Информационные технологии на уроках окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Чтобы путь был счастливым. Правила безопасной езды на велосипеде.

Цели:

  • повторить понятия «дорога», «дорожно-транспортное происшествие», формировать понятие «велосипед», изучить правила безопасной езды на велосипеде, дорожные знаки и сигналы велосипедиста; 
  • развивать умение самостоятельно мыслить, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление и наблюдательность учащихся, расширять кругозор;
  • воспитывать культуру поведения на дорогах, уважение к правилам дорожного движения.

Материально-техническое оснащение: подростковый велосипед, компьютерная презентация по теме урока, видеофрагмент «Опасные шалости» из учебного фильма по ПДД «Улица полна неожиданностей», плакат №7 «Правила велосипедистов» из серии плакатов «Дорожная грамота», плакат-кроссворд  по теме «Транспорт», книга «Правила дорожного движения Российской Федерации», раздаточный материал «Устройство велосипеда» (карточки), учебник по окружающему миру А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 мин.

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

2 мин.

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

4 мин.

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

5 мин.

 

1 мин.

 

 

2 мин.

 

3 мин.

 

2 мин.

 

2 мин.

 

2 мин.

2 мин

 

1 мин.

 

1 мин.

 

 

2 мин.

 

 

1 мин.

1. Организационный момент.

1) проверка готовности учащихся;

2) оздоровительная  минутка:

– Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Мир, Добро, проникаясь этим состоянием. Так человек творит вокруг себя поле любви, мира, добра. Эти минуты вернутся сторицей.

– Какое у вас  сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу?

2. Актуализация опорных  ЗУНов, мотивационных состояний.

1) сообщение темы урока и целевая установка на урок:

– Сегодня мы продолжим изучать правила дорожного движения. Тема нашего урока называется «Чтобы путь был счастливым». Но это лишь половина названия. Остальную часть вы угадаете сами очень скоро. А девизом урока я предлагаю взять известное вам стихотворение о правилах:

Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому что твёрдо знаю –
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, вообщем-то,  простые.  
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна! 

– К нам сегодня на урок пришёл инспектор  ГИБДД, т.е. Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Он посмотрит, как вы изучаете ПДД, хорошо ли знаете эти правила. За правильные ответы ваши команды получат жетоны. В конце урока мы их сосчитаем и определим самую лучшую команду.

2) опрос-актуализация. Это полезно знать!

– Вспомним вместе правила поведения на улице и в транспорте. На улице: не сорить, обгонять идущих впереди следует слева, если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти, при встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек. В транспорте: не мешайте другим входить в транспорт, уступайте место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять, выходя из транспорта надо помочь тем, кто выходит позднее вас – подать им руку. При переходе улиц надо соблюдать правила дорожного движения.

3) игру «Светофор здоровья» проводит инспектор ГИБДД.

– Я буду показывать картинки с определённой ситуацией поведения детей на улице (Рисунок 1). А вы посоветуетесь всей командой и покажете цветовой сигнал:

красный свет – поведение и поступки, опасные для здоровья;

жёлтый свет – поведение, требующее осторожности и осмотрительности;

зелёный свет – поведение и поступки, полезные для здоровья.

4) кроссворд «Транспорт» (он на плакате на доске).

– Разгадав кроссворд, вы узнаете без чего нельзя ездить пассажирам в общественном транспорте.

кроссворд

1уч. Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, на копытца дай резину, и тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль).

2уч. Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса. По дороге едут ноги и бегут два колеса. У загадки есть ответ. Это мой…(велосипед).

3уч. Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара паровозная сестричка. Кто такая? …(электричка).

4уч. Дом по улице идёт, на работу всех везёт. Не на курьих ножках, а в резиновых сапожках…(троллейбус).

5уч. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома…(трамвай).

– Слова автомобиль, велосипед, электричка, троллейбус, трамвай можно объединить одним словом. Каким?

5) инспектор: «Угадайте, о чём так говорят?»

«Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём» (Транспортное средство).

«Полоса земли или поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств» (Дорога).

«Событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения» (Дорожно-транспортное происшествие, ДТП).

6) мотивация к уроку (показ практической значимости темы урока и пробуждение эмоционального интереса):

– Ребята, сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент «Опасные шалости» из фильма по ПДД «Улица полна неожиданностей». Прошу вас быть внимательными, подумать, что бывает причиной ДТП.

– Просмотренные ДТП возникали из-за незнания или несоблюдения детьми правил безопасности на дороге.

3. Формирование новых знаний и способов действий. Путешествие по России.

1) Игра «Да-нет». Выбор транспорта для путешествия.

– Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы отправимся в путешествие по дорогам нашей Родины, по интересным городам. Но на чём? Транспортных средств много. Поиграем в игру «Да-нет», и вы узнаете, что вам приготовил инспектор ГИБДД.  (Вопросы могут быть примерно такие: «Оно заправляется бензином? Оно работает от электричества? Оно большое? Дети могут им управлять? Это велосипед?»  (В классе появляется подростковый велосипед). Какое определение вы бы дали понятию велосипед? Что такое велосипед? (Велосипед – это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём).

– Итак, вы угадали, мы будем путешествовать на велосипедах. Но для того, чтобы наш путь был счастливым, нам предстоит что? Правильно, нам предстоит изучить правила безопасной езды на велосипеде. Это и есть вторая половина темы нашего урока.

2) Инспектор во время путешествия проведёт викторину по теме «Велосипед», чтобы узнать и оценить уже имеющиеся у вас знания, а также познакомит вас с новыми сведениями.

Остановка 1. Чтобы отправится в путь, надо проверить исправность  велосипеда. Мы оказались на станции техобслуживания (СТО). Вы получаете карточку «Устройство велосипеда» (Рисунок 2). Нужно правильно соединить детали велосипеда и его название.

Остановка 2. Нас остановила дорожно-патрульная служба (ДПС). Чтобы путешествовать дальше, ответьте на вопросы:  Какие правила безопасной езды на велосипедах вы знаете? Какие бывают велосипеды? Как правильно выбрать велосипед? Кто может управлять велосипедом и ездить по дороге?

– Сделаем привал, отдохнём и разомнёмся. Оздоровительная минутка.  1. Движения плечами: пожать плечами 8 раз, пожимать по очереди 8 раз, круговые движения назад 4 раза, круговые движения вперёд - 4раза.  2. Растяжение тела: потянуться вверх -8 раз, вытянуться вперёд 8 раз, наклониться 8 раз.

– Во время привала, чтобы закрепить правила, прочитаем статью «Если ты велосипедист» по учебнику «Мир вокруг нас» с.10. (Рисунок 4)

Остановка 3. В своём путешествии мы оказались в Москве. Здесь на улицах нам встретились дорожные знаки. Что означают эти знаки? (На доску вывешиваются знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой»)  (Рисунок 3).  – Для кого они предназначены? Объясните.

Остановка 4. Нам нужно повернуть налево, затем направо и притормозить. Как об этом сообщить другим участникам дорожного движения?

– Торможение – рука поднята вверх. Поворот налево – левая рука вытянута в сторону или правая рука согнута в локте и поднята кверху. Поворот направо – правая рука вытянута в сторону или левая рука согнута в локте и поднята кверху.

Моделирование.  Командам задание – придумать схемы-модели, изображающие сигналы – повороты и торможение (Рисунок  5).

3) Посещение музея истории велосипедного дела в Москве.

– Мы с вами имеем возможность посетить интереснейший музей – музей велосипедов. (Рассказ учителя о музее. (Рисунок 6).

4. Применение знаний, формирование умений и навыков.

1) Самостоятельная работа в рабочих тетрадях по заданию №3  с.6-7. (Рисунок 7).

2) Задание №5 по тетради (устная работа). Объяснение ситуаций «Кто из мальчиков поступает правильно?» (О переходе через дорогу с велосипедом).

5. Контроль и оценка ЗУНов.

Мы возвращаемся из нашего путешествия с большим багажом знаний. В течение всего урока вы показывали свои знания. Пора подсчитать жетоны, заработанные командами, и узнать, в какой команде знатоки правил дорожного движения.

6. Подведение итогов урока. Объявление оценок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какие задания вам понравилось выполнять? Работа по плакату «Дорожная грамота». Какая опасность грозит ребёнку на велосипеде, если он выехал на проезжую часть?

– Обращаю ваше внимание на книгу «Правила дорожного движения Российской Федерации». Ею пользуются все участники дорожного движения.

7. Домашнее задание.  По выбору

1) запомнить правила по учебнику с.10.

2) запомнить правила по учебнику с.10, сделать рисунок своего велосипеда или такого, который хотели бы иметь.

3) запомнить правила по учебнику с.10, придумать загадку про велосипед.

– Желаю вам, чтобы ваш путь всегда был счастливым!

Учащиеся показывают свою готовность к уроку, сидят за партами, разделённые на 4 группы по 7-8 ч. (эти 4 команды будут участвовать в викторинах, играх…) 

Несколько детей рассказывают о своём настроении.

 

Слайд 1 (Приложение 1).

 

Дети маршируют, хором проговаривают стих.

 

 

 

 

Учащиеся отвечают изученные правила поведения. 

 

 

 

 

Команды просматривают данные 6 картинок, обсуждают, показывают соответствующий цветовой сигнал. Опасные ситуации следует прокомментировать.

 

 

 

 

 

 

Дети разгадывают кроссворд и узнают ключевое слово БИЛЕТ.

 

 

Пятеро подготовленных учеников загадывают загадки кроссворда.

 

 

 

Дети называют обобщающее слово транспорт.

 

Учащиеся по определению угадывают понятия дорога, транспортное средство, ДТП.

 

 

Учащиеся просматривают видеофрагмент, отмечают опасные ситуации на дороге, причины ДТП и делают вывод о том, как избежать ДТП.

 

 

Учащиеся задают отсекающие вопросы, на которые инспектор отвечает  ДА или НЕТ.

Слайд 2 (Приложение 1).

Команды пробуют составить определение понятию велосипед.

Дети сами определяют тему и цели урока, что необходимо узнать правила безопасной езды на велосипеде.

 

Слайд 3 (Приложение 1).

Команды работают сообща по карточке. За верную работу получают жетон.      

Слайд 4 (Приложение 1). Команды по очереди дают ответы. А инспектор ответы дополняет, объясняет правила .

Дети встают, становятся удобно и выполняют разминку под руководством своего физорга.

Слайд 5 (Приложение 1).

Каждый ученик самостоятельно работает с книгой.

Слайд 6 (Приложение 1).

Дети знакомятся с дорожными знаками.

Если кто-то из детей знает, покажет. Слайд 7 (Приложение 1). Инспектор знакомит с сигналами поворота, торможения и проводит игру «Покажи – не ошибись!». Дети встают и показывают движение по заданной команде.                 За самые удачные схемы-модели даются жетоны.    

Слайд 8 (Приложение 1). Дети просматривают слайды о музее и слушают рассказ.

Каждый самостоятельно выбирает верный ответ, затем взаимопроверка тетрадей соседей под руководством инспектора. Дети объясняют ситуации.

 

Дети подсчитывают количество жетонов. Подводят итоги викторины.

 

Учащиеся рассказывают о том, что они узнали нового, чему научились, какие задания понравилось выполнять.

 

Дети записывают задание по выбору в дневники.

 

Слайд 9 (Приложение 1).