Обобщающий урок по теме "Постоянный электрический ток" с экспериментальными заданиями. Модульная технология. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока: систематизация, закрепление и контроль знаний по теме "Постоянный электрический ток", приобретение опыта работы в группе, активизация познавательной деятельности учащихся,

Задачи урока: обобщить знания по теме, развить практические навыки работы с электрооборудованием, привитие интереса к предмету,

Ход урока

Карта учащегося.

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий. Примечания.
0 УЭ Постановка целей урока.

Сегодня на уроке вы обобщите знания, полученные при изучении темы "Постоянный электрический ток". Решая качественные задачи, получите более глубокие представления о процессе протекания электрического тока, величинах, описывающих это явление и видах соединения проводников. Использование лабораторного оборудования позволит вам получить практические навыки работы с электроприборами и закрепит знания по технике безопасности при работе с электрическим током.

Время выполнения 1-2 мин.
1 УЭ Входной контроль

Для проверки усвоения материала по данной теме воспользуйтесь контрольной картой учащегося. Подпишите карту. Сделайте отметку о выполнении заданий входного контроля в карте контроля учащегося ( + или -).

После выполнения задания проверьте правильность ответов, сравнив их с ответами, выведенными на доску при помощи мультимедийного проектора.

Если вы что-то забыли, то воспользуйтесь учебником или рабочей тетрадью.

Время выполнения 5 мин.

2 УЭ Решение качественных задач.

Внимательно прочитайте текст задач. Обдумайте ответ. Во время обсуждения задач в классе предложите свой ответ. Отметьте в карте контроля количество совпадений с правильными ответами.

№1. Ученик по ошибке включил амперметр вместо вольтметра при измерении напряжения на лампе. Что произошло с силой тока в цепи? Почему?

№2 Можно ли на место перегоревшего предохранителя вставить толстую проволоку? Почему?

При необходимости воспользуйтесь учебником или рабочей тетрадью.

Время выполнения 5-7 мин.

3 УЭ Закрепление материала при помощи экспериментальных задач. Работа в паре.

При выполнении предыдущих заданий вы повторили теорию, а теперь попробуем получить еще и практический опыт работы с электроизмерительными приборами и устройствами. Правила безопасности работы с постоянным током выведены на доску при помощи мультимедийного проектора. Рассмотрите предложенное задание и решите задачу теоретически. Соберите электрическую схему и проверьте на практике ваш ответ.

Запишите полученные результаты в карту контроля.

Приборы и материалы:

Две лампы накаливания, два ключа, амперметр, вольтметр, спираль-резистор, соединительные провода, источник тока.

Задание № 1. Лампы Л 1 и Л 2 имеют одинаковое сопротивление R. Замкните ключ К 1. Что будет с показанием амперметра, если одновременно замкнуть ключ К 2.?

Задание № 2.Для изготовления лабораторного резистора взяли нихромовую проволоку сечением 0,2 мм2. Определите длину проволоки при помощи амперметра и вольтметра. Удельное сопротивление нихрома 0,4(Ом мм2 )/м .

Соблюдайте правила техники безопасности.

Время выполнения не более10 мин.

При необходимости обратитесь к учителю или обратите внимание на формулы на доске.

4 УЭ Самопроверка при помощи решения задач.

Рассмотрите предложенную задачу№1 и ее решение. Решите задачу №2 по образцу задачи №1. Ответ запишите в карту контроля.

Задача №1.

Определите общее сопротивление и общее напряжение цепи, если R1 = 4 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 6 Ом, амперметр показывает силу тока 2 А.

Задача №2.

Определите общее сопротивление и общее напряжение цепи, если R1 = 10 Ом, R2 = 40 Ом, R3 = 2 Ом, амперметр показывает силу тока 0,5 А.

Предложенная задача аналогична разабранной.
5 УЭ Осмысление.

Вернитесь к учебному элементу 0 и поверьте, достигли ли вы поставленной цели. Если цель достигнута, то переходите к следующему учебному элементу.

 
6 УЭ Экспертный контроль. Проверочная работа.

№1.Показания амперметра, включенного последовательно на некотором участке электрической цепи, увеличились. Какими изменениями в цепи это может быть вызвано?

№2.Что изменилось на участке цепи , если включенный параллельно этому участку вольтметр показывает увеличение напряжения?

№3. Две проволоки - железная и медная, равные по длине и поперечному сечению, включены в цепь параллельно. В какой из проволок сила тока будет больше?

№4. Как изменится сопротивление медной проволоки, если вытягиванием увеличили ее длину в 2 раза?

Домашнее задание: с.106-108, 111-117, упр. 22(4), упр.23(5).

Предложенные задачи можно записать и решить дома.

Контрольная карта учащегося.

Тема: "Постоянный электрический ток. 8 класс"

После окончания урока сдается учителю.

Класс_________ Фамилия___________________________ Имя _____________________

Вариант_______

1. Входной контроль.

1 вариант оценка 2 вариант оценка
Электрический ток в металлах.   Направление электрического тока.  
Электрическое напряжение.   Сила тока.  
Удельное сопротивление.   Закон Ома для участка цепи.  
Последовательное соединение проводников.   Параллельное соединение

проводников.

 
Подключение в цепь амперметра.   Подключение в цепь вольтметра.  

2. Качественные задачи.

Задание №1 Задание №2
   

3. Экспериментальные задачи.

Задание №1.

Значения сопротивления участка цепи Показания амперметра
1    
2    

Задание № 2.

Измерения:

Вычисления:

Ответ:___________________________

4. Самопроверка.

Задача №2.

Дано: Решение.

Ответ: ___________________________

5. Экспертный контроль. Проверочная работа.

ответ
1  
2  
3  
4  

Список литературы:

  1. Перышкин А.В. Физика.8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений- М.: Дрофа, 2009.
  2. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике:7,8,9 кл.: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2000.
  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений- М.: Дрофа, 2006.