Нравственно-патриотическое воспитание. "Мой непостижимый город"

Разделы: Работа с дошкольниками


“О город мой! От Невского простора,
От трудовых окраин и застав
Здесь занялась полярная Аврора
Цвета зари по снегу распластав!”
Всеволод Рождественский

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. Чтобы даты перестали быть хронологией, факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, нудно пробудить интерес, заставить работать воображение.

Мы живём в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно беден. Он обделён чувством прекрасного, которое не может не развиваться в городе на Неве. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И наша задача с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга.

Именно в этом цель работы с дошкольниками.

И как руководство к действию можно взять слова В.А.Сухомлинского: “Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются истоки, корни гражданственности. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать, – от того зависит, каким гражданином будет наш воспитанник”.

Очень хочется, чтобы наш город поразил ребёнка с самого детства своей неповторимостью, индивидуальностью. Если это чувство удастся привить ещё в детском саду, то можно с уверенностью сказать, что в дальнейшей жизни этот человек с гордостью и трепетом будет носить звание “петербуржец” и передаст это чувство своим детям. И бесспорно, что главная направляющая и ведущая роль в познании ребёнком своего родного города возлагается на взрослых – на воспитателей детского сада, на родителей. Только в тесной связи можно будет достичь желаемых результатов.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств нужно формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём любовь к родной природе, воспитывать черты характера, которые помогут стать ему гражданином и человеком.

Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребёнка в активной форме. Воспитывая ребёнка, мы должны предоставить ему возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (игры, занятия, труд, общение). Это помогает ему переосмыслить сумму полученных знаний о Родине, выражать своё отношение к ней в делах.

От того как, в какой форме мы преподносим материал детям, во многом будет зависеть результат всей нелёгкой работы по знакомству дошкольников с родным городом. Объём знаний, необходимый для изучения в дошкольном возрасте, велик. Знания детей об основателе нашего города, об исторических событиях, связанных с Петром I, очень важны. Ребёнок, знающий хоть немного историю нашего города, будет с большим трепетом и вниманием знакомиться с его достопримечательностями, с его культурным наследием, с его памятниками и архитектурными ансамблями.

Наш город воспет поэтами и прозаиками, поэтому просто необходимо знакомить с Петербургом и через художественное слово. Красивая, плавная строка стихотворения как ничто другое может воздействовать на чувства и эмоции детей, заставить увидеть что-то с другой стороны.

Какие сведения и понятия могут усвоить дети в разном возрасте и что можно преподносить им, а что не следует?

Четырёхлетний ребёнок должен знать названия своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание тех детей, что постарше, нужно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, магазин, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребёнку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, с какими историческими событиями связаны. Старший дошкольник знает название своего города (в нашем городе дети также должны объяснить почему он так назван, какие другие названия они знают), своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы и как называется главная магистраль города.

Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами и проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками, уметь рассказать о них. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Когда говорят “москвич”, “петербуржец”, “киевлянин” или “минчанин” то это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живёт. Каждый человек любит свой город и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.

Для воспитания у ребёнка любви к родному городу необходимы экскурсии, целевые прогулки.

Конечно, воспитатель обязан проводить такие прогулки и экскурсии, но без помощи и поддержки родителей в данном вопросе не обойтись. Родители имеют большие возможности и лучшие условия для знакомства ребёнка с городом, чем детские сады. Ведь родители, взяв своего ребёнка, практически могут поехать в любую часть города на экскурсию или просто на прогулку.

О роли родителей и о связи родителей с детским садом по вопросам знакомства с городом говорит в своей статье О.Я.Михеева.

Главной задачей О.Я.Михеева считает – убеждение родителей в действительной необходимости получения детьми таких знаний. Для этого она предлагает выступить на родительском собрании с сообщением о значимости этого вопроса, о том как необходимы эти знания для последующей жизни ребёнка. На этом же собрании целесообразно привести примеры детских ответов и суждений на данную тему (как положительных, так и отрицательных) и подвести к тому, какими же знаниями должны обладать дети.

Далее необходимо разъяснить родителям, что именно они могут и должны сыграть решающую роль в этой работе. Показать им, что они имеют ежедневную возможность обогащать знания и опыт детей. Для этого не нужно куда-то ехать или идти. Достаточно по дороге в детский сад или домой заострить внимание на интересном здании, сквере, решётке, памятнике. Можно поиграть в интересную игру – “Кто больше запомнит?”. Суть игры сводится к запоминанию и воспроизведению тех учреждений, домов, которые встречаются на знакомых улицах. Постоянно предлагать ребёнку рассказать о том, что он видит. Такие беседы способствуют развитию наблюдательности, памяти, воспитывают желание узнать что-то новое. И, конечно, развивают речь ребёнка.

Методика ознакомления детей с родным городом и воспитания любви к нему разнообразна. Хорошо раскрыты приёмы, задачи и содержание этой работы в статье А.Бизиной.

Она говорит, что эта работа в основном ведётся по двум направлениям: через непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, прогулки, экскурсии; и через демонстрацию иллюстрационного материала: открытки, фото, репродукции, кино и диафильмы. Необходимо широко использовать во всех формах работы художественное слово, разрабатывать беседы как на занятиях, так и во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города и людях, живших и живущих в нём. Нравятся детям и тематические вечера досуга, где дети закрепляют полученные знания, а так же придают праздничную форму работе по данному вопросу.

Очень важно организовать систематическую работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления. Придерживаясь принципа постепенного перехода от близкого и простого к далёкому и сложному, следует провести беседу и выяснить знания детей о названии города, своей улицы, названия главной магистрали. В итоге у детей накопится достаточный опыт для создания и оформления альбома “ Наш город родной”. Эта коллективная работа, к которой можно привлечь и родителей, способствует воспитанию нравственных чувств дошкольников.

В этот альбом можно поместить фотографии, открытки, а также работы детей (рисунки, аппликации).

Во время бесед экскурсий, наблюдений подчеркнуть красоту и богатство нашего города, но подвести их к пониманию того, что всё это создано трудолюбивыми и искусными руками человека и что это главное наше богатство – человек. Чтобы познакомить детей с трудовыми достижениями земляков, можно провести экскурсию на почту, в магазин, к стенду с фотографиями сотрудников. Дети должны знать, что в нашем огромном городе живёт много хороших людей, которые делают всё, чтобы город был краше.

Любить свой город – значит и любить природу в нём. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Чтобы привить любовь к родной природе, научить детей ценить труд людей, нужно проводить экскурсии в парки, скверы, сады.

Во время экскурсий, наблюдений и прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Лучший способ выражения своих эмоций от увиденного – это изобразительная деятельность. В частности занятия рисованием, т.к. оно ещё раз помогает детям пережить увиденное, пережить чувство прекрасного, закрепить новые знания и впечатления.

Но как выяснилось в ходе работы, не все объекты наблюдения могут служить темой для рисования.

Поэтому их необходимо тщательно отбирать и уже по ним вести более кропотливую работу, связанную с чисто художественными моментами: уметь увидеть отличительные особенности здания, уметь увидеть “картину” в целом, и увидеть часть общей картины. После этого можно давать сюжетное рисование, например на тему: “Что мы увидели на Невском проспекте?”

Если наблюдения провести правильно, то дети постараются изобразить увиденное даже в двух шагах: тротуар и проезжую часть и дома на противоположной стороне.

Практика показывает что:

  1. Отличительные особенности архитектуры и пейзажа города, воспринятые детьми с радостью и вызвавшие у них эстетические переживания, могут служить прекрасным содержанием детских рисунков.
  2. При отборе тем для детских рисунков следует брать те из них, которые легко передаются, и отказаться от сложных архитектурных сооружений.
  3. При наблюдении обращать внимание на те же детали, которые они смогут передать.
  4. При работе оказывать детям индивидуальную помощь.

Таким образом вырисовывается ещё одна важная форма работы по ознакомлению с окружающим: занятия по изобразительной деятельности.

При умелом сочетании различных форм и методов работы, а также при систематичной и целенаправленной работе можно достичь очень неплохих результатов и выполнить поставленные задачи.

Работа по ознакомлению дошкольников с родным городом – важная и неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания. Она способствует развитию у детей любви к своей Родине, к людям нашей страны.

В процессе работы развиваются и обостряются психические процессы мышления, памяти, речи, внимания. Развивается выразительность и красочность речи, обогащается словарь детей.

Работа эта разноплановая и положительный результат возможен лишь при грамотном и умелом сочетании всех форм и методов работы, с учётом местоположения детского сада, уровня знаний детей, возраста детей.

Но эта работа необходима, и вести её нужно систематически, целенаправленно и планомерно.

Из многолетней практики работы с детьми можно сделать заключение, что дети очень интересные, очень подвижные, эмоциональные. Хорошо умеют работать, у них есть желание узнать что-то новое. Работа по нравственно-патриотическому направлению может вестись по нескольким направлениям. Вначале – знакомство с иллюстрациями города, фотографиями. Беседы с детьми о том, знают ли они свой домашний адрес, знают ли названия ближайших улиц, какая площадь в городе главная и т.д.

Таким образом определились задачи по ознакомлению детей с городом:

  1. Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей.
  2. Дать новые знания о городе.

Приёмы необходимо было использовать самые разнообразные, начиная от экскурсий и целевых прогулок и, кончая, итоговой беседой и вечером досуга.

Но первым делом надо привлечь к этой работе родителей.

Главная задача – убедить родителей в необходимости и пользе воспитания у детей любви к родному городу, показать родителям, что у них больше возможностей помочь детям узнать свой город. Порекомендовать родителям совершить с детьми прогулки по городу в воскресные дни на Неву, на Дворцовую площадь и т.д. Конечно, если время ограничено, то хотя бы просто проходя по улицам говорить с детьми о том, что они видят, обращать внимание на архитектуру, убранство зданий.

В ежедневной работе с родителями можно дать краткую информацию о том или ином памятнике, архитектурном сооружении, музее, театре.

Для оповещения родителей мы используем информационный стенд, а также поквартальное планирование, где в сжатой форме дана информация о местах, наиболее интересных и доступных детям.

Используя мнемотаблицы и схемы-загадки, можно дать необходимую информацию детям, причём решая сразу несколько задач – развивая память, фантазию, зрительное восприятие. Мы разработали игру “Петербург – город-загадка”. Например, на первой странице изображена стрелка Васильевского острова на пересечении рек Большая Нева и Малая Нева, на стрелке 2 Ростральные колонны, колонны украшены Рострами кораблей и фигурами, символизирующими 4 реки – Днепр, Волхов, Нева, Волга, на Ростральных колоннах горит огонь, это бывший морской порт.

Так, используя символику, можно научить ребёнка быстро запоминать информацию. Наши дети проводят экскурсии, для этого мы даём им текст для заучивания, но прежде мы учим родителей, как используя мнемотехнику, научить ребёнка запомнить текст. Такая методика развивает зрительную память и отлично помогает ребёнку в восприятии и передаче текста.

Лучше всего знакомить через непосредственное восприятие объекта.

Конспект игры-викторины по Петербурговедению

Оформление: музыка Глиэра “Гимн великому городу”.

На экране спроецированы виды Петербурга. Дети спокойно входят в зал (группу).

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не обычная игра, а игра-викторина, она будет проходить в виде соревнования, вы будете представлять две команды:

  • Заячий островок
  • Летний сад.

Дети делятся на две команды и получают значок с соответствующей символикой.

Воспитатель: Каждая команда должна произнести приветствие в адрес своих соперников. Начинает команда “Заячий островок”.

“Заячий остров приветствовать рад
Группу с названием наш “Летний сад”.
В честной игре мы желаем побед,
Главное знать город, дать верный ответ.

– Продолжает команда “Летний сад”.

“Летний сад” – хорош зимой и летом,
Не устоим от правильных ответов,
Заячьему острову желаем удачи-
Поможем, если будет сложная задача.

Воспитатель: Итак, обе команды обменялись приветствиями, заняли свои места. И теперь пришла пора выбрать жюри. (Членами жюри могут быть коллеги, администрация, родители, старшие братья и сёстры).

В нашем жюри три знатока города:

  • Заведующая детского сада
  • Воспитатель логопедической группы
  • Мама одного из членов команды.

В распоряжении жюри фланелеграф с символикой каждой команды и флажки. Та команда, которая правильно даст ответ, получает флажок. В конце игры мы подведём итог и победитель получит приз.

Звучат позывные. Игра начинается.

Воспитатель:

  1. Назовите главную площадь Санкт-Петербурга. (Дворцовая).
  2. А что украшает Дворцовую площадь? (Александровская колонна).
  3. Кто автор Александровской колонны? (О.Монферран).
  4. В честь какой победы русских войск воздвигнут этот памятник? (Победа над французами в 1812 году).
  5. Назовите главную реку нашего города. (Нева).
  6. Сколько рек впадает в Неву? (26 рек – Чёрная речка, Мойка, Мга, Тосна, Ижора, Большая Охта).
  7. Какой остров положил начало строительству города? (Заячий остров).
  8. Почему именно Заячий остров привлёк внимание Петра I при возведении крепости? (Место при разветвлении реки, где хорошо просматриваются фарватеры Невы и её рукавов).
  9. Почему Пётр I стремился завоевать прибрежные земли? (Выход к морю обеспечивал возможность торговать, содержать флот, строить корабли, защищать город с моря).
  10. Что означает название нашего города Санкт-Петербург? (Город святого Петра).
  11. В нашем городе много улиц и проспектов, а какой главный? (Невский проспект).
  12. А какой сад в нашем городе считается самым старым? Как он называется? (Летний сад, заложен в 1704 году).
  13. Что первоначально выращивали в Летнем саду, каково предназначение сада? (Лекарственные травы, кусты и деревья, цветы. Место проведения ассамблей отдыха, фейерверков).
  14. Кому скульптор Клодт воздвиг памятник в Летнем саду? (А.И.Крылову – баснеписцу).
  15. Какой самый знаменитый памятник Петру I вы знаете? (Медный всадник).
  16. А почему он называется “Медный всадник”? (Скульптурная композиция выполнена из меди).
  17. Имя скульптора “Медного всадника вы знаете, кто же он? (Скульптор Фальконе, модель головы Императора сделала Мари Коло).
  18. А почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией? (Потому что находится на множестве островов).
  19. На скольких же островах стоит город? Назовите острова какие знаете. (101 остров – Каменный, Крестовский, Заячий, Васильевский, Петровский, Елагин, Новая Голландия).
  20. А сколько цветных мостов в городе? Назовите, какие знаете. (Жёлтый – теперь Певческий, Зелёный – теперь Народный, Красный – ул.Дзержинского, Синий – пл.Исаакиевская).

– Ну вот, все вопросы прозвучали, ответы получены. Теперь слово жюри.

Жюри подводит итоги, оценивает знания детей, награждает каждого участника книгой о Петербурге.

Воспитатель: Вы молодцы, показали хорошие знания и я поняла, что вы любите свой город. В нашем городе жили и живут известные люди: писатели, поэты, художники. О нашем городе написано много песен, стихов, рассказов. В нашем городе жил А.С.Пушкин. Давайте почитаем стихи о нашем красивом городе.

Дети читают стихи, а на экране, сменяя друг друга, появляются изображения архитектурных ансамблей, памятников, улиц, площадей, соборов, скульптурных композиций города.

Воспитатель: Наша игра закончилась, спасибо вам за вашу любовь к городу, за знание стихов, за знание архитекторов и скульпторов, которые трудились в нашем городе и сделали его таким неповторимо красивым.

Под музыку Глиэра дети уходят.

Конспект комплексного занятия по Петербурговедению

Цель: Расширить представление детей о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом и настоящем. Расширить и активизировать словарь, используя слова по теме: город, проспект, площадь, сквер, аллея, театр, залив, микрорайон, район, старинный, красивый, величественный, неповторимый, прекрасный, ростр, гавань, таможня, колонна, штемпель.

Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, автоматизировать произношения звуков “р”, координировать речь с движением.

Используемый материал: диапроектор, слайды с видами города, аудиозапись, карандаши, бумага (предварительно затонированная под голубой фон), цветная бумага, клей ПВА, салфетки бумажные, пазлы с видом города.

Предварительная работа: просмотр слайдов с видами Санкт-Петербурга, экскурсии с родителями по предложенному воспитателем маршруту, заучивание стихов о городе, пение песен о России, о городе на музыкальном занятии, изготовление макетов, рисунков, коллажей по теме о городе.

Ход занятия

1. Создание эмоционального настроя, сообщение темы занятия

Воспитатель встречает детей, звучит знакомая песня “Санкт-Петербург”.

Вижу весёлые лица с утра
По улице с песней идём
Это мой город – творенье Петра,
Город, в котором живём.

Припев:

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Арки мостов над Невой!
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Люблю я свой город родной!

Это история нашей страны
И старых, и новых времён,
Многое знаем о городе мы,
И много услышим о нём.

Припев.

Время торопится, город шумит
И новые зданья растут,
Мрамор, и бронза, и алый гранит
Память веков берегут.

2. На экране – виды Санкт-Петербурга, стрелка Васильевского острова.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран, кто узнал это место, как называется это здание, кто расскажет, что здесь было раньше и зачем нужна была Биржа.

Ребёнок 1: На пересечении двух рек Большой и Малой Невы раскинулось здание Биржи. Биржа была построена при императоре Петре I и служила для иностранного купечества как пропускной пункт ввозимых товаров.

Ребёнок 2: Здание окружено портиком с 44 колоннами. Над фасадом Биржи скульптурная группа Нептуна, Деятельности, Надежды и Справедливости.

Ребёнок 3: В здание Биржи ведёт огромная гранитная лестница. Сразу при входе в здание Биржи можно увидеть бюст Императора Александра I, бюст императора Николая I и бюст Императора Александра III с надписью “Августейшему покровителю торговли и промышленности”.

Ребёнок 4: К зданию Биржи примыкала Санкт-Петербургская таможня. Слово таможня произошло от слова “тамга”, что значит знак, штемпель. В таможне осматривали привозимые купцами товары и ставили штемпель.

Ребёнок 5: Перед главным зданием Биржи возвышаются две ростральные колонны, украшенные бронзовыми носами кораблей. “Рострум” – значит корабельный нос.

Ребёнок 6: У основания каждой колонны находятся огромные статуи, которые символизируют большие реки России.

Ребёнок 7: Ростральные колонны служили маяками. На верху ежедневно, с наступлением темноты, зажигался фонарь, освещавший кораблям путь ко входу в гавань.

3. Воспитатель: вы молодцы, хорошо рассказали о Бирже, а знаете ли вы, что вначале порт был на Берёзовом (сегодня Петроградский) острове, и только в 1733 году он переместился на стрелку Васильевского острова, где причаливать кораблям было удобно. К стрелке, начиная с 18 века, ежегодно приходило более 1000 иностранных кораблей. В сатирическом журнале “Трутень” писали: “ На сих днях прибыли в здешний порт корабли из Руана и Марселя. На них следующие нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные, кружевы, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи…а из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы: как-то пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотны и прочее…”

Вот так жил наш порт в далёкие времена. Сегодня у нас не один порт и приходят туда корабли со всего мира.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в нашу игру “Мы хотим построить дом”. Ведущим будет тот, кто первым выйдет в нашей считалке:

Ребёнок (считает):

“Как на Банковском мосту,
Есть грифоны на посту,
Я грифонов не боюсь,
По нему 100 раз пройдусь.
Как пройду 101 раз –
Оживут грифоны враз”.

Ведущий показывает движения, а дети хором произносят слова:

“Мы хотим построить дом” Хлопая в ладоши, отводим руки в стороны.
“Чтобы жить уютно в нём” Руки в стороны – повороты туловища вправо-влево
“Мы кирпичики сложили” Присесть, руки на пол
“Окна, двери смастерили” Руки вверх, наклон вперёд
“Печь красивую сложили” Наклоны в стороны
“Её дровами натопили” Вдох носом, выдох ртом, с наклоном вперёд
“Напекли лепёшек вкусных,
В доме будет нам не скучно”
Руки на полу, выпрямляем ноги
“Чай попьёт и на бочок
Наш бобрёнок толстячок”
Надуть щёки, поднимая руки вверх, выдыхая опускаем руки.

Воспитатель: Ну вот мы поиграли, а теперь давайте сделаем аппликацию “Ростральная колонна”.

Воспитатель раздаёт трафареты, дети обводят, вырезают, размещают на листе и приклеивают на тонированную бумагу.
Воспитатель оценивает работы детей и предлагает всем детям собрать пазл с видом города.
Раздаёт конверты с разрезанными открытками. Дети собирают. Воспитатель оценивает работу детей.

Окончание занятия

Воспитатель предлагает спеть песню “Мы островитяне”, звучит фонограмма, воспитатель открывает мнемотаблицу, закреплённую на фланелеграфе, там схематично зарисована песня, дети поют.
Воспитатель предлагает вспомнить, о каком здании мы сегодня говорили, аппликацию какой колонны мы сделали, на каком острове мы сегодня побывали.

Оценить работу детей.