Решение качественных задач как средство активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения физике

Разделы: Физика


Цели:

  • закрепить у учащихся навыки решения качественных задач по теме,
  • умение объяснять окружающие явления и применять знания в новой ситуации;
  • учить работать в коллективе в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики,
  • формировать мотивацию успеха у каждого учащегося.

Ход урока

Оргмомент.

Объяснение правил соревнования.

Класс разбивается на 4 группы (команды). Вопросы задает учитель, а также команды друг другу. На обдумывание ответа на каждый вопрос дается полминуты. Если команда, к которой обращен вопрос, не может дать правильный ответ, отвечают другие команды. Учет ответов и полученных баллов ведется в специальной ведомости. За каждый правильный ответ (в зависимости от его полноты) дается до 5 баллов.

Этапы соревнования:

"Проверяем память".

Каждая команда получает листок, на котором изображены остров "Величины", населенный буквами, и пустующий остров "Формулы", на который необходимо перенести буквы и составить из них правильные соотношения.

"Ищем ошибку".

Команды получают листки с четверостишием, в котором поэт допустил физическую ошибку. Баллы получает та команда, которая первой эту ошибку обнаружит и объяснит.

"Перестрелка".

Каждая команда получила на предыдущем уроке в качестве домашнего задания ряд интересных вопросов, на которые надо было самостоятельно дать ответ, а также сделать к ним рисунки. Эти вопросы команды по очереди задают командам-соперницам (рисунки прикрепляются к доске магнитами). Если никто не сможет правильно ответить , тогда свой ответ дает команда, задавшая такой трудный вопрос.

"Допрос с пристрастием".

Вопросы (качественные задачи), подготовленные учителем, записаны на карточках. Капитаны по очереди подходят и вытаскивают карточки с вопросами для своей команды. Учитель мажет задать свой вопрос одновременно всем командам - кто первым ответит. Также в качестве комментария к ответам учащихся учитель приводит интересные факты.

"На штурм!".

Командам предлагается творческая задача для решения методом "мозгового штурма". Задача может иметь несколько ответов, однако один из них является т.н. контрольным, т.е. наиболее оптимальным.

Подведение итогов.

Объявляется команда-победитель. Ученики получают оценки в соответствии с их активным участием и правильными ответами.

ЗАДАНИЯ ПО ЭТАПАМ:

"Проверяем память".

"Ищем ошибку".

Найдите ошибку в стихотворении:

"Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало.
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла".

"Перестрелка".

1-я команда.

1. В закупоренную бутылку наполовину налита вода. Можно ли утверждать, что воды нет в верхней части бутылки?

2. Почему вынутое из кипятка яйцо обжигает руку не сразу, а через несколько секунд?

3. Почему на земле вокруг стволов деревьев весной снег тает быстрее, чем на соседних, покрытых снегом участках?

2-я команда.

1. Если в солнечный день положить на снег два одинаковых по размеру бруска - деревянный и металлический, то под каким бруском снег будет таять быстрее и почему?

2. Всегда ли вода кипит при 100о С?

3. Лед принесли в помещение, в котором 0о С. Будет ли он таять?

3-я команда.

Какова температура лужи, в которой плавает лед?

Можно ли расплавить железный гвоздь в пламени свечи? Температура пламени 1600о С.

Можно ли вскипятить воду в бумажной коробочке? (Показать опыт).

4-я команда.

1. Когда в чайнике кипит вода, из носика наружу вырывается струя пара. Видим ли мы эту струю пара?

2. Двое ребят в столовой взяли горячий чай. Один сразу долил в чай холодные сливки, а другой сначала съел обед, а затем налил сливки. Кто из ребят в конце обеда будет пить более горячий чай?

3. В кастрюле кипит вода и в ней варятся длинные трубчатые макароны. Кипит ли вода внутри трубок макарон?

"Допрос с пристрастием".

1. Вы знаете, что при комнатной температуре ножницы на ощупь кажутся холоднее, чем деревянная линейка. Почему это происходит? А при какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

2. К. Г. Паустовский. "Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате:".

Почему сено хорошо держит тепло?

3. Шерсть у собаки очень теплая, а потовых желез практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко.

Что делают собаки, чтобы охладить себя?

4. В. А.Солоухин. "В парилке до стены - не дотронься. До каменного сидения - не дотронься. На эти каменные сидения положены деревянные лежаки из планок. Если из лежака высунется гвоздь и сядешь на него - готов волдырь. Однажды пришел к нам мыться человек с нательным крестом, не знал, что его нужно снимать (и мы не знали), на груди моментально появился ожог".

Почему в парилке металл кажется горячее дерева?

Если окунуть в горячий чай кусочек хлеба, то, не подув на него, нельзя сразу есть

- можно обжечься. Если е опустить в горячий чай и вытащить кусочек сахара, то не него дуть не нужно. Почему?

6. Можно ли заставить кипеть прохладную воду? (Опыт со шприцем, р=17 мм рт ст, t = 20 о С).

7. Почему кипяток гасит огонь быстрее, чем холодная вода?

8. Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда его поставят на лед или когда лед положат на крышку чайника?

Как-то раз доктор Ватсон решил сам приготовить чай. Несмотря на то, что чайник давно кипел, доктор Ватсон не спешил выключать огонь и все повторял: "Я люблю очень горячий чай!"

Как вы думаете, что ему ответил находящийся тут же на кухне его друг Шерлок Холмс, который неплохо знал физику?

Однажды почтенная миссис Хадсон пригласила Шерлока Холмса на блины.

- Пожалуйте к столу, - сказала она. - Блины вкусны, пока они горячие. Чтобы они дольше оставались такими, я ставлю тарелку с блинами на плетеную проволочную подставку.

- Лучше их ставить на деревянную подставку, а не на металлическую, - посоветовал Холмс.

На чем основан его совет?

Будучи в гостях, Шерлок Холмс сидел за столом с хозяином дома. На столе стояли стаканы с горячим чаем, а рядом лежали изящные серебряные ложечки.

- Все это - фамильные драгоценности, - с гордостью сказал хозяин дома. Их я унаследовал от отца, а тот - от своего отца, моего деда, который изготовил их собственноручно. Только вот одна ложечка - поддельная, но какая из шести - до сих пор остается загадкой.

- Это не так уж сложно определить, - ответил гениальный сыщик. - Например, с помощью этого стакана чая.

Что имел в виду Шерлок Холмс?

Хозяйка дома, где Шерлок Холмс был в гостях, впустила в дом свою кошку.

Посмотрев на кошку, Холмс сказал: "Видно, на улице холодно".

Как он это определил?

Интересные факты (А знаете ли вы?)

1. Какую самую высокую температуру может выдержать человеческий организм?

Оказывается, при постепенном нагревании в сухом воздухе (в сауне) человек способен выдержать не только температуру кипения воды (100оС), но и до 160 оС! Это доказали английские физики Благден и Чентри, проводившие целые часы в натопленной печи хлебопекарни. Другой ученый - Тиндаль - сказал по этому поводу: "Можно сварить яйца изжарить бифштекс в воздухе помещения, в котором люди остаются без вреда для себя".

2. Африканский слон имеет огромные уши не случайно. Это своеобразный холодильник для слона. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и охлаждается, а также охлаждает тело слона. Чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха, слон ими все время обмахивается.

Интересно, а что делает с ушами слон, когда ему холодно?

(После мозгового штурма).

В Крыму, вблизи Феодосии, до 1912 года действовала установка для получения влаги из воздуха. Она состояла из нескольких больших куч камней, расположенных на водоупорном скальном основании. Возникавшая на камнях за счет конденсации вода отводилась по трубам в Феодосию, где использовалась для небольших фонтанов.

Установка давала до 350 л питьевой воды в сутки. Такие же устройства были найдены в пустыне Сахара, в Каракумах, в горах Италии и других местах.

"На штурм!".

1. Вы находитесь в пустыне. Ваше путешествие продолжается много дней, и запасы воды на исходе. Можно ли в таких условиях добыть хоть немного воды для утоления жажды?

Предложите способ, с помощью которого это можно сделать.

2. Прохладительные напитки должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник. А если в походе? Или в пустыне?

Американская фирма "Фил Канн Индастри" разработала самоохлаждающиеся банки для напитков.

Что было особенного в конструкции этих банок, что позволяло напиткам охлаждаться даже в жару?