Гендерный подход в обучении детей 5–7 лет рисованию

Разделы: Работа с дошкольниками


В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», озвученной президентом РФ в 2009 году, качество образования является главным приоритетом. Этот аспект образовательной политики влечет за собой поиск эффективных подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В условиях модернизации системы дошкольного образования для повышения его качества особенно актуализируется проблема гендерного воспитания детей.

Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола(Л.О. Ковальчук). Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических не отрицается, но уходит на второй план.

Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Рисование  – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования  видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).

Анализ исследований, педагогической практики, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса проблемы побудили к созданию системы работы с детьми 5-7 лет, цель которой  – способствовать гендерному воспитанию детей посредством рисования. На основе данной цели определены следующие задачи:

– развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе рисования;
– формировать адекватную полу модель поведения у детей;
– воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
– учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
– учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа и др.

Занятия по рисованию проводятся как со всей группой,  так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с  мальчиками, что зависит от  тематики занятия.  При их организации учитываются такие особенности детей, как:

– интерес к рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;
– кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки;
– у девочек лучше развита зрительно-двигательная координация;
– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;
– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия;
– мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;
– при оценке поведения детей и результатов их деятельности девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (детей,  родителей). Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.

На занятиях по рисованию важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого используются разнообразные педагогические приемы, среди которых следующие:

1. Проблема: мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Пути выхода:

– предложить  из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;
– выложить из палочек фигуру человека в движении;
– продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);
– попросить самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в зеркале.

2. Проблема: Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти. Пути выхода:

– дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом;
– предложить схему использования тонкой кисти;
– давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.

3. Проблема: мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки. Пути выхода:

– предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.

4. Проблема: девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок. Пути выхода:

– разделить процесс рисования  на 2 части: 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей – даем схему;
– дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.

5. Проблема: мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают. Пути выхода:

– посадить мальчика с девочкой за одним столом для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок соседки – девочки;
– предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схему продумываем к каждому занятию).

Важное место при гендерном подходе в процессе рисования занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изотворчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему «Какой цвет я люблю», в процессе  которого  мальчики и девочки из множества цветов и оттенков  выбирают  самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение уголка изотворчества. Появляются места для рисования в индивидуальном решении для мальчиков и девочек. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:

– разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов (Н: для мальчиков – в виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде дерева, цветка и др.);
– подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с изображением мужских видов спорта, разнообразной техники, узорами в клетку и линию, подводного мира, мужских героев мультфильмов и сказок и др., а для девочек – с изображением насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и др.
– кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых цветов девочек;
– раскраски  с различными изображениями  (Н: красавиц  для девочек и  рыцарей для мальчиков);
– трафареты с изображением предметов мужского (машины, иструменты)  и женского  (цветы, бабочки)  характера;
– рамочки  для  детских рисунков  самых разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно по своему предпочтению выбираются мальчиками и девочками;
– схемы для мальчиков и девочек,  помогающие  им в  рисовании;
– сюжетная мебель (стул в виде цветка для девочек, стул в виде болтика для мальчиков и др.) и многое другое.

Осуществляя гендерный подход в рисовании мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем  понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!

Литература:

  1. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" [текст] /  М.Ю. Арутюнян – М., 1997.
  2. Бендас Т.В. Гендерная психология; Учебное пособие / Т. В. Бендас – СПб.: Питер, 2008.
  3. Берн Ш. Гендерная психология [текст] / Ш. Берн – М.: Олма-Пресс, 2001.
  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду /  Т. Н. Доронова – Москва: Линка – Пресс, 2009
  5. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова – М., 2004. – 167 с.
  6. Ковальчук Л.О. Особливості гендерного виховання у початкових та середніх школах Німеччини / Любов Ковальчук // Проблеми освіти: наук.-метод. зб. – К., 2007. – № 47. – С. 122-125.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2000.
  8. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы  психол. – 1985. – № 3. – С. 165-171.
  9. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. – М., 1999.
  10. Цокур О.С. Гендерна соціалізація як основний фактор формування гендерних уявлень особистості / Цокур Ольга Степанівна [Електронный ресурс]. – 07. 04 2008. – Режим доступа: www.osvita.ua/school/upbring/330.