Открытый урок по русскому языку "Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в формах одних и тех же слов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Цели:

  • формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные на конце слова;
  • развивать умение подбирать проверочные слова;
  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний;
  • воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для самостоятельной работы по уровням.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.

Слайд 1

II. Введение в тему урока

Сейчас мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке. Угадайте, что за сказка?
На сметане мешён
На окошке стужён
Круглый бок, румяный бок,
Покатился ………  .
Мы поможем Колобку вспомнить всё , что знаем о парных согласных.

Слайд 2

III. Минута чистописания

- Сколько в русском языку пар по глухости и звонкости?
Назовите их.
-Чем отличаются звонкие звуки от глухих?
Запишите пары букв
б/п    д/т    ж/?       ?/с     г/к        ?/ф
Сказка – мёд, так и течёт.
- Как понимаете смысл поговорки?
(Сказка, как мёд – сладкая, любимая, так и течёт как речка)
Почему я подчеркнула в словах буквы?
- Давайте вспомним правило о проверке парных согласных

Слайд 3

IV. Работа по закреплению данной темы

Взмахнём волшебной палочкой и вот мы в сказке!
(положила бабушка колобка остужаться на окошко, а он лежать не хотел, спрыгнул на дорожку и запел песенку)

Слайд 4

Катится Колобок по дорожке и повстречал он ….. Кого?

Слайд 5

Заяц пообещал отпустить Колобка, если он исполнит его задание
1. Игра «Четвёртый лишний» (выбрать лишнее слово, объяснить)
Капуста, огурец, арбуз, лук
Заяц, лошадь, белка, лисица
Зима, метель, стужа, снег
Поезд, самолёт, вертолёт, ракета
(Записать эти слова на доске и в тетради, подобрать проверочное)
Отпустил его заяц, покатился колобок дальше и встретил …

Слайд 6

Дал ему волк такое задание:
2. - Что записано на доске?
На, вывалился, большой, берег, медведь
А волк считает, что это предложение. Докажите.
Давайте составим красивое предложение
На берег вывалился большой медведь.

Слайд 7

- Каким словом можно заменить слово вывалился? (вышел)
Но в данном предложение слово вывалился лучше передаёт, как двигается медведь. Это говорит о том, что он неожиданно появился. Давайте найдём слова, в которых парные согласные слышаться нечётко.
Письмо этого предложения с комментированием,  нахождение грамматической основы
Молодцы, помогли Колобку. Покатился он дальше, напевая свою песенку.
Повстречал он …

Слайд 8

3. Угадаешь слова, отпущ
Дерево с желудями (дуб))
Осадки в виде ледяных горошин (град)
Помещение для стоянки машин (гараж)
Птица с длинной красивой шеей, плавает по воде (лебедь)
Строение из веток в лесу, чтобы спрятаться от непогоды (шалаш)
Записать эти слова в тетради, объяснить написание.
Отпустил медведь Колобка и покатился он дальше и тут встречает хитрую……

Слайд 9

Сядь ко мне на носик, кое-что тебе скажу
4. Пускай твои помощники, ребята, выполнят моё задание, может я тебя и отпущу.
Самостоятельная работа по уровням.

Слайд 10

V. Итог урока

Молодцы, помогли Колобку, потому что работали все вместе и дружно. Он дарит вам это стихотворение:

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный!

Слайд 11