Комендантский час для несовершеннолетних в Самарской области

Разделы: История и обществознание


Введение

Мы все привыкли к монологам, особенно в системе педагогического общения. Каждый стремится изложить то, что с его точки зрения наиболее важно и значимо. При этом не слышит и не слушает другого, не учитывая его потребности и интересы. Если в системе традиционного образования это было уместно, то современной школе данный стиль общения не приемлем.

Современные подходы к организации обучения проектируются на основе диалогового общения. При чём диалог следует рассматривать и как цель, и как средство общения участников образовательного процесса.

Наиболее ярко это можно продемонстрировать, если использовать на уроках обществознания на старшей ступени обучения технологию дискуссия. Важно, что в процессе проведения занятий диалогового характера формируется новый тип культуры – культуры сотрудничества, востребованный в нашей время.

В современной российской педагогике дискуссия как способ организации учебно-воспитательного процесса, способ сотрудничества учителя и учащихся изучена и разработана пока недостаточно. Чаще всего это только теория, научно представленная в методических журналах. Многие учителя с опаской относятся к данной технологии, работаем по старинке и боимся выйти на диалог с учеником, боимся, что не хватит знаний отстоять собственную точку зрения, проще изучать материал на репродуктивном уровне, игнорируем конструктивный и творческий.

К данной технологии я обратилась давно (4 года назад), но она не давала столь ощутимый результат, как в этом учебном году. Дети с пятого класса привыкли вступать в диалог с учителем, высказывать свою точку зрения и к старшей ступени создали собственную философскую платформу жизни, это радует. Технология проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления школьников и формирование у них ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной.

Содержательная и дидактическая основа технологии проведения дискуссии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Столкновение интересов, суждений, мнений – это наилучший способ воспитать социально активного выпускника с высоким уровнем правовой грамотности.

С 16 мая 2010 года в Самарской области вступил в силу закон о комендантском часе. Любое ограничение свободы вызывает столкновение интересов, что не замедлило проявиться в общественном мнении жителей разного возраста Самарской области.

Не секрет, что школа первая должна познакомить детей и их родителей с данным законом. Чтобы это заинтересовало учащихся и родителей, заставило задуматься и принять верное решение, я решила провести урок обществознания по данной теме с приглашением представителей властных структур, общественности, родителей и детей.

Для проведения подобных уроков необходима серьёзная подготовка, выявления всех позиций “за” и “против”.

Цель: развитие правовой грамотности несовершеннолетних путём знакомства и обсуждения закона, его содержания, основных принципов, значение.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у учащихся стойкого положительного отношения к законам РФ.
  • формирование интереса к социальной активности и правам человека.

Развивающие:

  1. развивать интерес к закону и праву.
  2. развивать умение вступать в дискуссии, отстаивать собственную точку зрения.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к личности, её правам.
  • воспитание личности с высокой правовой грамотностью, способной соблюдать законы и нести ответственность за их нарушение.
  • воспитание гражданской позиции обучающихся.

Оборудование: таблички с названием групп, результаты социологического опроса, мультимедийный проектор, презентации, карточки с задачами, презентация учителя.

Участники: депутаты местного самоуправления, инспектора по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный, уполномоченный по правам человека в Сергиевском районе, родители, учащиеся, корреспонденты Сергиевского телевидения.

Тип урока: комбинированный,”Круглый стол”

Формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, дискуссия, творческая работа.

Этапы урока

  1. Организационный момент – 2 минуты. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
  2. Выявление и формулировка проблемы. Актуализация усвоенных знаний в новую ситуацию – 7 минут. Презентация ведущего “круглого стола”
  3. Обмен мнениями, поиск общего и отличий – 15 минут. Презентации и выступления каждого приглашённого, аргументация собственной точки зрения.
  4. Коллективное обсуждение проблемы – 10 минут. Ответы на вопросы ведущего.
  5. Подведение итогов дискуссии – 5 минут. Рефлексия.
  6. Заключительный этап урока – 2 минут. Домашнее задание.

Эпиграф:

“Мы творим собственную жизнь и называем её судьбой”
Дизраэли

Ход урока

1. Организационный момент

Класс делится на группы (сторонники и противники данного закона, предварительно учащиеся пишут минисочинение, результат которых позволяет разработать ряд вопросов, учащиеся за неделю до обсуждения проводят социологический опрос среди несовершеннолетних и их родителей, составляют презентацию своих групп)

Ведущий: с 16 мая 2010 года на территории Самарской области начнёт своё действие комендантский час для несовершеннолетних. Закон вызвал большой резонанс в обществе. Мы также не смогли обойти стороной его обсуждение, и на сегодняшнем заседании “Круглого стола” мною поставлен вопрос “Комендантский час: нарушение прав ребёнка или защита?”

Позвольте представить сегодняшних гостей заседания: Садомов А.А. – глава сельского поселения Светлодольск, Лошкарёва Т.П. – депутат местного самоуправления, Смирнов Ю.Д. – уполномоченный участковый, и др.

Чтобы приступить к обсуждению позвольте представить историю и содержание данного закона (можно использовать презентацию).

Дополнительный материал:

В этом году много велось разговоров о росте преступности в целом по стране, и одной из причин её всплеска называют экономическую нестабильность. Также сегодня у всех на слуху введение “комендантского” часа для несовершеннолетних и запрет на торговлю крепкими алкогольными напитками после 23 часов.

Самара. 14 мая. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ – Закон о “комендантском часе” в Самарской области вступит в силу 16 мая, сообщил председатель комитета по законодательству и правопорядку губернской думы Юрий Шевцов на пресс-конференции в самарском пресс-центре агентства “Интерфакс-Поволжье” в пятницу.

“На сегодняшний день большое количество преступлений совершается как несовершеннолетними, так и в отношении них. Закон, ограничивающий нахождение детей на улице в ночное время, направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних”, – сказал Ю.Шевцов.

Он отметил, что комендантский час будет действовать с 22:00 (летом – с 23:00) до 6:00.

“В законе прописаны две категории мест. Первая категория – это такие места, где вообще запрещено находиться детям. Это места, где продается алкоголь, ночные клубы, секс-шопы. В этом случае предусмотрены штрафы не только для родителей, но для должностных и юридических лиц”, – пояснил Ю.Шевцов.

Он отметил, что также есть перечень мест, где дети до 16 лет не имеют права ночью находиться без сопровождения взрослых.

“После 22:00 дети до 16 лет уже не смогут свободно гулять по парку Горького или набережной. С несовершеннолетними должен присутствовать взрослый человек, которому родитель поручил следить за своим ребенком. Тут не потребуется расписка, это можно выяснить по телефону”, – уточнил депутат.

“Закон направлен на то, чтобы ребенок был доставлен домой, чтобы родители были более внимательны и дисциплинированы в этом вопросе. Каждый случай будет решаться индивидуально”, – сказал Ю.Шевцов.

Он пояснил, что вопрос о штрафе или направлении ребенка в специальное детское учреждение будет подниматься только в крайнем случае.

“Комендантский час” для самарских подростков может быть ужесточен.

Перечень общественных мест, где детям нельзя находиться в ночное время без сопровождения взрослых, очень большой. И речь идёт не только о стадионах, набережной, парках, но даже и об улицах и лестничных клетках в подъездах.

Сейчас ведутся споры, с какого конкретно времени будет введено ограничение. Один из вариантов: летом – с 22.00 вечера, зимой – с 21.00. В пивбары, винные залы, рюмочные, а также в интим-магазины детей вообще предлагают не пускать. К этой работе должны подключиться и власти на местах – им гораздо проще определить список объектов, куда не стоит пускать детей.

Ещё один законопроект, касающийся жизни и безопасности детей, отправят на федеральный уровень – об установлении уголовной ответственности за вовлечение малолетних в религиозные объединения, секты. Со сроком наказания до 4 лет лишения свободы. Сообщает ГТРК “Самара”.

Ведущий: Когда читаешь или слышишь подобные вещи, кажется, что в области настолько обострилась криминальная обстановка среди несовершеннолетних и применение данного закона – это единственный способ решение проблемы.

Я хочу обратиться к тем, кто непосредственно отвечает за разработку подобных законов.
Вопрос к депутатам: Скажите, что вызвало принятие такого закона?

Ответ (примерный): В последние годы выросло количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними и против несовершеннолетних. Наш посёлок входит в число неблагополучных (70% семей не работают или являются неблагополучными)

Вопрос: Как, по-вашему, принятие такого закона исправит ситуацию.

Ответ: Трудно прогнозировать положительные результаты. Но всё-таки это будет первый шаг к решению проблемы.

Вопрос: Мы сейчас говорим о преступлениях, но ведь на первый план в демократическом государстве выходят права ребёнка и обязанности взрослых по их защите. Не нарушает ли данный закон права ребёнка на свободу. (можно привести ст. Декларации прав ребёнка и ст. Конституции РФ 1993 года)

Ответ: Может быть и идёт нарушение прав, но оно настолько незначительное, что нельзя сравнивать с жизнь и здоровьем детей и подростков.

Ведущий: По закону основную ответственность за нарушение понесут родителей. Вопрос к Вам: Как вы думаете, поможет ли данный закон оградить ваших детей от негативного влияния улицы? И на сколько это дисциплинирует Вас как родителей в сфере ответственности.

Ответ: Сегодняшнее государство даёт нам как родителям единственную возможность в воспитании детей – это материальное обеспечение, а сложная экономическая ситуации на селе заставляет нас искать несколько рабочих мест, для того чтобы выживать, а вопрос воспитания перенесли на школу. Мы часто не можем знать, где наши дети, что они делают, чем интересуются. Я считаю, что данный закон дисциплинирует не только нас взрослых, но и наших детей, которые видят тяжёлое положение семьи и потратить деньги на штраф, считают не приемлемым для себя. На селе родители очень боятся огласки подобной ситуации и стараются соблюдать законы.

Вопрос (участковому и инспектору по делам несовершеннолетних): Юрий Дмитриевич, скажите, пожалуйста, повлияла ли нестабильная экономическая обстановка в стране на криминогенную обстановку в посёлке?

Ответ: Нет. Особой активности преступности на территории нашего посёлка в этом году не отмечалось. Криминогенная ситуация в посёлке стабильна, оперативная обстановка под контролем.

Количество зарегистрированных преступлений практически осталось на уровне прошлого года, и процент раскрываемости тот же.

(Скажу более того, по линии муниципальной милиции в этом году произошло снижение числа преступлений с 89 до 78 (это по статистическим сведениям за десять месяцев).

В большой мере этому поспособствовали профилактические мероприятия: проводится разъяснительная работа с населением по сохранности собственности, даём рекомендации по установке камер видеонаблюдения и многое другое.

Вопрос: Мы уже рассказали о том, что в области принят закон, ограничивающий пребывание несовершеннолетних в общественных местах в ночное время. Как он действует на территории нашего посёлка?

Ответ: Для начала надо отметить, что законом определено само понятие “ночное время” – зимой это время с 22 до 6 часов утра, а летом – в период с 1 мая по 31 августа – с 23 до 6 часов утра.

В настоящее время в администрации посёлка создана экспертная комиссия из числа представителей отдела внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, работников администрации и школы. Им предстоит определить места в посёлке, которые наши дети не имеют право посещать в указанное время.

Вопрос: Скажите, детей, из каких семей вы задерживаете чаще всего.

Ответ: Конечно, это неполные и неблагополучные семьи.

Вопрос: Если родители неоднократно наказывались за нарушение закона. Какие ещё меры вы имеете право применять для них. Ну не исправляются родители, дети продолжают находиться на улице, употреблять спиртные напитки, совершать правонарушения. Что делать в этом случае?

Ответ (инспектора по делам несовершеннолетних): В этом случае мы забираем детей в реабилитационный центр, или обращаемся в суд для лишения родительских прав.

Ведущий: Мы много с вами говорили, высказывали разные точки зрения и доказали, что подобный закон нужен нашему обществу. Теперь я хочу обратиться к тем, для кого непосредственно разработан данный закон. Наши дети.

Ответ (презентации групп по результатам социологического опроса).

1-я группа – закон должен быть введён
2-я группа – закон нарушает права ребёнка
3-я группа – таких законов много, их можно нарушать наказание не последует. Нам всё равно.

Ведущий: Мы выслушали все стороны по данному вопросу. Каждый из вас принял собственное решение. В заключении прошу каждого из вас ответить кратко на вопрос: “ Нужен ли комендантский час и почему?”.

Ведущий: Большинство нашей аудитории считает, что такой закон нужен, он успокоит общество, наших детей, отодвинет рамки вступления во взрослую жизнь, а самое главное сохранит жизнь и свободу наших детей.

Благодарю всех за участие в разговоре, будьте законопослушны.

Домашнее задание

Составьте памятку безопасного поведения на улице и в общественных местах в летний период.

Список используемой литературы:

  1. Шевченко Н.И. “Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания” М. Русское слово, 2009.
  2. Декларация прав ребёнка
  3. Конституция РФ
  4. Газета “Комсомольская правда” (Самара) № 1234 от 14 мая 2010 года.