Разделы: Математика


Уроки такого плана я провожу после  анализа контрольной работы, перед зачётом по теории. Ошибки уже разобраны, проанализированы и исправлены. На следующем уроке ещё раз повторяем и проговариваем все математические понятия, правила, алгоритмы. Большая часть урока отводтся на устный опрос.

Цели урока:

  1. повторение, обобщение, закрепление учебного материала;
  2. формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности.
Формулируются цели урока, задаются тематические рамки повторяемого материала. (1-2-3 минуты).

I I. Актуализация знаний.
- Организуется повторение теоритического материала;
- проводится самостоятельная работа;
- самопроверка своих работ учащимися по готовому образцу с фиксацией ошибок

1. Разбей дроби на группы, укажи признак разбиения.

(- правильные;
- неправильные;
- сократимые;
- несократимые).

2. Какими основными свойствами обоадают дроби каждой группы?
(Ответы детей в виде «мозгового штурма», затем распределяем по каждой группе. При этом обращем внимание на грамотное оформление устной речи, правильное использование математической терминологии. Работа проводится на интерактивной доске.)

3. Каким одним словом мы можем объединить все эти дроби?

4. Продолжите предложение:
- Обыкновенная дробь – это …

5.Следует ли из предыдущего ответа, что теперь мы можем выполнить деление на ноль?
6. Какие основные математические действия с обыкновенными дробями мы можем выполнить?
(- сравнение;
- сложение;
- вычитание;
- умножение ).
Что ещё можем делать с обыкновенными дробями?
( - сокращать;
- домножать числитель и знаменатель на одно и то же число, отличное от 0;
- выделять целую часть).

7. Итак, сравнение дробей. Какие методы сравнения обыкновенных дробей можете применить?
(- алгоритмические правила;
- логические рассуждения «сравнение с промежуточным числом»).

8. Какой способ сравнения дробей более рационален в каждом случае?

( - дроби с одинаковыми знаменателями;
- дроби с одинаковыми числителями;
- правильная и неправильная дроби;
- сравнение с промежуточным числом;
- сравнение по недостатку до целого.).

9. Следующее действие с обыкновенными дробями – сложение. Какие могут возникнуть ситуации при сложениии?
( - дроби с одинаковыми знаменателями;
- дроби с разными знаменателями;
- целое число и дробь;
- целое число и смешанное число;
- смешанные числа).

10. Какие могут быть случаи в результате выполнения сложения дробей и что нужно сделать?
( - сократимая дробь – сократить;
- неправильная дробь – выделить целую часть).

III. Локализация затруднений.
11. Выполните действия:
(4 человека работают у доски, затем выполняем проверкувсем классом, используя приём игры  «Да, да-нет, нет»).

IV. Построение проекта преодоления затруднений

12. Какой из данных случаев наиболее сложен для вас? Что вызывает затруднение?
(Учащиеся выяляют применяя пошагово эталоны, соответствующие нормам, в чём именно заключаются ошибки (место в алгоритме, прзнак понятия и т.п.),и исправляют их на основе правильного применения эталонов).

V. Обобщение затруднений во внешней речи
(Обобщаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение).

По такому плану происходит разбор каждого действия с обыкновенными дробями.
 
13. Следующее действие о котором мы должны поговорить – вычитание. Всегда ли мы можем выполнить вычитание?
( - нет, вычитание выполнимо, если уменьшаемое больше вычитаемого).

14. По итогам контрольной работы наиболее распространённой ошибкой стало вычитание смешанного числа из целого и вычитание смешанных чисел, если дробная часть делимого меньше дробной части делителя.

15. Выполните действия:

16. Считаем устно:

17. Какое действие выполняли? Как выполнить умножение обыкновенных дробей?

18. Найдите значение:

19. Какое действие выполняли? Как выполнить умножение натурального числа на обыкновенную дробь?

20. Вычислите:

21. Какое действие выполняли? Как выполнить умножение натурального числа на смешанное число?

 22. Какой остался случай выполнения умножения?
(-смешанного числа на смешанное число)
Как выполнить это умножение?
(проговаривается алгоритм и все возможные случаи).
Работа у доски по карточкам:

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

(Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, какими способами они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке, выставляем оценки в журнал и дневники).         

VII. Домашнее задание: повторить весь теоритический материал, подготовиться к зачёту по теории.