Зависимость электрического сопротивления от характеристик проводника

Разделы: Физика


Цель. Выяснить зависимость сопротивления проводника от его характеристик: длины, площади поперечного сечения, материала.

Задачи:

Образовательные:

  • Углубление и систематизация знаний по теме “Сопротивление проводников”.
  • Закрепление приемов сборки электрических цепей, включения амперметра и вольтметра.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, расширение кругозора.
  • Развитие памяти, умения сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы по результатам лабораторной работы.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности учащихся.
  • Воспитание познавательного интереса к изучению физических явлений.
  • Воспитание информационной культуры.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийная презентация <Приложение 1>, мультимедиапроектор; приборы для фронтального эксперимента (источник тока, амперметр, вольтметр, 2 резистора, выключатель, соединительные провода, реостат); приборы для демонстрационного эксперимента (источник тока, амперметр, вольтметр, 2 проволокb из разного материала одинаковой длины и площади поперечного сечения, выключатель, соединительные провода); задания на бумажных носителях (кроссворды <Приложение 2>, тесты <Приложение 3>).

Ход урока

1. Повторение основных вопросов

Работа с кроссвордами (выдаются на парты) <Приложение 2>
Затем кроссворды проверяются с помощью слайда 1 <Приложение 1>. Перед проверкой у части ребят задания собираю, затем выставляю оценки.

2. Введение в тему урока (фронтальная беседа)

  1. Почему проводник обладает сопротивлением?
  2. Как можно вычислить сопротивление проводника?
  3. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и от напряжения на его концах?
  4. А от чего зависит?

Слайд 2 – Знакомство с темой урока.
Слайд 3 – Цель урока.

3. Выполнение фронтального эксперимента

– Как вы думаете, от чего может зависеть электрическое сопротивление проводника? Дети высказывают предположения: сопротивление может зависеть от длины проводника, от толщины проводника, от того, из какого материала сделан проводник.

– Давайте проверим наши гипотезы.

Слайд 4 – Знакомство со схемами. Учащиеся первой колонки устанавливают зависимость сопротивления от длины проводника (собирают электрические цепи по рисункам 1 и 2), учащиеся второй колонки – от площади поперечного сечения (собирают электрические цепи по рисункам 1 и 3). Сопротивление вычисляется по формуле

Инструктаж по ТБ (Правила включения амперметра и вольтметра, переключения в цепи, проверка цепи перед включением учителем, нагрев резистора).

Выводы по эксперименту:

  1. Чем больше длина проводника, тем больше его электрическое сопротивление.
  2. Чем больше площадь поперечного сечения проводника, тем меньше его сопротивление. Выводы записываем в тетрадь.

Чтобы более точно установить зависимость, необходимо сделать как можно больше опытов. Для этой цели я до урока провела компьютерное моделирование зависимости сопротивления проводника от его длины (слайд 5) и от площади поперечного сечения (слайд 6). Давайте познакомимся с результатами.

Слайды 5 и 6 – знакомство с графиками.

4. Демонстрационный эксперимент

В начале урока вы предположили, что сопротивление проводника должно зависеть от материала, из которого проводник изготовлен. Проверим это предположение.

Учитель показывает, что сопротивление зависит от рода вещества. Для этого собирается электрическая цепь по схеме 1, сначала в нее включается медная проволока, затем стальная. Длина и толщина проволок одинакова. По результатам опыта убеждаемся, что сопротивление медной проволоки меньше.

Дается понятие удельного сопротивления, его определение – слайд 7.

Знакомство с таблицей удельных сопротивлений в учебнике – стр. 105.

Получение формулы для вычисления сопротивления проводника

Слайд 8. Формулу записываем в тетрадь с пояснением всех входящих в нее величин.

5. Предварительный контроль

Учащиеся выполняют тест (выдается на парты) <Приложение 3>.

Слайд 9 – проверка теста и выставление оценок.

Так как проверка предварительная, то оценки ставятся по желанию. Если оценку нужно поставить в журнал, она обводится в кружочек.

6. Домашнее задание

Слайд 10 – всем – § 45, 46, примеры решения задач
По желанию – упр. 20 3, 4.

7. Рефлексия

Слайд 11 – на обратной стороне листа с тестом ребята рисуют смайлик, который соответствует их настроению.