Функциональное и психологическое развитие детей дошкольного возраста. Готовность к школьному обучению

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема готовности ребёнка к школе волнует человечество уже не одно десятилетие. Двадцать с лишним лет тому назад в нашу школу пришли первые шестилетки, и с тех пор педагоги, медики, психологи доказывали преимущества более раннего начала обучения. (Мой сын, один из первопроходцев шестилетнего поступления в школу в первый класс 20 лет назад. Педагог взяла группу детей из детского сада и повела их в первый класс. У детей была возможность находиться целый день в детском саду и одновременно обучаться в первом классе. Дети находились под постоянным медицинским контролем. И для учителя и в первую очередь для детей такое обучение было большим испытанием.)

Однако жизнь корректирует многое, в том числе и школьное образование: до сих пор в большинстве школ России нет условий для обучения шестилеток, да и родители понимают, что шестилетнему и не совсем здоровому ребенку (а таких детей большинство) не по силам учебные нагрузки, и переносят начало обучения на год (“пусть подрастет, окрепнет”). Правильно ли это? Я как психолог и мама, считаю, что это правильно. И не случайно Министерство образования России приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее обучение. При этом ребенку, поступающему в школу, в сентябре должно быть не менее 6,5 лет. Но для некоторых детей и в этом возрасте ещё рано садиться за школьную парту.

Влияет ли возраст на адаптацию к школе? Быть может, чем старше ребенок, тем меньше у него будет трудностей? Эти вопросы часто задают и учителя, и родители. К сожалению, однозначно ответить на них невозможно по причине отличия паспортного и биологического возраста, несоответствие функциональной и психологической зрелости организма и комплекса учебных и внеучебных нагрузок.

Рассматривая проблему подготовки детей к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школе и школьному обучению. Речь идет о готовности ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.

Такой комплекс нагрузок ребёнок может получить либо в детском саду, либо обучаясь в предшколе. В течение нескольких последних лет устроить ребёнка в детский сад становиться всё проблематичнее, нет свободных мест, а у многих родителей нет материальных средств для того, чтобы возить в детский сад. В результате этих причин до 50% детей остаются не охваченными дошкольными учебными заведениями. И родители стараются отдать своих детей пораньше в первый класс, что не всегда положительно сказывается на здоровье и успехе детей.

Под предшкольным образованием понимается образование детей старшего дошкольного возраста, а проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном общем образовании. Внимание к вопросу подготовки детей к поступлению в первый класс связано с желанием государства создать необходимые условия для более успешной адаптации детей к новым условиям школьной жизни. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В данном случае необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом и в первую очередь

со стороны государства:

  • увеличение процента охвата детей дошкольным образованием, не посещающих ДОУ,

со стороны педагогов:

  • создание условий для построения преемственности дошкольного и начального образования;

со стороны родителей:

  • обеспечение доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения;
  • объединение усилий образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5,5-7 лет.

“Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни без нравственными… что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать … материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье”. (Е.Н.Водолазова)

Эта цитата из книги для воспитателей “Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста” русского педагога Е.Н.Водолазовой. Книга издана в 1901 году, но очень многие ее положения не потеряли актуальности и сегодня.

Исследовав эту проблему неохваченных детей дошкольными образовательными учреждениями в нашем микрорайоне, администрация нашей школы приняла решение открыть на базе школы обучение дошкольников.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный период, как для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к обучению, мы организовали целенаправленные развивающие занятия с детьми 5-5,5–6-6,5 лет, которые помогут им при поступлении в первый класс, так как “неготовым” детям гораздо труднее адаптироваться к школе, чем детям, которые прошли определённый курс готовности к школьному обучению.

Если говорить о системе подготовки, то она должна быть многоплановой, а занятия с ребёнком – ступеньками к школе с учётом их психофизиологических закономерностей развития, в противном случае развитие не будет стимулироваться, а может затормозиться. Поэтому важно помнить о том, что “только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он способен обучаться” (тезис Л.С. Выготского)

Ребенок готов к обучению не только с рождения, но и до этого момента. А остальное зависит от того, чему мы хотим его научить, как это делаем, какие требования предъявляем.

Американцы тестировали ... годовалых детей (?!), чтобы определить возможные трудности обучения детей в школе. Кому-то это может показаться странным, даже нелепым: слишком большой период отделяет годовалого ребенка от школы, но причины многих школьных трудностей действительно надо искать в раннем возрасте: в особенностях беременности и родов, первых Месяцев жизни и в здоровье малыша. От того, как он родился, как рос и развивался до школы, зависит многое, почти все. Бесспорно, чем лучше подготовлен ребенок к школе, тем легче будет ему приспособиться ко всем изменениям, которые связаны с началом обучения, к неизбежным трудностям, тем легче он преодолеет их.

В своей работе в беседе с родителями я в первую очередь спрашиваю, как проходила беременность у мамы, не было ли осложнений во время родов, если были, то какого характера, когда начал говорить, ходить ребёнок, какие заболевания перенёс. Все эти сведения помогают выстроить картину развития ребёнка не только мне, как психологу, но и маме, которая не всегда задумывается о том, как все это влияет на развитие её ребенка.

Последний год перед школой имеет большое значение в дальнейшем обучении ребёнка. Во-первых, в этом возрасте уже четко проявляются все “слабые звенья” в развитии и достаточно точно прогнозируются возможные школьные трудности, а во-вторых, именно в последний год перед поступлением в школу наиболее эффективны компенсация и коррекция, позволяющие снять многие школьные проблемы. Поэтому подготовка детей к школе просто необходима. На родительских собраниях я знакомлю мам и пап с тем набором умений и навыков, которые должен получить их ребёнок за последний год в предшколе. Знакомлю родителей с возрастными особенностями и даю рекомендации по воспитанию и подготовке ребёнка к школе. Приложение 1, 2, 3.

На базе нашей школы занятия по предшкольной подготовке с детьми 5-6,5 лет ведутся уже 8 лет по методическим материалам и комплекту тетрадей “Ступеньки к школе”. Авторы комплекта М.М.Безруких, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО, и Т.А.Филиппова, старший научный сотрудник института. Использовали также в своей работе программу Л.Н.Пановой “Ступени” для детей старшего дошкольного возраста.

Первый класс в нашей школе был открыт в 2002 году. И этому способствовало ряд объективных причин. Во-первых, родители стали приводить в школу 6-тилеток и просить принять их в школу. Детского сада в микрорайоне нет. Нормально оплачиваемую работу найти трудно, а оплачивать дошкольное учреждение, деньги на проезд, содержание семьи – затраты ни малые. Детей стали забирать из детских садов города.

Педагоги понимали, что 7–8 занятий по субботам с марта по май месяц, для домашних детей мало, чтобы подготовить к школе. Эти дети в 1 классе очень отличались от “детсадовских”. Было трудно, но детей с каждым годом не убавлялось, и это видно на диаграмме, а значит, родители доверяют школе и её педагогам.

До 2005 года подготовительный класс посещали от 20 до 26 человек. С 2006 года детей прибавилось до 35, и их количество уже не снижается, желающих больше, чем мы можем вместить в группу. Стабильность нас радует, значит, мы на правильном пути. Результаты представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

С первых дней существования такого класса мы предполагали, что дети, приходя на занятия по подготовке к обучению в школе, должны включаться в действия, направленные на:

  • общение;
  • обсуждение важных для детей событий;
  • планирование учебных действий;
  • активную работу, как индивидуальную, так и командную;
  • рефлексию и оценку результатов.

Возможно ли это? Да, возможно. И мы это проверили на собственном опыте.

С 2006-2007 учебного года мы вступили в эксперимент. Было открыто сразу 2 группы шестилеток, дети занимаются в 2 смены. Учебный план групп предшкольной подготовки составлен на основании Методических рекомендаций по организации и содержанию предшкольного образования, программы образования и развития детей 5-6 лет “Предшкольная пора” под руководством Н.Ф. Виноградовой и программы М.М.Безруких “Ступеньки к школе”, мы не забываем и программу Л. Н. Пановой “Ступени”. Таким образом, создана своя комбинированная программа по предшкольному образованию.

Цель предшкольного обучения детей 5-6,5 лет:

- обеспечение общедоступной предшкольной подготовки для каждого ребёнка микрорайона Матьянга.

Задачи:

  • Предоставить детям различных социальных слоёв населения равные возможности для получения предшкольного образования;
  • Помочь адаптироваться к школьной жизни;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Вот как занимаются дошкольники в нашей школе.

Первая группа занимается в 1 смену 5 часов в день, 5 дней в неделю. Всего 25 часов.

Вторая - 20 часов в неделю по 4 часа в день во 2 смену.

Режим работы в каждой группе примерно одинаков.

1-я группа открывается в 8.30, всего 4 занятия в день по 30 минут с 15-минутными перерывами между занятиями. В группе организовано двухразовое питание. В учебном плане на занятия по развитию речи, по развитию математического мышления выделено 4 часа и на знакомство с окружающем миром – 2 часа.

Во 2-ю группу дети приходят в 14 часов до 18 часов, т.е. 4 часа. Питание 1 раз в день. В день 3 занятия по 30 минут с 15-минутными перерывами. Занятия чередуются с обязательными прогулками и игровым часом.

Занимаются обе группы в одной классной комнате (48 кв. м.). Конечно, проблемы есть. Нет возможности выделить отдельное помещение для отдыха и игр. Но, благодаря творческому подходу, абсолютно всех участников процесса – директора, педагогов, родителей, техперсонала, для детей созданы игровая зона, зона отдыха и зона учебных занятий. С пользой используется буквально каждый сантиметр!

Закуплена новая мебель, подвижные мягкие модули, сухой бассейн даже поместился в углу, парты-столы “Ромашка”, согласно СанПИНам для детей 5-6 лет мобильны, они легко превращаются в круг, перемещаются, когда нужно по классу, у малышей свой компьютер, проектор, принтер, экран (всё установлено стационарно), различные развивающие игры.

Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей детей и нацелены на общее, интеллектуальное, физическое развитие, на формирование личностных качеств, на развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться.

В группах работают специалисты по оказанию психолого-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста. На занятиях психолог развивает внимание, память, образное и логическое мышление, помогает расширить словарный запас, развивает умение правильно строить вопросы и ответы, развивает моторику, воспитывает навыки самоконтроля и самооценки, логопед формирует правильное произношение речи у детей.

По 2 часа в неделю дети занимаются в спортивном зале с учителем физкультуры, укрепляют здоровье, развивают жизненно-важные двигательные умения и навыки: быстроту, ловкость, выносливость. Весной и ранней осенью, когда позволяет погода, занятия, проходят на школьной площадке или на школьном стадионе.

С приходом музыкального работника в предшколу стало намного интереснее, вместе с детьми она готовит праздники, проводит весёлые игровые часы, разучивает танцы, музыкальные игры.

Результаты работы с дошкольниками в нашем учебном учреждении показали необходимость проводимых занятий, как с позиции общей готовности к школьному обучению, выработки у каждого ребенка “внутренней позиции школьника”, так и с точки зрения овладения ими первоначальными знаниями, умениями и навыками.

По результатам диагностических данных, которые представлены в таблице, на конец 2006/2007 учебного года 87% детей хорошо адаптировались к школе, повысили свой интеллектуальный уровень и готовы к обучению, 13% - дети 5-летки оставлены на повторное прохождение программы в предшколе.

На конец 2007/2008 учебного года видно, что 66% детей хорошо адаптировались к школе, повысили свой интеллектуальный уровень, готовы к обучению, 34% продолжат прохождение программы предшколы.

2008/2009 учебный год - 87% детей хорошо адаптировались к школе, повысили свой интеллектуальный уровень, готовы к обучению, продолжат прохождение программы предшколы - 13% детей.

В 2009-2010 учебном году – 91,5% детей выпустились из предшколы с хорошей адаптацией и с положительным отношением к дальнейшему обучению, 8,5% детей составили “группу риска”, только потому, что эти дети по возрасту не могут идти в первый класс. Дети, которые не идут в первый класс, и уже прошли подготовку к школе, на следующий год идут в группу к другому педагогу. Такое распределение в обучении даёт возможность детям не чувствовать себя “второгодниками” и получать больше интересной информации, так как каждый педагог даёт материал по-разному.

Таблица 1

УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЫ

УЧЕБНЫЙ ГОД

АДАПТИРОВАНЫ

ГРУППА РИСКА

2006-2007

87%

13%

2007-2008

66%

34%

2008-2009

87%

13%

2009-2010

91,5%

8,5%

На протяжении последних трёх лет мы проводим диагностику факторов риска и прогнозирования трудностей адаптации, разработанную М.М. Безруких, которая в свою очередь помогает нам выявить детей с низкой, умеренной и высокой степенью риска адаптации к школе. Все материалы по каждому ребёнку и рекомендации передаются педагогу первого класса, куда идёт учиться ребёнок, и, учитывая эти данные, учитель выстраивает программу обучения детей.

На конец 2009-2010 учебного года было проведено обследование по сформированности школьнозначимых функций у детей 6,5-7 лет. Результаты представлены ниже в таблице.

Таблица 2

Показатели развития Высокая степень риска Умеренная степень риска Низкая степень риска
1. Социальное развитие

-

-

100%

2. Личное развитие

-

-

100%

3. Эмоциональное развитие

-

-

100%

4. Творческое развитие

-

38%

62%

5. Когнитивное развитие, в том числе:  

27%

73%

5.1. Развитие речи:

-

16%

84%

5.2. Развитие моторики и графических умений

-

27%

73%

5.3. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

-

-

100%

5.4. Развитие внимания и памяти

-

11%

89%

5.5. Мышление (общее развитие)

-

23%

77%

5.6. Самоорганизация (организация деятельности)

-

38%

62%

6. Физическое и моторное развитие

-

23%

77%

7. Состояние здоровья  

33%

67%

8. Ведущая рука

Левая

Правая

 

2

16

Суммарная степень риска дезадаптации -

22%

78%

Как видно из таблицы, детей с высокой степенью риска на конец учебного года нет. По пунктам самоорганизация и творческое развитие показатели снижены, не все дети могут самостоятельно себя обслуживать и организовать для какой-то работы. Это связанно в первую очередь с разной степенью развития детей и родители со своей стороны не уделяют этому должного внимания, они считают, что развить внимание, память и речь это важно, это поможет в дальнейшем обучении в школе, а развивать творчество, моторику и научить ребёнка организовывать свою деятельность не так важно. Большинство из них не связывают это с дальнейшим усвоением знаний в школе. Все специалисты, работающие в предшколе, проводят консультации для родителей, где дают советы и рекомендации по воспитанию и развитию детей.

Почему так важно определять готовность и много ли среди детей тех, кто не готов к школе?

Потому что у не готовых к школе детей труднее и длительнее проходит процесс адаптации;

  • они менее работоспособны;
  • быстрее утомляются;
  • имеют более длительный период формирования навыков письма и чтения;
  • у них чаще проявляются трудности в процессе обучения письму, чтению и счету;
  • у них гораздо чаще (как правило) проявляется комплекс трудностей в обучении, который не ликвидируется в начальной школе;
  • большая часть этих детей не справляются с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе;
  • именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшение здоровья в процессе обучения.

В процессе предварительного обследования детей по сформированности школьнозначимых функций до школы, фактически дается прогноз вероятных трудностей в обучении, определяется:

  • есть ли факторы риска в истории раннего развития ребенка;
  • какую помощь могут оказать педагоги и родители за полгода, год до школы;
  • какой вариант индивидуальной работы с ребенком будет наиболее эффективным.

Много ли не готовых к школе детей и связана ли готовность с возрастом ребенка?

В среднем число не готовых шестилеток колеблется от 10 до 75% и зависит этот процент от разных факторов. Исследования специалистов показали, что количество не готовых детей уменьшается по мере роста и развития ребенка: в 5 лет их 80%, в 6 лет – 51%, в 6,5 лет – 32%, в 7 лет – от 0 до 13%. Однако нужно учитывать, что паспортный возраст не может служить единственным критерием готовности ребенка к школе.

Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей: это возрастные особенности, т.е. особенности, свойственные определенному возрасту, без знания которых педагог не приступает к работе с детьми.