Конспект итогового занятия по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомились с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступали  символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Картинки-схемы являлись для детей опорой для запоминания словесного материала, путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Обучение ребят запоминанию постепенно привело к тому, что они стали более отчётливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Запоминая материал по картинкам, ребята  соотносили  их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство детей стремились к припоминанию слов без называния опорных изображений.

Цель: составление детьми творческого рассказа.

Задачи:

  • продолжать учить детей составлять творческие рассказы с использованием опорных схем и моделей;
  • обогащать и систематизировать знания детей о зиме, подбирать однокоренные слова;
  • способствовать развитию произвольного внимания;
  • учить детей принимать и выполнять учебную задачу, уметь работать в подгруппах.

Оборудование: снежок, схема-картина, клей, картинки-схемы, два мольберта.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о зиме, рассматривание картин о зиме, наблюдения на прогулке.

Словарная работа: поземка.

ХОД РАБОТЫ

Воспитатель предлагает детям встать в круг, и по предложению воспитателя дети проговаривают речетив, выполняя движения:

Мы весёлые ребята,
Мы ребята дошколята,
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим
(руки в стороны, взялись за руки и крепко пожали друг другу руку)
Пусть всем будет хорошо!
Повернись, повернись
И друг другу улыбнись!
(улыбаются друг другу).

Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр.

Воспитатель: Ребята, мне сегодня загадали загадку, а я не знаю отгадки. Поможете мне?

Воспитатель: Когда всё укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами.

Воспитатель: Да это и правда зима. Спасибо.

Воспитатель: Ребята, а какая она зима? (Зима суровая, зима злая, зима холодная, зима морозная, зима снежная).
– Ребята, а про что говорят ударили … (морозы); висят … (сосульки); бушует … (метель); замёрзла … (речка); дует … (ветер); хрустит … (снег)?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». (воспитатель предлагает поделиться на две подгруппы по половому признаку). Девочки говорят что зимой плохо, а мальчики говорят что зимой – хорошо.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».

Зимой всё покрыто белым пушистым снегом.
Давайте с этим словом поиграем. Я начну, а тот,
кому я передам снежок, должен добавить слово.

  1. Тихо, тихо как во сне падает на землю … (снег).
  2. С неба все скользят пушинки серебристые … (снежинки)
  3. На поселок, на лужок всё снижается … (снежок).
  4. Вот веселье для ребят всё сильнее … (снегопад).
  5. Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
  6. Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик).
  7. Рядом снежная фигурка это девочка … (снегурка).
  8. На снегу то посмотри с красной грудой … (снегири).
  9. Словно в сказке, как во сне землю всю окутал ... (снег).

Воспитатель: Ребята, от какого слова произошли эти слова? (От слова снег)

На доске висит схема, и полукругом стоят стульчики, воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. 

Воспитатель: Ребята, зимой люди часто говорят вьюга, метель. У меня на доске заколдованные картинки. Нам нужно их расколдовать. Подумайте что это?

  1. Ветер поднимает и несет снег так, как будто метлой метут. Как называется такой ветер? (Метель)
  2. Бывает ветер со снегом воет как волк, давайте прислушаемся и произносим все вместе у-у-у-у. Как называется такой ветер? (Вьюга)
  3. Иногда ветер поднимает снег и несет в разные стороны. Как называется такой ветер? (Пурга)
  4. Бывает и так, в солнечный день ветер несет снег по самой земле. Кто знает, как называют такой ветер? (Поземка)

Воспитатель предлагает детям встать вкруг, чтобы провести физминутку.

Выпал беленький снежок
(дети становятся в круг)
Снег, снег белый снег
Засыпает он нас всех
(машут руками перед собой)
Не боимся мы пороши
Ловим снег, хлопок в ладоши
(хлопок в ладоши, опускают руки по швам)
Руки в стороны, по швам
Снега хватит нам и вам.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ о зиме. Но сначала разделимся на подгруппы. Возьмите у меня на столе картинки и сядьте за тот стол, где лежит квадратик такого цвета, как на оборотной стороне вашей картинки. Внимательно рассмотрите свои картинки-схемы, расположите их последовательно друг с другом так, как будете составлять рассказ. Работать будете сообща, когда составите рассказ, выберите одного человека, который будет рассказывать рассказ и защищать вашу команду. Даю вам немного времени (ставлю песочные часы, дети приклеивают свои картинки на один общий плакат и последовательно составляют рассказ). Выбранный от команды человек помещает на мольберт свою картину и рассказывает рассказ. Дети оценивают рассказы.

Итог: Все старались составить рассказ. Какое слово вы узнали сегодня? (Позёмка)