Экологический урок по теме "Учимся писать письма". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Развитие устной и письменной речи учащихся в форме высказывания-письма к объекту .
  • Изучение-исследование материала о березе.
  • Экологическое и патриотическое воспитание младших школьников.

Оборудование:

  • Рисунок березы.
  • Подборка иллюстраций “Береза в разное время года”
  • Выставка книг с произведениями о березе.
  • Стихи, пословицы, приметы, словосочетания со словом “береза”
  • Рисунки учащихся, поделки из бересты.
  • Звукозапись “Голоса птиц в природе”
  • Репродукция картин русских художников
  • Творческие работы учащихся начальных классов о березе (мини-сочинения, экологические плакаты).
  • Словари русского языка.
  • Наряд для девочки-березки.
  • Чистые конверты.
  • Напечатанный план, загадки для каждого.
  • Карта России.
  • Березовый веник, березовые почки, лучина, дёготь, береста.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

1. Вводная часть

Учитель: Добрый день, ребята и добрый день наши гости.

(Появляется девочка в костюме березки.)

– Я, березка белая, в лесу жила,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду,
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной,
Приходили люди в жаркий летний день,
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему вдруг настал конец,
В лес пришел однажды мальчишка-сорванец.
Он изрезал ножичком всю мою кору,
Было очень больно мне. думала умру,
Он не успокоился и поджег меня.
Корчились листочки, сохли от огня…
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку стройную в пламени, в дыму…
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь.
Ну, зачем березку резать или жечь

(К березке подходит мальчик, берет её за руку.)

– Берёзонька зеленая, огнём ты опалёна
Кто посмел тебя обидеть, красоты твоей не видеть
Я березку подниму, а чтоб держалась крепче ты,
К другой тебя я прислоню.
Расти себе, красуйся и солнышком любуйся

У.: Что же, за дерево будет сегодня хозяйкой на уроке?

Дети. Береза.

2. Содержание урока

У. Тема нашей экологической встречи у третьеклассников “Учимся писать письма”. Русский народ всегда чтил березу. Каждому из вас я даю загадку, сложенную в народе, об этом чудесном дереве, познакомьтесь с ней.

(Учащиеся получают карточку с загадкой читают её про себя, затем читают вслух по очереди.)

– Спасибо, ребята! Вы очень красиво прочитали о березке.

Слово – это великая сила! Русский язык богат и могуч словарным запасом, об этом свидетельствуют словари. В них можно найти объяснения и написания слова, словари учат общению, расширяют ваши знания, обогащают речь и мысли. Люди издавна изучают слова.

Сегодня мы будем учиться писать письмо. Письмо русской березке!

(Учитель обращается к иллюстрациям.)

– В толковом словаре В.Даля написано, что береза-это лиственное дерево с белой корой. С глубокой старины полюбил наш народ березку и за милый облик, и за добро, которое она щедро дарит людям.

3. Работа в тетрадях

У.: Что такое письмо?

(У каждого напечатанный текст объяснения значения слова из словаря). Дети читают.

– Кто и кому пишет письма? (Ответы детей)

– Итак, чаще всего пишут знакомым, родным, близким, хорошо известным людям. Чтобы написать письмо березке, надо всесторонне изучить это слово. Посмотрите на план, по которому будем знакомиться со словом береза.

(У детей план напечатан, на доске написан план. )

  1. Лексическое значение слова.
  2. История происхождения слова.
  3. Однокоренные слова.
  4. Слова во фразеологических оборотах речи.
  5. Слово, его сочетания с другими словами.
  6. Слово в русском фольклоре.
  7. Слово в литературных произведениях.
  8. Слово в картинах художников
  9. Слово в речевом детском творчестве.
  10. Слово в иллюстрациях, картинах природы, рисунках.

– Первые два пункта плана мы уже осветили

а) Давайте устно подберем слова, близкие по значению слову береза.

На доске запись:

Б...реза
Б...резка
Подб...резовик

– Нужно выяснить какой гласный в слове пропущен?
– Чем еще похоже эти слова? (Написанием, у них есть общая часть.)
– Как называются такие слова?
– Будут ли однокоренные слова родственными? Почему?
– Какое из этих слов проверочное?
– Почему нет проверочного слова?
– Как называются слова с непроверяемой безударной гласной?

(Выслушиваются ответы детей.)

– Да, это словарное слово, его написание нужно запомнить: пишем: береза.
– Как пишется корень однокоренных слов? (Одинаково, можем вставить букву “е” во все однокоренные слова.)

б) Образуйте словосочетания со словом “береза”, подумайте, как бы вы к ней обратились после долгой разлуки?

Зеленая березка, любимая березка, красавица-березка,
стройная березка, подруженька березка.

– Какое слово употребляют люди при встречи, в письме? (Здравствуйте, привет и другие.)

– Как вы помните смысл слова “Здравствуйте”. (Это очень старое слово, связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося это слово, желали друг другу быть здоровыми, сильными, могучими, например, как дуб.)

– Возьмите зеленый листочек и напишите на нем начало письма: “Здравствуй дорогая березка!”

в) Почему в народе так ласково и нежно обращаются к этому дереву?

– Действительно, березка – украшение земли, символ чистоты и верности, символ нашей Родины. Посмотрите на карты России. Более 50% территории покрыто лесами, самое распространённое дерево наших лесов – это береза. Послушайте рассказ “Хороши наши леса”.

(Звучит рассказ под музыкальное сопровождение.)

– В наших лесах растет много берез. Лес, в котором растут березки, называют березовым или березняком.

г) Красота березового леса изобразили известные русские художники как И.Левитан, А.Саврасов, А.Пластов. Посмотрите на репродукции их картин. На переднем плане, в центре полотен c большой любовью изображены берёзки. К сожалению, березки часто “плачут”.

– Когда это происходит? Почему? Как вы можете беречь деревья? (Лечить ранки, сажать саженцы.)

– Послушайте стихотворение С.Васильева “Белая береза”.

Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал как слезы
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли:
Спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною
Береза белая опять
Оделась белую листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим

– Что случилось с березкой? Почему? Кто защитил её от врага? (Ответы детей.)

9 мая весь мир отмечает дату Победы над фашистской Германией. Ветераны войны придут на митинги. Люди выразят им свою благодарность, а молодые поколения граждан склонят перед ними голову.

– Назовите главную мысль стихотворения.
– Напишем эти слова и запомним их:

Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!

д) Русский народ сложил о березе много песен, сказок пословиц.

И у б...резы слезы т...кут, когда с неё кору д...рут.
Б...реза не угроза, где ст...ит, там и шумит.

– Какие буквы пропущены?

Запишите пословицы в тетрадь, подчеркните буквы, которые вы вставили. Определите падеж у существительного береза.

Ребята, по обычаю нашего народа в летнее время у березки бывает свой праздник-Троица. В старину в этот день молодые люди водили хороводы вокруг березок, плели венки из березовых веток, играли.

(Показ рисунка.)

е) Вернемся к нашему письму березе. Что бы вы ей написали? О чем сообщили? Запишите на березовом листочке 2–3 предложения о том, что запомнили об этом дереве с урока.

– Прочитайте, что написали. Давайте вашими небольшими письмами украсим нашу березку.

(Ученики прикрепляют листочки на плакат с березкой.)

ж) Продолжим знакомство с березой. В старину о березе говорили, как о дереве “Об четыре дела”:

  1. Когда не было электричества, избу освещали лучиной. Лучину строгали из березы, так как березовые дрова в печи “молчат”-не стреляют, не разбрасывают искры. Лучина из березы была безопаснее от пожара, её втыкали в стену около печи, снизу ставили емкость с водой, сгоревший конец лучины обламывали.
  2. Из коры березы готовили дёготь и смазывали им колеса телег – единственного транспорта. Еще из бересты изготовляли полезные поделки (Показать туески.) Дёготь используется в парфюмерной промышленности для изготовления дегтярного мыла (показать мыло). Такое мыло обладает профилактическими свойствами и лечебным действием при заболевание кожи.
  3. Третье дело связана с чистотой тела. Какие веники самые лучшие для бани? Как нужно их заготавливать? Самыми целебными считаются веники, заготовленные 6 июля, накануне праздника Ивана Купала. Нельзя готовить веники позже 2 августа. Обламывать у дерева желательно нижние ветки, не рубить дерево целиком. Связанные веники хранить в хорошо продуваемом помещении, не на солнце. Вода после запаривания веника лечебна для кожи, полезна для волос.
  4. Ну, а четвертое дело – целительство, врачевание людей. Как же лечила людей береза?

(Рассказ учителя.)
(Показать березовые почки.)

В медицине принимают почки и молодые листья. Почки собирают ранней весной, до распускания. Листья собирают во время цветения. Собирают почки на специальных участках для валки леса. Срезают веточки, связывают их в пучки и сушат в тени. Из 100 грамм свежих почек получается 40 грамм сухих. В почках и листьях содержатся кислота, масло, витамин С.

Отварами лечат экземы, авитаминоз, изготавливают из коры разные мази для лечения кожаных, заболеваний, также лечат ревматизм, желудочные болезни.

У.: Итак, ребята, сегодня вы изучали слово “береза”, учились писать письмо. Дома вы продолжите эту работы. Я прошу вас написать, что больше всего вам запомнилось об этом дереве. Письмо запечатайте в конверт и адресуйте мне вашему учителю.

Я благодарю всех за урок! Берегите природу!