Методическая разработка подготовки и проведения Недели технологии

Разделы: Внеклассная работа


В системе современного школьного образования особое значение для развития творческих способностей учащихся области технологии имеют формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках, находит свое логическое завершение во внеурочной деятельности. Научить школьника ориентироваться в огромном потоке информации, пробуждать активный интерес к предмету, творчеству позволяет проведение Недели технологии, которая представляет собой комплекс разнообразных форм внеклассной работы.

Основные задачи недели:

  • повышение интереса учеников к предмету технология;
  • расширение и углубление знаний и умений, учащихся по предмету;
  • реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;
  • создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учеников в творческой деятельности.

Решить эти задачи невозможно без соответствующего организационно-методического обеспечения всего комплекса мероприятий предметной Недели, без разработки четких стратегических планов, прогнозирования результатов работы, неформального подведения итогов.

Максимальный эффект внеклассного мероприятия достижим, если придерживаться таких принципов, как массовость, зрелищность, дифференцированный подход, интерактивность.

Предлагаю свой вариант планирования Недели технологии.

Календарный план проведения тематической недели:

Дни недели. День. 5-7 классы. 8 классы. 9 классы.
Понедельник Город мастеров "Творческие мастерские";ярмарки - распродажи "Тайны домашнего очага" "Профессии разные нужны, профессии разные важны" Клуб интересных встреч.
Вторник Конкурсы, викторины, игры Творческий конкурс "А, ну -ка .девочки, а, ну-ка мальчики!" Конкурс

"Юный дизайнер"

Конкурс кроссвордистов "В гости к ее Величеству моде"
Среда День художников Конкурс плакатов и газет Конкурс рисунков "Зрительные иллюзии" Конкурс плакатов и газет на тему "Мода и костюм"
Четверг День экскурсий Экскурсия в музей изобразительных искусств "История костюма Орловской губернии" Заочное путешествие " Музеи мира" (кабинет информ.) Просмотр документальных записей "Недели Высокой моды"
Пятница Наш вернисаж Выставка творческих проектов учащихся; работ декоративно - прикладного искусства, выполненных ребятами; технического творчества

Во время подготовки и проведения общешкольных мероприятий важно обратить особое внимание на учеников, которые впервые успешно демонстрируют свои знания, умения, творческие работы. Как правило, это ученики 5-7 классов, фактически резерв будущих участников конкурсов, олимпиад, выставок детского творчества.

Необходимо занести одаренных детей в особый банк данных. Предлагаю следующую форму:

Общая таблица результатов Недели технологии

Дата Мероприятие Класс Победители Ответственные учителя
         

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ ФОРМ

РАБОТЫ В РАМКАХ НЕДЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ. (Приложение 1)

Конкурсы.

Конкурсы являются одной из наиболее популярных форм, которая широко используется в работе с учениками разных возрастных категорий. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности и состязательности. Атмосфера соревнований (между отдельными участниками и группами) позволяет стимулировать творческую активность учащихся, совершенствовать их навыки; привлечь к активной работе всю аудиторию, включая зрителей (болельщиков).

Конкурсные программы позволяют ребенку:

  • сформировать адекватную самооценку;
  • развить свои волевые качества;
  • самоопределиться в мире увлечений и профессий;
  • воспитать эстетический вкус.
  • коммуникативные способности
  • нестандартность мышления.

В программе массовых мероприятий могут быть творческие конкурсы; экспресс-турниры, мини - и блиц-конкурсы , конкурсы для зрителей.

Предварительный этап подготовки конкурсной программы включает следующие этапы:

  • указать название конкурса;
  • определить цели его проведения;
  • возраст участников;
  • место проведения;
  • необходимое оборудование и реквизит;
  • четко сформулировать конкурсные задания;
  • условия конкурса;
  • критерии оценки деятельности участников конкурса;
  • формирование жюри;
  • определение наград, которые ждут победителей.

В ходе проведения конкурсов необходимо соблюдать следующие условия:

  • объективность;
  • гласность;
  • зрелищность.

Конкурс стенгазет и плакатов

В конкурсе принимают участие редколлегии 5-9 классов. Рассматриваются также газеты подготовленные учениками индивидуально.

Требования к оформлению газет:

  • выполняются на ватмане;
  • каждая имеет своё название и девиз (крылатая фраза, выражение того или иного известного ученого, писателя, политического, исторического деятеля, отражающая общее содержание);
  • должна быть красиво и художественно оформлена;
  • отражать тематику конкурса.

Содержание газеты может включать:

  • исторические справки;
  • интересные факты;
  • интересные объекты деятельности;
  • краеведческий материал;
  • интересные факты из истории учебного заведения;
  • иллюстрации;
  • занимательный материал.

Подготовительная работа учителя:

Анонс конкурса газет;

Состав жюри из числа родителей, учителей и учеников;

Консультирование учеников по вопросам подбора литературы.

Итоги конкурса представляются в виде общего протокола. При подведении итогов можно выделить победителей в отдельных номинациях.

Протокол оценки газет и плакатов (бланк для оценки жюри)

Критерии для оценки Максимальное количество баллов №/№ газет

Количество баллов

1. 2. 3.
Оригинальность названия газеты 3 балла      
Суть девиза, его соответствие содержанию газеты. 3 балла      
Содержание интересных исторических фактов. 10 баллов      
Наличие в газете интересных заданий. 10 баллов      
Тематическое содержание 10 баллов      
Эстетичность оформления 10 баллов      
ИТОГО: 46 баллов      

Конкурс "Юный дизайнер"

В конкурсе принимают участие ученики 8 классов.

Требования к работам:

  • дизайнерский проект выполняется на листе А3;
  • дизайнерский проект должен быть выполнен в цвете;
  • работа должна быть художественно оформлена;
  • работа сопровождается объяснительной запиской.

Подготовительная работа учителя:

  • информирует о проведении конкурса;
  • формирует требования к работам;
  • определяет тематику дизайнерского конкурса (интерьер, аксессуары, головной убор и т.п.)
  • формирует экспертную группу для оценки конкурсных работ;
  • предоставляет дополнительные поделочные материалы.

При оценивании работ учитывается:

  • глубина понимания дизайнерской задачи;
  • оригинальность и новизна дизайнерского проекта;
  • эстетичность оформления;
  • соблюдение требований конкурса.

Бланк для оценки жюри

Критерии для оценки. Максимальное количество баллов. №/№ проектов.

Количество баллов.

1. 2. 3.
Раскрытие глубины и понимания дизайнерской задачи; 5 балла      
Новизна проекта 5 балла      
Оригинальность в способах исполнения 10 баллов      
Техническая грамотность 5 баллов      
Тематическое содержание 10 баллов      
Эстетичность оформления 10 баллов      
ИТОГО: 45 баллов      

Творческие конкурсы

Творческие конкурсы имеют свою специфику. Главный отличительный признак творческих конкурсов отражен в слове "творческий". В отличие от других конкурсных программ неотъемлемым атрибутом этих конкурсов бывает творческий (нестандартный, необычный, нетрафаретный, оригинальный) подход к выполнению конкурсных заданий и осуществляется он чаще всего в игровой деятельности, т.е. такие конкурсы можно назвать "игровыми творческими программами". Такие творческие игры - конкурсы занимают первое место в рейтинге популярности воспитательных мероприятий.

Причин популярности творческих конкурсов несколько:

  • веселый, жизнерадостный, задорный характер;
  • не требуется высокого уровня сформированности тех или иных навыков;
  • исключительный потенциал для развития самых разных способностей ребенка.

Качества и умения, которые развиваются у учащихся, активно участвующих в играх-конкурсах:

  • умение саморегуляции (достойно держаться перед большой аудиторией);
  • коммуникативные способности;
  • мимическая и пантомимическая культура;
  • навык совместной групповой деятельности, умение фантазировать;
  • речевые навыки, склонность к импровизации;
  • нестандартность мышления в различных ситуациях;
  • эстетический вкус;
  • чувство юмора.

Требования к творческому конкурсу:

  • нестандартный подход к выполнению конкурсных заданий;
  • каждая команда должна иметь своё название и девиз (крылатая фраза, выражение того или иного известного ученого, писателя, политического, исторического деятеля, отражающая общее содержание);
  • эстетичность оформления праздника;
  • отражена тематика конкурса;
  • конкурсные задания должны носить веселый, жизнерадостный, задорный характер.

Подготовительная работа учителя:

  • Консультации в подготовке конкурсных заданий.
  • Подготовка реквизита.
  • Консультация учеников во время оформления помещения для конкурса, формирования команд, ведущих.
  • Формирование жюри.
  • Заготовка призов (они могут быть шуточными, несерьезными).

Проведение итогов конкурса:

1. Жюри рассматривает каждый конкурс и оценивает его по таким критериям: оригинальность, эстетичность оформления; содержание творческих заданий; скорость выполнения; аккуратность и качество выполнения.

2. Определяются победители и призеры в каждой номинации.

3. Награждение победителей.

Творческий конкурс "А, ну-ка девочки, а, ну-ка мальчики!"(Приложение 2)

Наш вернисаж - это заключительный этап Недели технологии. Он проходит как в рамках школы, так и города. В этот период организуются школьные и городские выставки детского творчества, где ученики демонстрируют свои знания и умения, полученные на уроках технологии и в школьных кружках.

Каждый раз Неделя технологии становится важным событием в школьной жизни ребят, проходит ярко и весело, побуждая у детей активный интерес к занятиям по технологии.

Литература:

  1. А.А.Данилков "Игры на каждый день", Новосибирск, 2004г.
  2. Внеклассные мероприятия, М., ВАКО, 2004г.
  3. Г.Загребина "Давайте устроим праздник", Ярославль,2003г.
  4. Популярный справочник - песенник, М., Музыка, 1989г.
  5. М.П.Кулаченко "Школа вожатого", Орел,2005г.