Урок по теме "Определение подобных треугольников, отношение площадей подобных треугольников"

Разделы: Математика


Цель урока: дать определение подобных треугольников,  доказать теорему об отношении подобных треугольников.

Задачи урока:

  • Образовательные: учащиеся должны знать определение подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников, уметь применять их при  решении задач, реализовывать межпредметные связи с алгеброй и физикой.
  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательность, прилежание, воспитывать культуру поведения учащихся.
  • Развивающие: развитие у учащихся внимания, развития умения рассуждать, логически мыслить, делать выводы, развития у учащихся грамотной математической речи и мышления, развивать навыки самоанализа и самостоятельности.
  • Здоровьесберегающие: соблюдение санитарно-гигиенических норм, смена видов деятельности на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал: самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса А.П. Ершова, и др.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

II. Сообщение темы урока.

Учитель: В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров.

Пример: футбольный и теннисный мячи.

В геометрии фигуры одинаковой формы называют подобными: любые два круга, любые два квадрата.

Введем понятие подобных треугольников.

Определение: Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.

Число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников, называется коэффициентом подобия. ΔABC ~ A1B1C1

1. Устно: Подобны ли  треугольники? Почему? (заготовленный чертеж на экране).

а) Треугольник ABC и треугольник A1B1C1, если AB = 7, BC = 5, AC = 4, ∠A = 46˚, ∠C = 84˚, ∠A1 = 46˚, ∠B1 = 50˚,  A1B1 = 10,5 , B1C1 = 7,5, A1C1 = 6.

б)  В одном равнобедренном  треугольнике угол при вершине равен 24˚, а  в другом равнобедренном треугольнике угол при основании равен 78˚.

Ребята! Вспомним теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

Теорема: Если угол одного треугольника равен углу другого треугольника, то площади этих треугольников относятся как произведения сторон, заключающих равные углы.

2. Письменная работа по заготовленным  чертежам.

рис.1 На экране чертеж:

а) Дано: BN : NC = 1:2,

BM = 7 см, AM = 3 см, 

SMBN = 7 см2.

Найти:  SABC    

(Ответ: 30 см2.)

рис.2 б) Дано: AE = 2 см, 

EB = 5 см, 

AK = KC, 

SAEK = 8 см2.

Найти: SABC    

(Ответ: 56 см2.)

3. Докажем теорему об отношении площадей подобных треугольников (доказывает теорему ученик на доске, помогает весь класс).

Теорема: Отношение двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.

4. Актуализация знаний.

Решение задач:

1. Площади двух подобных треугольников равны 75 см2 и 300 см2. Одна из сторон второго треугольника равна 9см. Найти сходственную ей сторону первого треугольника. (Ответ: 4,5 см.)

2. Сходственные стороны подобных треугольников равны 6см и 4см, а  сумма их площадей равна 78 см2. Найти площади этих треугольников. (Ответ: 54 см2 и 24 см2.)

При наличии времени самостоятельная работа обучающего характера.

Вариант 1

У подобных треугольников сходственные стороны равны 7 см и 35 см.

Площадь первого треугольника равна 27 см2.

Найти площадь второго треугольника. (Ответ: 675 см2.)

Вариант 2

Площади подобных треугольников равны 17 см2 и 68 см2. Сторона первого треугольника равна 8см. Найти сходственную сторону второго треугольника. (Ответ: 4 см.)

5. Домашнее задание: учебник геометрии 7-9 Л.С. Атанасян и др., п. 57, 58, № 545, 547.

6. Подведение итогов урока.