Сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Задачи урока:

  • образовательная: повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
  • развивающая: развить логическое мышление, математическую речь;
  • воспитательная: расширить знания учащихся об окружающем их мире; развивать чувство коллективизма.

Оборудование: карта путешествия, карточки-таблицы, список продуктов.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Запись в тетрадях даты и классной работы.

Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы заканчиваем изучение темы “Сложение и вычитание десятичных дробей”, а теперь мы должны выяснить для чего мы ее изучали, где она нам пригодится. Вот поэтому мы отправимся в поездку по некоторым уголкам нашего района. А так как они расположены за пределами нашей школы, то придется выбрать вид транспорта, на котором мы отправимся в путь. Но транспорт подойдет не любой, а только тот, который зашифрован. А для того, чтобы его расшифровать нужно вспомнить, как складываются и вычитаются десятичные дроби и правильно подобрать ответы к примерам.

II Актуализация знаний.

  1. Сформулировать правило сложения десятичных дробей.
  2. Сформулировать правило вычитания десятичных дробей.

На доске приготовлены примеры и числа, которым соответствуют определенные буквы.

1,37 + 3,7 7,19 – 7,08 4 – 0,9 5,02 + 4,8 17,5 – 1,3 59,1 – 27 1 – 0,12
а в т о б у с
4,44 3,1 0,1 0,11 16,2 9,82 0,88 5,07 32,1 31
д т к в б о с а у п

Итак, сегодня мы отправимся в поездку на автобусе.

Наша поездка по всяким причинам может затянуться, поэтому чтобы не проголодаться, сделаем первую остановку в магазине.

Задача 1. Предположим, что ваши мамы дали по 450 рублей на расходы. И вам предстоит выбрать, то что вам хочется, но чтобы на все хватило денег. (см. Приложение.)

Теперь нам нечего бояться и можно продолжать свой путь.

Внимание. На нашем пути Промышленная. Наша следующая остановка дерево обрабатывающий завод (ДОЗ). А здесь уже знают, что мальчики у нас неплохо работают на станках, но и думают, что и девочки не подведут, поэтому доверяют следующую работу.

Задача 2. Деревянную балку длиной 6,85м. разрезать на две части. Длина одной части 2,96м. найдите длину второй части.

Решение. 6,85 – 2,96 = 3,89 (м.) – длина второй части.

Ответ: 3,89 метра.

Задача 3. Из заготовки цилиндрической формы диаметром 53,6 см. нужно выточить деталь, диаметром 44,1 см. на сколько диаметр новой детали стал меньше диаметра заготовки?

Решение. 53,6 – 44,1 = 9,5 (см.) на столько диаметр детали меньше диаметра заготовки.

Ответ: на 9,5 см.

1. Сформулировать правило сложения десятичных дробей.

Задача 4. Имеется четыре куска мягкой проволоки. Каждый кусок длиной 1м. Как, не разрезая проволоки, сделать каркас прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 0,5м; 0,3м; 0,2м?

Решение. 0,5 + 0,3 + 0,2 = 1,0 (м)

Мы хорошо поработали, наступила пора отдохнуть, и мы отправимся на реку Иню. Вот и пришел долгожданный теплоход.

III Математическая зарядка.

Пришел теплоход
С чем?
С топотушками
Пришел теплоход
С чем7
С хлопотушками
Пришел теплоход
С чем?
С попрыгушками
Пришел теплоход
С чем?
С вертушками
Пришел теплоход
С чем?
С летушками.

Упражнение 1. Исходное положение – руки вдоль туловища; при правильном ответе – руки вперед, при неправильном – руки вверх.

а) 0,2 + 0,4 = 0,6
б) 0,3 + 0,03 = 0,06
в) 0,7 + 0,4 = 0,11
г) 0,3 – 0,17 = 0,13
д) 12,4 – 1,52 = 10,88
е) 6,2 – 1,03 = 5,17

Упражнение 2. Исходное положение – руки на поясе. При правильном ответе – поворот направо, при неправильном – поворот налево.

Округлили до сотых:

а) 3,571 ≈ 3,57
б) 13,205 ≈ 13,20
в) 11,099 ≈ 11,09
г) 4,029 ≈ 4,03
д) 100,013 ≈ 100,02
е) 6,702 ≈ 6,70.

IV. Повторение материала.

Зарядка окончена, но пришла шифровка. Чтобы ее прочитать, надо решить следующие уравнения: читать: 1,54 = ь; 21,53 = у; 5,6 = m; 13,0 = n; 33,16 = в.

  1. у – 5,46 = 27,7
    у = 33,16 (в)
  2. m – 9,8 = 3,2
    m = 13,0 (п)
  3. х – 19,7 = 1,83
    х = 21,53 (у)
  4. в – 2 = 3,6
    в = 5,6 (т)
  5. g – 0,07 = 1,47
    g = 1,54 (ь)

Мы отправляемся в картинную галерею, но не просто посмотреть на выставку, но и самим принять участие, т.е. представить свою картину. А, картину вы можете нарисовать, если умеете складывать и вычитать десятичные дроби. (Учащиеся собирают математическое лото). Для тех, кто быстро соберет картину дополнительное задание:

Мы могли бы еще продолжать свое путешествие, но наше время подходит к концу и мы возвращаемся в школу. А здесь нас уже ждет Смекалкин со своими причудами. Он придумал несколько примеров, но при этом забыл поставить запятые. Смогли бы вы правильно расставить их?

32 + 18 = 5
3 + 108 = 408
42 + 17 = 212
736 – 336 = 4
57 – 4 = 17.

V. Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1. Решите уравнение:

а) х + 15,35 = 19,4
б) х – 0,07 = 1,5

2. Решите задачу: В первый день продали 12,52 м. ткани, а во второй день еще 19,7 м. сколько ткани продали за два дня?

Вариант 2.

1. Решите уравнение:

а) у + 0,25 = 1,07
б) у – 29,5 = 42,1

2. Решите задачу: В первый день автомобиль проехал 238,4 км., а во второй день на 52,6 км. меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?

VI. Итог урока.

Где же мы сегодня применили свои знания при сложении и вычитании десятичных дробей? Подвести оценку эмоционального состояния обучающихся на уроке.

на уроке было интересно, поучительно;
на уроке было интересно, но не все;
на уроке было скучно, тоскливо.

VII. Домашнее задание. п. 32.