Роль организмов в образовании почвы (7-й класс)

Разделы: Биология, География, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Методическая ценность.

  • Знакомство с краеведческим материалом.
  • Формирование умений работать с картинками, картами устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, что способствует развитию мышления, внимания, памяти.
  • Формирование познавательного интереса к предмету и мотивации к учебной деятельности.
  • Урок содержит интересную информацию и, следовательно, имеет образовательную направленность.

Дидактическая ценность.

  • Применение проектной и игровой технологий в изучении нового учебного материала.
  • Расширение кругозора учащихся.

Воспитательная ценность.

  • Воспитание самостоятельности.
  • Урок способствует выработке коммуникативных навыков сотрудничества и умения работать в группе.
  • Урок  воспитывает добрые отношения к окружающему миру на основе эмпатии.

Практическая ценность.

  • Применение проектного метода на уроке способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике.
  • Данная работа может быть применена в учебной деятельности.

Социализирующая ценность.

  • Обучение к общению, стрессовый контроль.

Тип урока: интегрированный с применением ИКТ и проектной технологий.

Цель урока: знакомство с ролью организмов в образовании почвы.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить с почвенными обитателями, с их ролью в деятельном образовании плодородного слоя Земли в Ивановской области; с ролью организмов в сохранении плодородия почв; с влиянием человеческой деятельности на состояние почв;
  • развивающие: продолжить формирование умений работать с картинками, картой, составлять доклады-презентации, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
  • воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, способствовать выработке коммуникативных навыков, умения работать в группе.

Необходимое аппаратное оборудование: ноутбук, экран, цифровой проектор, мультимедийная презентация урока в Microsoft Power Point.

Дополнительные средства обучения: информационные листы с картинками, цветные сигнальные карточки, ватман, цветные маркеры, стенд, карта почв Ивановской области, карта полезных ископаемых, цветные магниты, тестовые задания.

Ватман №1:

бактерии

простейшие

растения

животные

грибы

 

 

 

 

 

 

Ватман №2:

рис.1

Основные понятия темы: почва, ландшафтная экология, животные-землерои, правило Виноградского, почвообразование, почвенный покров, фитофаги, сапрофаги, хищники, климат, царства живых организмов, автотрофы, гетеротрофы.

Формы работы: работа в группах, индивидуальная работа.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, ИКТ, проектный.

Педагогические приемы: визуализация, построение сети ассоциативных связей,  аналогии, сравнения и анализа.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.).

Класс рассаживается по 4 человека. Учитель приветствует ребят. Направляет внимание на урок.

2. Целеполагание (10 мин.).

  • Учащимся предлагается определить тему урока.
  • Демонстрируется слайд 2.
рис.2
  • Высвечивается на экране 4 картинки с изображением различных организмов, которые участвуют в образовании и поддержании плодородия почвы.
  • Учащиеся смотрят слайд, пытаются выяснить тему урока. Делают предположения.
  • После последнего предположения учащимся демонстрируется слайд 3.
рис.3
  • Учитель просит учащихся определить цель урока. Ученики формулируют главную цель урока, исходя из выясненной темы урока.
  • Демонстрируется слайд 5.
рис.4
  • Учитель на основании поставленной цели просит ребят выдвинуть гипотезу исследования.
  • Ученики выдвигают гипотезы.
  • Учитель подытоживает высказывания.
  • Демонстрируется слайд 6.
рис.5
  • Учитель просит попробовать сформулировать первую задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (крот и дождевой червь роют почву).
  • Демонстрируется слайд 7.
рис.6
  • На основании выдвинутых наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать первую задачу.
  • Демонстрируется слайд 8.
рис.7

1 задача: «Познакомиться с обитателями почвы».

  • Учитель просит попробовать сформулировать вторую задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (растения погибают и на них поселяются насекомые, личинки).
  • Демонстрируется слайд 9.
рис.8
  • На основании выдвинутых наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать вторую задачу.
  • Учащиеся формулируют вторую задачу.
  • Демонстрируется слайд 10.
рис.9

2 задача: «Познакомиться с ролью обитателей почвы в образовании плодородного слоя Земли».

  • Учитель просит попробовать сформулировать третью задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (распаханные земли).
  • Демонстрируется слайд 11.
рис.10
  • На основании выдвинутых наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать третью задачу.
  • Учащиеся формулируют третью задачу.
  • Демонстрируется слайд 12.
рис.11

3 задача: «Познакомиться с влиянием человеческой деятельности на почвы».

3. Планирование исследования (5 мин.).

  • Определив все задачи, учитель знакомит с ходом исследования.
  • Демонстрируется слайд 13.
рис.12
  • Учащиеся внимательно слушают учителя.
  • После знакомства с ходом исследования, учитель проводит жеребьевку, используя карточки биологического лото.
  • Один представитель от группы участвует в жеребьевке. Выбирают одного представителя, которое олицетворяет царство живой природы.
  • Учитель объявляет о 5 исследовательских группах: простейшие (фораминиферы – раковинные одноклеточные), бактерии (почвенные ржавчинные на деревьях), растения – травянистые и древесные), животные (крот), грибы (шляпочные). Выбранные карточки лото как символы раскладывают на столы.
  • Учитель называет лидеров группы. Вручает им информационные листы с исследовательским заданием.
  • Лидер распределяет задания  между членами группы.

4. Знакомство с новым материалом (45 мин.).

Часть 1  Исследовательская (20 мин.).

  • Учитель направляет внимание на то, что представляет из себя информационный листок. Просит  внимательно ознакомиться. Уточняет, что результаты исследования нужно записать в предложенную таблицу, которая находится вместе с заданием.
  • Просит лидеров групп раздать таблицу каждому участнику исследования.
  • Демонстрируется слайд 14.
рис.13
  • Каждая исследовательская группа заполняет свою часть таблицы во время самостоятельного исследования.
  • Учитель так же сообщает, что результаты работы в группе оформляются на ватмане, который висит на стенде.
  • Знакомит учащихся с ватманом.

бактерии

простейшие

растения

животные

грибы

 

 

 

 

 

 

  • Учитель работает постепенно в каждой группе. Учащиеся обсуждают материал урока. Результаты исследования каждый записывает в таблицу.
  • Учитель помогает учащимся оформить результаты исследовательской работы, выбрать опорные слова для записи на ватман. Представители от групп переносят результаты исследовательской работы на ватман, который висит на стенде (об обитателях почвы, о роли в образовании почвы).
  • Учитель проводит подведение итогов работы в исследовательских группах. Выступают учащиеся, представители групп, о результатах исследовательской работы.
  • Каждый участник другой группы заносит услышанную информацию в свой столбик таблицы.

Часть 2. Получение новых знаний (25 мин.).

  • Учитель просит посмотреть на экран, на котором демонстрируется  правило С.Н. Виноградского.
  • Демонстрируется слайд 15.
рис.14
  • «Для каждого природного вещества есть микроорганизмы, способные его разложить».
  • Учитель убеждает учащихся в том, в данном  правиле проявляется вся суть деятельности организмов по образованию почв. 
  • Демонстрируется слайд 16.
рис.15
  • «Почвенная карта Ивановской области».
  • Учитель знакомит учащихся с почвами  Ивановской области. Учащиеся работают с картами.

Учитель: Какие полезные ископаемые были созданы организмами?

  • Демонстрируется слайд 17.
рис.16
  • «Полезные ископаемые Ивановской области».
  • Учащимся предлагается пометить места добычи полезных ископаемых на контурных картах. Учащиеся вместе с учителем оформляют контурные карты.

Учитель: как, по вашему мнению, организмы сохраняют плодородие почвы?

  • Учащиеся делают свои предположения.
  • Учитель предлагает познакомиться с сообщением-презентацией «Животные-землерои. Крот». (Приложение 1)
  • Выступает учащийся. Знакомит всех с обитателем почвы-кротом, его деятельностью.
  • Демонстрируется презентация учащегося.
  • Учитель просит учащихся заполнить схему «Сохранение плодородия почв». Происходит заполнение схемы. (слайд 18)
рис.17
  • Учитель подводит итоги о значении почвенных организмов в сохранении плодородия почв.
  • Демонстрируется слайд 21.
рис.18

Учитель: Почвы нужны. Как человек распоряжается этим богатством?

  • Демонстрируется слайд 22.
рис.19
  • На экране медленно сменяются картинки о том, как человек использует почву.
  • Группам предлагается обсудить этот вопрос и заполнить схему «Использование человеком почв» самостоятельно.
  • Учитель просит представителей групп подойти к ватману и маркером внести записи. Потом учитель предлагает сравнить написанное на ватмане со слайдом.
  • Демонстрируется слайд 23.
рис.20

Учитель: Что же человек должен предпринять, чтобы сохранить плодородные земли?

  • Учащиеся высказываются.
  • Демонстрируется слайд 24.
рис.21

5. Подведение итогов урока (2 мин.).

  • Учитель предлагает подвести окончательные итоги, сделать выводы.
  • Демонстрируется слайд 25.
рис.22
  • Учитель просит вспомнить выдвинутую гипотезу.
  • Демонстрируется слайд 26.
рис.23
  • Учитель задает вопрос: «Подтвердилась ли выдвинутая Вами гипотеза?»
  • Учащиеся подтверждают.
  • Демонстрируется слайд 27.
рис.24
  • Учитель предлагает учащимся оценить полученные знания путем ответов на вопросы тестов по теме «Роль организмов в образовании почвы».

6. Тестовое задание (20 мин.). (Приложение 2)

  • Отметки за выполнение теста будут сообщены на следующий урок.

7. Рефлексия (5 мин.).

  • Учитель просит ответить на вопросы.
  • Демонстрируется слайд 28.
рис.25
  • Учащиеся высказывают свое мнение.
  • Учитель просит учащихся провести самооценку удовлетворенности работой на уроке: а) очень интересно б) интересно в) не очень интересно г) совсем неинтересно.
  • Говорит, что для этого вам нужно воспользоваться сигнальными карточками, лежащими на столах в группах.
  • Демонстрируется слайд 29.
рис.26
  • Каждый поднимает вверх сигнальную карточку в соответствии с выбранной самооценкой.
  • Учитель делает вывод. Характеризует работу лидеров и тех, кто активно участвовал в работе. Выставляет отметки лидерам и активным участникам. Учащиеся открывают дневники и самостоятельно выставляют отметки.

8. Домашнее задание (2 мин.).

  • Просит в дневниках записать домашнее задание на следующий урок.
  • Демонстрируется слайд 30.
рис.27
  • Благодарит за работу на уроке всех участников.

Источники информации:

  • Учебное пособие «Экология животных» Бабенко Н.А., 2008.
  • Лекция «Средообразующая роль организмов» Чернова Н.М., М: Пед.Унив. «Первое сентября», 2006.

Дополнительные источники информации:

  • Познавательная энциклопедия «Экология» / перев. с анг. Яхнина, Зайцевой, 1994 г.

Мультимедийные источники:

  • Энциклопедия «Мир животных», 2005 г.
  • Биология. Живой организм. – ДРОФА, 2005 г.