Повторительно-обобщающий урок по теме "Треугольники". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Повторительно-обобщающие уроки по геометрии в 7 классе я провожу в виде групповой работы. Подготовку к этим урокам начинаю урока за 2-3 до него. Всем учащимся в классе даются задания: составить кроссворд с использованием основных понятий, изученных в данной главе (ответы на него в обязательном порядке на отдельном листе), которые рекомендуются детям, имеющим базовый уровень знаний, и детям, имеющим продвинутый уровень – составить геометрическое лото, которое состоит из 8 задач по изученной теме и ответов к ним. Остановлюсь на изготовлении геометрического лото. На плотной бумаге размером 16х16 см чертим 16 квадратов. Задачи с 1 по 4 – в первом столбце и с 5 по 8 в третьем. Во втором и четвертом столбцах ответы к ним. Задачи нумеруются, на обратной стороне рисуется рисунок или наклеивается картинка. После того как все задания заполнены, квадрат разрезается и складывается в конверт. Все изготовленные учащимися работы проверяю до обобщающего урока и выбираю лучшие, которые использую на уроке. Предварительно класс разбиваю на 4-5 звеньев с приблизительно равными возможностями, назначается старший. К уроку на доске черчу таблицу с перечнем видов работ на уроке, количеством максимальных баллов за нее, а также количество баллов, позволяющее группе по итогам набранных баллов получить количество “5”, “4”, “3”. Оценки, учащиеся в конце урока выставляют себе сами в зависимости от вложенного труда и набранных группой баллов.

Правильность ответов на кроссворды на уроке проверяю по шаблону, правильность ответов на лото по целостности рисунка на обратной стороне при перевертывании (лото лучше собирать на чем-то твердом, допустим дневнике). Пока дети выполняют следующий вид работы, успеваю проверить предыдущий.

Кроме этих двух видов работ, которые готовят дети, даю сама тест и карточку с теоретическим материалом и задачами по изученной теме.

Для примера приведу план обобщающего урока по теме “ Треугольники” (учебник Атанасяна).

Оформление доски.

Повторительно-обобщающий урок по теме “Треугольники”

Виды работ Кол-во баллов 1 зв. 2 зв. 3 зв. 4 зв. 5 зв.
1. Кроссворд

2. Лото

3. Тест

4. Карточка

12-15 б.

8 б.

23 б.

6 б.

         

Критерии оценок:

40-52 балла – три “5”, две “4”

35-39 баллов – две “5”, три”4”

26-34 балла – “5” одна, “4” две, “3” две.

Эта шкала является ориентировочной и каждый учитель для конкретного класса и конкретно подобранных заданий ее изменит под свои условия. Объем работы надо предусмотреть такой, чтобы осталось время для подведения итогов и выставления оценок.

1. Кроссворд.

1. Утрержднние, справедливость которого устанавливается путем рассуждений.

2. Сумма длин сторон треугольника.

3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

4. Отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности.

5. Часть плоскости, ограниченная окружностью.

6. Равные стороны равнобедренного треугольника.

7. Инструмент, используемый для построения окружностей.

8. Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.

9. Отрезок, проведенный под прямым углом к прямой.

10. Третья, не равная сторона равнобедренного треугольника.

11. Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны

Контрольное слово по вертикали - название изученной главы.

2. Лото (Приложение)

3. Тест. (Приложение)

4. Задания на карточках (для каждого звена).

Карточка № 1

1. Сформулируйте первый признак равенства треугольников.

2. Дайте определение медианы треугольника и проведите медиану к стороне АС данного треугольника АВС:

3. На рисунке АВ=CD, BC=AD. Докажите, что угол 1 равен углу 2.

Карточка №2

1. Сформулируйте второй признак равенства треугольников.

2. Дайте определение биссектрисы треугольника и постройте биссектрису AD треугольника ABC.

3. На рисунке АВ=ВС, МА=РС, угол АМО равен углу ОРС. Докажите, что треугольник АМО равен треугольнику ОРС.

Карточка №3

1. Сформулируйте третий признак равенства треугольников.

2. Дайте определение высоты треугольника и постройте высоту AD треугольника АВС.

3. На рисунке BD=, OB=OC. Докажите, что треугольник АОВ равен треугольнику COD.

Карточка №4

1. Сформулируйте свойство углов равнобедренного треугольника.

2. Дайте определение диаметра окружности и в заданной окружности измерьте диаметр.

3. На рисунке угол ADB равен углу CDB, AD=DC. Докажите, что треугольник АВС равнобедренный.

Карточка №5

1. Сформулируйте свойство биссектрисы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.

2. Дайте определение равностороннего треугольника и, выполнив соответствующие измерения, найдите периметр треугольника АВС.

3. На рисунке АС=ВС и AD=DC. Докажите, что СD – биссектриса угла АСВ.

5. Подведение итогов урока.

Литература

1. “Я иду на урок”. Книга для учителя. Издательство “Первое сентября”. Тестовые задания А.Алешина, А.Крысин.

2. “Задачи к урокам геометрии. 7-11 классы”. Б.Г.Зив.