Гимнастика ума

Разделы: Школьная психологическая служба


Гимнастика для ума – это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью которой ты научишься четко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать.

Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, дальновидным, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления или умственную культуру.

Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?». И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление», и надо ли специально учиться думать, да и можно ли этому научиться. Обладание разумом, умение думать отличает человека от всех других живых существ. Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми и т.д. Ум, мышление, разум всегда считались достоинством и ценностью человека. Отсутствие ума – большой бедой. Есть даже такое выражение – «Если бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

Овладевая языком, общаясь с другими людьми, учась пользоваться разными предметами (ложка, чашка, карандаш и др.), в игре, в учении, в труде человек овладевает мышлением. Без общения с другими людьми человек не может научиться мыслить. Науке известны случаи воспитания пропавших из семьи детей животными (вспомните рассказанную Р.Киплингом историю Маугли, где в сказочной форме описан такой случай). Оказывается, что когда этих детей находили уже выросшими, их так и не смогли выучить речи и научить мыслить.

Как рождается человеческая мысль, как ребенок обротает способность думать? Малыш выходит гулять и видит, что идет дождь. Земля, асфальт, крыши домов становятся мокрыми, появляются лужи. Приходит зима, становится холодно и замерзает речка, идет снег, деревья покрываются инеем. Ребенок наблюдает явления природы и делает выводы: когда всегда идет дождь, все вокруг всегда становится мокрым, когда всегда наступают холода, появляется снег и лед и т.д. Вот в этой способности человека делать общие выводы на основе своего опыта, выводить общие выводы из уже имеющихся знаний и заключается умение мыслить.

Мышление это отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей и отношений между вещами и явлениями.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания действительности.

Как понять это выражение – «процесс обобщенного познания»? Дело в том, что окружающий нас мир мы познаем о помощью ощущений и восприятий – мы видим предмет, пробуем его на ощупь, на вкус, воспринимаем цвет и форму и таким образом узнаем его свойства, качества, особенности.

Тема: «Мышление. Стимулирование творческих способностей посредством активизации фантазии»

Задачи:

  • научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи ведущие к новым идеям;
  • научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и создавать суждения;
  • научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы, замечать заблуждения.

Конвергенное мышление – стремиться к получению одного правильного ответа.

Дивергенное мышление – стремиться к поискам новых путей.

Упражнения для развития дивергенного мышления. Беглость мышления (Приложение 1)