Мастер-класс. Приемы развития эмоционального восприятия произведений искусства у детей 3–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства на основе синтеза искусств.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор и экран, маска на лицо педагогу, репродукция картины художника В. Переяславца «Налетался», музыка М. Лазарева «Глажу деточку», «Аты-баты», «Лошадка», космическая музыка в любом исполнении на выбор педагога, столы и стулья, схема «Дорога времени» (см. описание ниже по тексту), фломастеры и безликие маски.

1 часть – презентация педагогического опыта мастера.

Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

Педагог-мастер:                     

Жизнь не часто бывает сказкой,
Все бывает, увы, не так.
На лицо надеваем маску,
Закрываясь от глаз зевак.
И никто никогда не знает,
Что у каждого за душой:
Дружба ненависть закрывает,
Злость улыбкою убивает.
А в реальности что бывает
Остается только с тобой.

Каждый взрослый человек, оказываясь в той или иной жизненной ситуации, испытывает различное эмоциональное состояние – радости, грусти, удивления, сочувствия, восторга и т.д. Всегда ли искренни его эмоциональные проявления? Взрослый человек умело контролирует свои эмоции и чувства, скрывая реальные ощущения под маской. Хорошо это или плохо – скрывать свои чувства под маской?

А ребенок? Он естественный. Он не способен контролировать и скрывать свои эмоции так, как взрослый. Он не умеет быть равнодушным к тем событиям, которые происходят вокруг него. Как сделать так, чтобы в каждом ребенке вызвать  искренность его эмоций (вопрос в зал)?

Проблему эмоционального развития детей можно решить, организовав встречу с искусством. Но что необходимо сделать педагогу для того, чтобы произведение искусства затронуло душу ребенка (вопрос в зал)?

Ребенок очень живо воспринимает окружающее с помощью разных анализаторов: это зрение, слух, вкус, тактильные ощущения, запах. Воздействуя на все каналы восприятия, процесс эмоционального развития детей становится наиболее эффективным. Эту задачу помогает реализовать синтез искусств – литературы, музыки, живописи, скульптуры.

Вашему вниманию предлагается несколько эффективных приемов развития эмоционального восприятия у детей в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов.

2 часть – имитационная игра.

Цель – продемонстрировать наиболее эффективные способы обучения детей.

1)  Прием интересного внесения произведений искусства «Музыкальная загадка». На экране скрыта одна из картин известного художника В. Переяславца. Мастер предлагает педагогам угадать при помощи музыки, о чем эта картина.

30 сек. звучит мелодия – колыбельная «Глажу деточку» М. Лазарева

Задает вопросы в зал: О чем эта музыка? Что можно под нее делать? Подсказала ли музыка сюжет картины? (ответы – картины об отдыхе, о сне …)

(картина открывается на экране). Предлагает посмотреть внимательно на картину под звучание музыки.

30 сек. звучит мелодия – колыбельная «Глажу деточку» М. Лазарева

Комментарии: в этом приеме используется небольшой фрагмент музыкального произведения, характер и настроение которого созвучны содержанию живописной картины. Музыка позволяет воздействовать на зрительные и слуховые анализаторы. Это существенно облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким и утонченным.

2) Прием, развивающий музыкально-образное представление у детей «Музыка предмета».

Педагог – мастер приглашает присутствующих на выставку снежных и ледяных скульптур. Предлагает посмотреть на экран и рассмотреть скульптуры. Поясняет, что с детьми важно поговорить о каждой скульптуре и проводит рассматривание (показ слайдов). Предлагает по характеру музыкального фрагмента узнать скульптуру (ответы из зала).

30 сек. звучит мелодия «Аты-баты» и 30 сек. звучит «Лошадка» М. Лазарева

Комментарии: с детьми можно изобразить эти объекты с помощью пластической импровизации: пусть дети представят, что эти ботинки у них на ногах и предложить им подвигаться под музыку так, как им захочется; представить себя на коне и поскакать, как всадник, так, как хочется. Изобразить качающиеся деревья, плавающих лебедей и т.д. При использовании данного приема происходит оживление объекта скульптуры. Здесь также необходимо использовать музыкальный фрагмент, ярко отражающий характер изображенного предмета. Фрагмент звучит не более 1 мин. Прием позволяет развивать с помощью зрительных и двигательных анализаторов муз. слух и танцевальное творчество детей.

3) Прием «Дорога времени» (приглашаются несколько человек из зала, организуется работа за столами). На мольберте или доске показывается схема (1 карточка: изображен зеленый круг со стрелкой в правую сторону – прошлое, начало времени; 2 карточка: изображен красный круг с двумя стрелками – влево и вправо – настоящее, остановившийся миг; 3 карточка: изображен желтый круг со стрелкой  в левую сторону – будущее, конец времени).

Педагог – мастер предлагает посмотреть на картину В. Переяславца «Налетался» и представить – с чего все началось в этой картине? Как развивались события? Что будет потом? В этом поможет музыка и цветовая схема (показывает), где зеленый цвет обозначает начало рассказа – прошлое событий, красный цвет – середина, миг, который запечатлен на картине, желтый цвет – конец рассказа, будущее событий.

3 часть – моделирование.

Цель – организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения детей.

Работа педагогов за столами: на столах лежат схемы определенного цвета у каждого педагога (прошлое, настоящее, будущее). Педагогам необходимо внимательно посмотреть на картину, с опорой на схему под музыку прошлого рассказать, что было до того, как мальчик уснул (30 сек. звучит мелодия «Самолет» М. Лазарева), под музыку настоящего времени рассказать, что происходит в данный момент на картине (30 сек. звучит мелодия – колыбельная «Глажу деточку» М. Лазарева), под музыку будущего – как будут дальше развиваться события (звучит космическая музыка).

Комментарий: интеграция музыки и живописи позволяет глубже и эмоциональнее воспринять произведения искусства во времени. Музыка развивает образно-ассоциативное мышление детей, творческое воображение. Прием развивает монологичную речь.

4 часть – рефлексия.

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.

На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста.