Прощальный урок в 11-м классе "Как быстро настала прощальная дата, как скоро пришел расставания час…"

Разделы: Математика


Цели: повторить пройденный материал, используя нестандартные, занимательные формы, оставить приятные воспоминания о последнем уроке математики в школе и об уроках математики вообще, установить межпредметные связи, вспомнить детские школьные годы; воспитание чувства дружбы между старшеклассниками и учащимися младших классов, чувства гордости за классный коллектив и школу.

Оформление и оборудование:

1. На центральной доске тема урока: "Как быстро настала прощальная дата, Как скоро пришел расставания час...".

Эпиграф к уроку (на магнитной доске):
"Пройдем по знакомым страницам,
Одну за другою решая задачи.
Все, что скопили мы по крупицам,
В связях, в единстве, во всей широте, глубине, красоте осознали".

Выставка учебников по математике за 5-11 классы.

Магнитофон, кассеты с записями песни "Дважды два - четыре", музыка "Одинокий пастух или музыка для двоих".

Карточки с заданиями.

Видеомагнитофон (выступления учащихся-выпускников 3 года назад на прощальном уроке).

Благодарности от имени МО учителей математики отдельным учащимся.

"Ордена" "За взятие крепости науки математики", "За отвагу и мужество в изучении математики", "За упорство и труд в изучении математики", "За выносливость и терпение на уроках математики" (по 2 штуки).

На координатной доске запись слова "перпендикуляр" (по вертикали).

Плакаты: а) Правила умножения чисел с разными знаками и с одинаковыми знаками;

б) Дробь = человек

мнение о себе.

11. Творческие работы учащихся:

а) 5 класс "Сказки, загадки, ребусы, задачи".

б) 6 класс "Рассказ по графику".

в) 11 класс Мини-сочинение "Размышление у парадного подъезда..."

12. Газета "В мире математики", посвященная выпускникам (Праздничный выпуск. Цифры и факты, фотостенд).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, (под музыку Поля Мариа читается стих).

Я не работал у станка,
Не задыхался у мартена,
И от гудка и до гудка
Меня не поглощала смена.
Я ничего не произвел -
Ни паровоза, ни детали,
И мой простой рабочий стол
Сравнится с фабрикой едва ли.
Но по утрам вхожу я в класс -
Свои задания решаю.
И семь десятков детских глаз
Меня безмолвно вопрошают.
К доске неспешно подхожу,
Черчу окружности и призмы,
Что я в детей сейчас вложу,
С тем и пойдут они по жизни.
Моя работа нелегка,
И коль не оправдал надежды,
Назавтра станут у станка
И лоботрясы и невежды.
...Стоит глубокая зима
Я как строитель белых зданий,
Кладу высокие дома
Из кирпичей незримых знаний!

Так писал учитель по призванию и поэт в душе Николай Карпов. И эти слова, я думаю, сказали бы все учителя, обучавшие вас когда-либо. Сегодня мы собрались на необычный урок. Необычность его заключается в том, что он - прощальный. Откройте тетради, запишите число и тему урока "Как быстро настала прощальная дата, как скоро пришел расставания час..." Эпиграфом к этому уроку я взяла такие строчки:

"Пройдем по знакомым страницам
Одну за другою решая задачи.
Все, что скопили мы по крупицам,
В связях, в единстве, во всей широте,
Глубине, красоте осознаем".

Сегодня мы совершим путешествие по прекрасной стране "Математика".Лучше разглядим напоследок ее красоту, совершенство. Вернемся к ее "памятным местам" - уравнением, неравенствам, функциям, графикам, определениям и теоремам. Погрузимся в мир чисел: натуральных и целых, рациональных и иррациональных, десятичных и обыкновенных дробей. Еще раз превратимся в жителей страны "Математики", чьи суждения отличаются строгостью и обоснованностью, краткостью и полнотой, последовательностью и завершенностью. При этом не будем пренебрегать догадкой, интуицией, фантазией, если они не противоречат логике. Идя по знакомым страницам, не будем обижаться на госпожу Ошибку, нередко нас сопровождающую. Ошибку тоже надо уважать, если она не результат нашего невежества, не результат нашей лени, не плод невыученных уроков, а только спутница наших стараний в овладении математическими знаниями. Не ошибается только тот, кто ничем не занимается. Роль экскурсоводов в нашем путешествии будут играть задачи, сменяющие друг друга.

А начнем мы путешествие с выставки книг-учебников, нас сопровождающих в течение 7 лет с 5 по 11 класс. Вот они - перед вами. Взгляните - яркие, красочные, всем понятные учебники для 5-6 классов и "чем дальше в лес, тем больше дров" как говорится - более серьезные, более солидные учебники старших классов. Глядя на них кто-то сейчас быть может облегченно вздохнул "Наконец-то избавились от этих "плюсов" и "минусов", от "х" и "у". Кто-то, наверняка, сидит и раскаивается, что недоучил чего-то, упустил, опоздал, но кому-то она еще будет нужна, ну, по крайней мере, в ближайшие 4-5 лет.

Каждый раз, выпуская 11 класс, мы принимаем пятиклассников-малышей; вам, наверное, будет интересно увидеть тех, кто займет ваши места за вашими партами; заодно вы вспомните себя такими, какими вы были 7 лет назад.

Итак, слово будущим пятиклассникам - вашей смене - я их пригласила в гости. Добро пожаловать!

II. Выступление учащихся 4 класса

I чтец. Дорогие выпускники!

Говорят вы были младшими когда-то,
Как и мы ходили в пятый класс.
А сейчас - вы добры молодцы с картинки!
Посмотрите на себя со стороны!
Сорок пятого размера вам ботинки
И костюмы дяди Степины нужны.

II чтец. Вы идете впереди, мы ваша смена,

И вас мы никогда не подведем. Ждите нас на кораблях и у мартенов, Ждите нас, мы обязательно придем!

III чтец.

Отлично будем мы учиться,
По-настоящему дружить,
Во всем быть первыми стремиться
И честью школы дорожить.

IV чтец.

Принесли мы вам "гостинцы"
Хоть они трудны для нас
Знаем мы, задания эти,
Решить сумеете сейчас.

(записывают на доске свои задания).

I. Решите уравнение: х + 30 =150.

(Выпускники решают: х = 150-30, х = 120).

Правильно. Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы отнять известное слагаемое.

Проходила наша Таня
С малышами вычитание
Вычитанье, как понять?
Надо что-нибудь отнять.
У Аришки - орешки, у Маришки - матрешки,
У Андрюши - новый мяч,
Во дворе поднялся плач.
Получается ответ: игрушки есть, подружек нет!

П. На первой полке лежало 15 книг, на второй - на 20 книг больше. Сколько книг на двух полках? (15+20 = 35, 35+15 = 50 (книг)).

Молодец! Ответ правильный: 50 книг.

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить,
Если ссора иль сраженье -
Не получится сложения.
Сложим стих, прибавим смех,
Выйдет песенка для всех.
За тобою и за мной
Запоет весь шар земной!

III. Периметр квадрата 36 см. Найти сторону квадрата. (36:4 = 9 (см)).

Чтобы найти сторону квадрата, периметр делим на 4, т.к. у квадрата все стороны равны.

Делим солнце, чур на всех!
Делим дождик, чур на всех!
Зиму белую на всех
Все на всех, на всех, на всех
Каждому достанется, и на потом останется.

IV. Какой путь пройдет пешеход за 4 часа, если он идет со скоростью 5 км/ч?

(S = 5 * 4 = 20 (км)).

Чтобы найти пройденный путь, скорость надо умножить на время.

Гриб помножим на сосну,
Лист помножим на весну,
Землянику - на звено,
Теплый дождик на зерно.
Множим солнце на лучи,
Всех мальчишек на мячи,
Всех девчонок - на "хи-хи",
Всех поэтов - на стихи.
Множим крыши на людей,
А метро на лошадей,
Голубей на чердаки,
Поваров на черпаки.
Выйдут тысячи чудес,
Выйдет лес до небес,
Города, моря, поля -
Выйдет целая земля.

III. Учитель. Спасибо, ребята! (дети уходят).

А сейчас слово даем чуть-чуть повзрослевшим ученикам-8-классникам. Но ввиду некоторых обстоятельств они не смогли прийти, а прислали только видеозапись. Давайте посмотрим, может увидите знакомых, вспомните себя. (Включается видеозапись выступления выпускников 3 года назад на прощальном уроке). Ну и как, узнали кого? Конечно же, это вы.

На нашем уроке присутствуют еще гости - это семиклассники. У них тоже есть "гостинцы". Для начала давайте немного вспомним русский язык. Кто знает, что такое омонимы? Да, омонимы - это слова, имеющие одинаковые звучания, но различные значения. Использование их объединяют короткие шуточные новеллы, которые нам и покажут наши гости.

IV. Выступление учащихся 7 класса.

1. Малыш беседует с братом.

Малыш. Вова, ну, Вова, объясни, сколько раз я уже спрашиваю у тебя.

Вова. (Слушает музыку, отмахивается). Отстань со своими вопросами, надоел уже!

Малыш. Ну, Вов, объясни, как же это так получается?

Вова. Надоел, что, как, почему? Откуда у тебя столько вопросов? Ладно, спрашивай!

Малыш. Ты же сам говорил, что площадь - это число, так?

Вова. Ну, так! Нам учитель говорил на уроке геометрии.

Малыш. А вчера говорил, что гулял по площади, так?

Вова. Так, так, гулял с товарищами!

Малыш. Ну, я никак не пойму, ты что по числам гулял?

Вова. Да - а - а! Ну и вопросы задаешь!

2. Ученик сидит и что-то вычисляет на калькуляторе, измеряет и записывает.

Автор. Ученик сидел на площади и вычислял площадь площади, изображенной на
плане города. Мимо идет прохожий.

Ученик (обращаясь к прохожему). Извините, пожалуйста, мне нужна площадь вашего города. Помогите мне.

Прохожий. Ну - у -у. У нас много площадей: площадь Победы, площадь Свободы...Вам какую нужно?

Ученик. Мне нужна площадь в квадратных метрах.

Прохожий (задумывается). Ну, знаете, о такой площади я не слыхал. Может это в новом микрорайоне или вы городом ошиблись?

Учитель. Вот такие курьезы могут приключиться и с вами. Спасибо за интересные выступления (Семиклассники уходят).

V. Давайте займемся немного серьезными делами. Вам скоро предстоит сдача государственных экзаменов. Проведем тренировочные испытания, выясним, что вы умеете, что еще нужно повторить. (Приложение 1)

Учитель. Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется "Правило древних", условившихся положительное число связывать со словом "друг",отрицательное число - "враг". Сформулируйте эти правила на языке древних (на магнитной доске):

(+) * (+) = (+) Друг моего друга - мой друг - образец

(+) * (-) = (-) Друг моего врага - мой враг

(-) * (-) = (+) Враг моего врага-мой друг

(-) * (+) = (-) Враг моего друга - мой враг. (Вместе спеть песню "Если с другом вышел в путь").

Многие великие математики были разносторонне развитыми личностями: философами, астрономами, поэтами, писателями. Например, Софья Ковалевская имела немало литературных произведений. Или Омар Хайям - математик, философ, поэт, классик персидской и таджикской литературы. Приведу его четверостишие (для доказательства сказанного).

"Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало".

А задание вам следующее. Используя опорные слова: уравнение, сложение, развлечение, мучение сочинить четверостишие и прочитать их.

1. Для меня уравнения
Сплошные развлечения,
А для кого-то сложение
Непонятное мучение.

2. В классе разбираем мы
Разные примеры
Уравнения, сложения
И еще деления.
Но кому-то - просто лень,
Огромное мучение,
А тому, кто хочет знать
Это развлечение.

3. Решение уравнения
Для меня представляло развлечение,
Но сложные сложения
(Без калькулятора)
Это своего рода мучение.

4. Сложение мы когда-то проходили,
Решали уравнение, потея и сопя!
Одиннадцать лет жизни пролетели
Теперь решаем их, играя и шутя...
Вернуть бы детства развлечения,
Играть и бегать, прыгать и любить...
Все прелести и может быть мучения,
Дай Бог, нам дальше жить и не забыть...

Прочитать свои (потом).

"Выполняли мы сложение - "Проходили мы сложение,
Это было развлечение, Это - просто увлечение,
А решая уравнение А дошли до уравнения
Испытываем мучение". Сплошь и рядом нам мучения".

Пока рождается стих, научимся составлять кроссворд. Заодно вспомним геометрию. Придумать геометрические понятия на каждую букву слова "перпендикуляр", написанного на координатной доске. Буква данного слова может быть вначале, в середине или в конце геометрического понятия. Кроссворд (на координатной доске по вертикали написано слово "перпендикуляр").

Учитель. Учитель - это как Плюшкин из "Мертвых душ". Он собирает все: книги, журналы, вырезки из газет, работы учеников - авось пригодится когда-нибудь. Все, что я собирала, сохранила, я принесла, чтобы вернуть вам. В 5 классе вы выполняли творческую работу-Написать сказку, придумать или найти задачи, составить вопросник для викторины. Ознакомимся с несколькими из них, хотя интересны все, найдите время - почитайте.

"Соображалки", "Лиса и черепаха".

"Про то, как цифры объединились".

"Волшебное число".

В 6 классе в учебнике было задание: "По графику составить рассказ". Здесь тоже много интересного. Прочтем некоторые из них

После весенних каникул зашла я в учительскую и увидела сообщение о том, что объявляется неделя письма. Можно писать другу, дедушке, президенту. И мне пришла идея попросить вас написать мини-сочинение "Размышление у парадного подъезда", раскрыв 2 вопроса: 1) Плюсы и минусы скитаний по стране "Математика"; 2) Всем, кто останется после меня... 12 человек откликнулись на это предложение. Я предлагаю некоторым из вас прочитать свои размышления вслух.

(Выдержки остальных сочинений прочитать по газете "В мире математики" Приложение 2)

Учитель. Мир математических знаний богат, увлекателен, разнообразен. Математика требует не меньшего трудолюбия, чем крестьянские поля от их владельцев. Зато, как поле награждает усердного хозяина высокими урожаями, так математика, развивая ум, обогащает любого трудящегося в ней элементами общечеловеческой культуры - математическими знаниями. Познавать мир математики занятие почетное, трудное и приносящее высокое духовное удовлетворение. Пришло оно из глубин десятков столетий, не затерялось, не угасло, не исчезло, стало быть человечеству без него нельзя. Я выпускаю в данной школе 5 раз 11 класс. И радует то, что в каждом из классов были ученики всерьез интересующиеся математикой. (Коротко вспомним о них).

Все, что может дать учитель ученикам он должен дать. Великий грузинский поэт Шота Руставели говорил "Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твое". А кто сумел взять - об этом говорят ваши результаты участия на школьных, районных и республиканских олимпиадах. А результатов было немало. Вот они. (Выпущена газета "В мире математики. Праздничный выпуск").

И еще. Ежегодно в нашей школе проводятся недели математики. И при проведении мероприятий, классных часов многие из вас принимали участие - об этом говорят вот эти фотофакты. Выпускали газеты математические и были членами жюри во внеклассных мероприятиях с младшими школьниками. Спасибо вам за это! И я вам на память вручаю ваши фотографии. В этом году наш район отмечал большой юбилей. В связи с ознаменованием 70-летнего юбилея района монетный двор ВЯСОШ № 1 решил изготовить ордена для вручения отличившимся выпускникам школы. И я их вручаю. (вручение орденов)

И еще одна приятная миссия.

Методическое объединение учителей математики МОБУ Гимназии №1 объявляет благодарность выпускнику Шарифуллину Рамилю Назимовичу (Муксимову Рамилю Салаватовичу) "За честный труд в освоении математических наук, активное участие в жизни школы в области математики и за достойный вклад в поддержке престижа школы".

Вообще-то не все ученики должны стать математиками. Ведь кто-то интересуется спортом, кто-то музыкой, литературой, историей - это отрадно. Как известно, многие творческие натуры не обладали математическим складом ума. Например, Пушкин никогда не получал хороших оценок по математике, а великий математик Фалес тоже не был ученым, он занимался торговлей, выражаясь современным языком был бизнесменом. Путешествуя по своим торговым делам он изучал развитие науки в разных странах и всерьез увлекся геометрией. Как знать, может среди вас тоже такой человек отыщется.

Поэтому я еще хочу вручить орден "За выносливость и терпение на уроках математики".

Предлагаю еще одно здание: Расположите в порядке возрастания следующие дроби: 3/8, 3/15, 3/3, 3/20 и 5/8, 15/8, 3/8, 1/8. Сделайте выводы.

А вот что говорил Лев Николаевич Толстой: "Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь".

Человек

Мнение о себе.

Пусть эта ваша дробь всегда будет как можно больше, прислушивайтесь к мнениям окружающих. Найдите свое место в жизни!

Слово выпускнику.

Ребята! Вы помните, как часто мы решали задачи о человеке, который пристрастился к ходьбе, все время шел и шел из города А в город В.

Мы тоже, мы тоже
Покинули город наш "А".
В места потеплее отправился кто-то,
А кто-то сказал: "Мы в тайге, на болотах
Построим свои города",
Повсюду мы видим дороги, дороги
Открытые настежь ветрам,
И нашею станет одна лишь из многих
Какая? Решать только нам.
Дороги, которые мы выбираем,
Пусть будут круты и трудны.
Хотим одного, об одном лишь мечтаем,
Чтоб нашими стали они.

Учитель. Скоро прозвенит последний звонок для вас. Но школа не заканчивается последним звонком, ведь человек учится всю жизнь. Пройдут годы, и каждый, оглянувшись назад, спросит себя: что позади? Что полезного я успел сделать?

А чтобы большинство счастливо улыбнулись предлагаю вам "Рецепт счастья". "Возьмите чашу терпения, бросьте туда сердце, полное любви, две пригоршни щедрости, плесните юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни, и предлагайте всем встретившимся на вашем пути". (Валентина Тиненева).

И вы будете счастливы. А знаете ли вы, что такое счастье? (Звучит музыка).

Что такое счастье? Я могу ответить:
Это когда звезды зажигают вечер.
И когда рубаха прилипает к телу
И когда от солнца кожа задубела.
Счастье - это утром, выйдя на работу,
Знать: заботы мира и твои заботы,
Счастье - это солнце добывать в забое,
Прорубить дорогу тем, кто за тобою.
Что такое счастье? Это очень просто:
Это, когда люди зажигают звезды,
Это - когда в мире от тебя теплее,
Это - знать, что все мы - внуки Прометея!
Что такое счастье? С правдой быть в ладу,
Малого и старого не давать в беду.
Первым в каждом деле подавать пример,
Брать при штурме цели - точный глазомер.
Что такое счастье? Строить день деньской,
Чтоб остаться долго в памяти людской,
Мирно жить с соседом, презирать скандал, Накормить обедом, кто в пути устал.
Что такое счастье? Молодым умом
Постигать науки на пути земном!
Верить в человечность, коль придет беда,
Чуткость и сердечность проявлять всегда!

Я желаю вам дорогие друзья, успехов в учебе и труде. Я желаю вам чистого неба, яркого солнца, хорошего настроения. Пусть школа остается для вас родным домом. Приходите, когда вам трудно, приходите, когда вам радостно! До свидания, дорогие друзья! На этом урок окончен. Спасибо всем кто пришел на наш прощальный урок математики!