Тема урока: "Закрепление"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урок: урок закрепления и совершенствования знаний

Цели урока:

  1. Закрепить нумерацию чисел в пределах 10; закрепить умение находить значение математических выражений на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить знания о составе числа 5; закреплять умение решать задачи, изученных видов, формировать вычислительный навык.
  2. Развивать логическое мышление, память, математическую речь, внимание.
  3. Содействовать формированию нравственных качеств личности: доброты, дружелюбия, вежливости, воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:
учебник «Математики» 1 класс (автор М.И. Моро и др.); рисунки монет достоинством в1 рубль (9 штук) и 2 рубля (5 штук); билеты с заданиями для самостоятельной работы на каждого ученика; слайды с заданиями и ответами; мультфильм «Паровозик из Ромашкова», запись песни крокодила Гены.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

  • Все готовы! Начнем урок математики.

Звучит песенка крокодила Гены.

  • Ребята, сегодня день рождения нашего бывшего одноклассника Барояна Никиты. Мы на поезде поедем его поздравлять.

Слайд №1.

II. Сообщение целей урока.

  • Дорога длинная. Чтобы время пролетело незаметно, по пути мы будем повторять нумерацию чисел в пределах 10; считать, складывать и вычитать, решать задачи. Все умения и навыки, полученные на данном уроке, нам пригодятся в повседневной жизни. 
  • Как мы должны работать, чтобы дорога не была утомительной? (Дружно, активно, помогать друг другу.)

III. Устные упражнения.

  • Давайте собираться в дорогу. Во-первых, надо быть внимательными, сосредоточиться,  чтобы ничего не забыть.

1.   Задание на развитие внимания «Будь внимателен!»
Слайд №2.

  • Итак, взбодрились. Давайте подумаем, что возьмем с собой? (Цветы в подарок, шары, хорошее настроение и торт.) Цветы мы соберем по дороге на цветочной поляне. А торт уже готов.

2.   Задание на развитие мышления. Задача на смекалку: Никите исполняется 8 лет. На праздничном торте мы зажгли 8 свечей, две свечки потухли. Сколько свечей осталось? Объясните, почему? (2 свечки.)
Слайд №3.
3.   Повторение состава числа 5.

  • Надо приобрести билеты для каждого ряда. Цена билета 5 рублей. (На доске прикреплены рисунки монет достоинством в 1 рубль и в 2 рубля.) Представителям каждого ряда надо набрать разными монетами 5 рублей. (После выполнения задания учитель выдает каждому представителю билеты для каждого ряда).

IV. Закрепление пройденного материала.

  • Решение задачи. Составление выражений к задачам. 
  •  Вы хотите узнать, кого мы возьмем с собой? Тогда слушайте:

Красота! Красота!
Мы везем с  собой кота
Чижика, собаку,
Петьку-забияку, 
Обезьяну, попугая, –
Вот компания, какая!
Слайд № 4.

  • Давайте посчитаем, сколько друзей поедет с нами. Я прочитаю стихотворение еще раз, а вы хором его дополняйте.

Красота! Красота!
Мы везем с  собой … (кота)
Чижика, … (собаку),
Петьку-забияку, 
Обезьяну, … (попугая), –
Вот компания, какая!

  • Итак, сколько всего путешественников поедет с нами? (6).
  • Из них: сколько птиц? (3).
  • Кто такие птицы? (Тело птиц покрыто перьями).
  • Сколько зверей? (3).
  • Докажите, что кот, собака и обезьяна – звери. (Их тело покрыто шерстью, значит они – звери).
  • Что можно сказать про количество зверей и птиц?  (Их поровну.)
  • Какие выражения можно составить к задаче? Заполним пропуски (слайд №5):

+  =
–  =

     

3 + 3 = 6
6 – 3 = 3

  • Молодцы, ребята. А как иначе можно прочитать эти выражения? 
  • «Цепочка». Найти значение выражения: 7 – 5 + 4 – 2 + 3 + 3 – 9 + 8 – 6 + 7 =  …

Слайд №5.

  • Билеты приобрели, торт купили, друзей не забыли, цветы соберем по дороге, настроение бодрое, можно и трогаться. Стоп! Ребята, не раздавите улитку! Она медленно переползает рельсы. Придется подождать ее. А в это время найти значение данного выражения.
  • Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо быть внимательными и чуткими к окружающей нас природе!
  • Наконец, поехали!

V. Физкультминутка.  
Слайд №6.

Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я к Никите вас качу!»

VI. Воспроизведение знаний и способов деятельности в новых ситуациях.
1. Найти значения выражений.
Просмотр сюжета из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» (3мин05сек – 4мин15сек). Слайд №7.

  • Остановились, чтоб собрать цветы в подарок Никите. Надо найти сумму чисел на лепестках. Как удобнее складывать числа?  (Легче к большему числу прибавить меньшее число).

Слайды №8, 9. Бабочки с верными ответами подлетают к цветам. 
1 + 1 + 3 =                                         2 + 3 + 5 =
1 + 2 + 0 =                                         0 + 3 + 4 =
4 + 1 + 4 =

  • Расположите числа в порядке возрастания: 3, 5, 7, 9, 10
  • Какое число лишнее и почему?  (10, все остальные числа на 2 больше предыдущего числа.)
  • Какое число предшествует числу 3? (2).
  • Какое число стоит первым при счете? (1)
  • Какое число следует за числом 3? (4)
  • Какое число стоит между числами 5 и 7? (6)
  • Какое число идет при счете сразу за числом 7? (8).
  • Давайте посчитаем числа по порядку. Теперь в обратном порядке.
  • Цветы собрали и заодно повторили нумерацию чисел в пределах 10. Можем ехать дальше.

2. Решение задач на нахождение целого, на разностное сравнение.
Слайд №10.

  • Опять остановка. Послушаем песню соловья.
  • Утром соловей спел 5 песен, а днем – 4. Сколько всего песен спел соловей?
  • О ком или о чем эта задача?  (О соловье.)
  • Что говорится в задаче?  (О том, что он пел песни.)
  • Повторите условие задачи.  (Нам известно, что утром соловей спел 5 песен.)
  • Что еще известно?  (Еще нам известно, что днем он спел 4 песни.)
  • Повторите вопрос задачи?  (Нам надо узнать, сколько всего песен спел соловей.)
  • Каким действием будем решать задачу?  (Сложением.) Почему?  (Потому что надо узнать, сколько будет 5 да 4 всего, поэтому складываем.)
  • Назовите решение. (5 + 4 = 9 (п.))
  • Назовите ответ.

Краткая запись, решение и ответ на слайде №10.

  • Посмотрите, на поляне играют зайчики и белочки.

Слайды №11 12. Фильм о зайцах. Фильм о белках.

  • На поляне играют 7 зайцев и 3 белочки. На сколько меньше белок, чем зайцев?
  • О ком или о чем эта задача?  (О белках и зайцах.)
  • Повторите условие задачи.  (Нам известно, что зайцев 7, а белок – 3.)
  • Повторите вопрос задачи.  (Нам надо узнать, на сколько меньше белок, чем зайцев.)
  • Посмотрите на две схемы, которая из них подходит к этой задаче?  (Вторая)

Слайд №13.

  • Запишем краткую запись в тетрадях.
  • Каким действием будем решать задачу?  (Вычитанием.) Почему?  (Потому что, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)
  • Запишите решение. (7 - 3 = 6 (б.))
  • Назовите ответ.

3. Нахождение значения выражений.

  • Ребята, в день рождения принято дарить подарки, а самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Какой подарок мы можем сделать Никите? (Нарисовать рисунок).

Работа в рабочих тетрадях по математике (страница 15, №4). Выражения с одинаковыми результатами раскрасить, как указано:
4 – зеленый цвет;
3 – желтый цвет;
2 – синий цвет;
1 – оранжевый цвет.

Учитель показывает классу лучшие работы.
Слайд №14.

VII. Самостоятельная работа.

  • Ребята, перед вами билеты. На них компьютер плохо пропечатал числа и знаки арифметических действий. Проводник нас не выпустит с такими билетами. Нам нужно восстановить выражения и найти их значение. Скорее за дело, ведь мы уже подъезжаем!

Работа по дифференцированным карточкам:

1 уровень.             2 уровень.               3 уровень.
9  = 5                   3 +  = 9                  2 + 3 = 
7  = 2                   8 –  = 2                  6 – 4 = 
6  = 5                   7 –  = 5                  1 + 7 = 
4  = 7                   5 +  = 9                  9 –  = 8

Три уровня заданий написаны на листочках-билетах, которые раздают ученикам представители каждого ряда. Выражения первого уровня на розовых листочках, второго – на желтых, третьего – на зеленых листочках.

  • Найдите значения выражений любого столбика, который вам по силам.

Самопроверка. Слайд №15.

  • Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

VIII. Подведение итога урока.

  • А вот и наша станция. Нас встречает сам именинник – Бароян Никита. Ребята, давайте дружно поздравим его.

Слайд № 16.

  • Что ответит именинник? (Спасибо!»)
  • Как мы работали? (Мы работали дружно, помогали друг другу, не мешали соседу, выручали друзей.)
  • А чем мы занимались сегодня на уроке?
  • Наше путешествие закончилось. Всем спасибо. Вы прекрасно работали на уроке.
  • Слайды №17, 18.

    Фото-приложение