Итоговое занятие по экологии в подготовительной к школе группе. Научно-познавательный журнал "Хочу все знать" из цикла "Космос"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • Закрепляем знание детей о планетах Солнечной системы. Учимся ориентироваться по схеме Солнечной системы.
  • Развиваем навыки творческого рассказывания. Добиваемся, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании. Учим четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.
  • Активизируем словарь: планеты, спутники, невесомость, орбита, метеорит.
  • Обогащаем словарь: галактика, вселенная, Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
  • Развиваем творческую фантазию воображений у детей. Развиваем интерес к окружающей среде, желание узнавать новое.
  • Закрепляем знания детей о природных зонах земли (Север, Тайга, Пустыня), их обитателях.

Предварительная работа: Знакомство с Солнечной системой я разбила на 4 занятия:

1. “Космос, каким его видим мы”.

2. “Каменные планеты Солнечной системы”.

3. “Газовые гиганты Солнечной системы”.

4. “Спутники в Солнечной системе”.

На занятиях по рисованию, лепке, развитию речи, математике так же включала элементы знакомства с космосом.

Проводились дидактические, настольно-печатные игры в свободное время.

Проводились беседы в утренние часы на тему: “Покорение космоса”.

Читали в свободное время Е.П. Левитана “Сказочные приключения маленького астронома”.

Материал к занятию

  1. Карта-схема Солнечной системы.
    (окна задрапированы, на ткани разместили разные созвездия и звездочки. На центральной стене разместили макет Солнечной системы).
  2. Фонограмма “Космической музыки” (ВИА “Спейс”) для появления инопланетянина.
  3. Фонограмма “Вечерняя серенада” для танца детей с фонариками.
  4. Фонограмма голосов птиц, животных.
  5. Схемы природных зон Севера, Тайги, Пустыни.
  6. Картинки животных, птиц.
  7. По два фонарика каждому ребенку.
  8. Указка с лучевым освещением.
  9. Детские подушечки для сидения.
  10. Подарки детям: надувные зелененькие человечки.
  11. Фонари с голубым, синим и фиолетовым стеклом.

Организация детей на занятии:

  1. Вступительная беседа.
  2. Звуковой сигнал из космоса.
  3. Путешествие ребят на ракете.
  4. Физкультурная минутка, танец.
  5. Приход инопланетянина.
  6. Чтение схем, рассказы детей по схемам природных зон.
  7. Возвращение на Землю.

Ход занятия

Воспитатель:

Орешек знаний твёрд,
Но мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Журнал “Хочу все знать”.

Ребята открываем страницу “Космос”. Что такое “Космос”?

Ответы детей произвольные. (Космос – это огромное пространство. Космос – так часто называют Вселенную. А вселенная – это звездная страна, где находятся бесчисленное количество звездных городов – галактик. Галактика – так называется наш город, в котором живут Солнце и планеты).

Воспитатель: Во Вселенной существует очень много галактик. И 4 мы с вами знаем. Давайте вспомним их название.

Дети называют их. (“Эллиптическая”; “Неправильная”; “Спирально-полосочная”; “Спиральная”).

Воспитатель: А в какой из этих галактик мы с вами живем?

Дети: Звезды образуют спираль и мы живём в одном из ее колец.

Значит, наша Галактика называется “Спиральной”.

(Звучит тревожная музыка, подается сигнал).

Воспитатель: Что происходит, слышите, идет сигнал о помощи. Так это же из космоса идет сигнал. Кому-то нужна помощь. Что будем делать ребята?

Дети: высказывают свои предложения о помощи и нужно подвести их к тому, что надо лететь в Космос.

Воспитатель: Ждет нас большая ракета. И мы сейчас отправляемся в полёт.

Прошу занять свои места. (Дети садятся на маленькие подушечки разложенные на ковре). Представьте, что мы летим в ракете. Вот ракета зашумела, все громче и громче, потом оглушительно заревела, шевельнулась и плавно пошла вверх. Посмотрите в иллюминаторы. Земля стала проваливаться в низ. Что вы видите?

Дети говорят, что они видят.

- Между облаками на земле видны дома, деревья.

- Дома на Земле стали похожи на игрушечные, а деревья стали маленькими-маленькими.

- Облака как сугробы снега, а еще похожи облака на вату.

- Землю стало плохо видно, как в тумане.

Воспитатель: Ребята посмотрите наверх, небо над нами стало чистое – чистое.

Дети: - И уже не голубое, а темно-синее.

- Смотрите, что происходит, небо меняется как по волшебству, становится темно-фиолетовым.

- А теперь все больше темнеет.

Воспитатель: Да дети мы улетели на такое расстояние, что нашу планету Земля мы можем увидеть совсем другой, какая она?

Дети: - Планета кажется голубой, потому что на ней много воды.

- Поверхность планеты сверкает от солнечных лучей.

- Планета Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что там не бывает ни слишком жарко, ни слишком холодно.

Воспитатель: Кто помнит, как называется спутник Земли?

Дети: - Луна спутник Земли.

- Поверхность Луны покрыта пылью и кратерами.

- Они образовались, когда куски камней падали на Луну. Эти камни назывались “метеоритами”.

- На Луне нет воздуха, воды и жизни

- Из-за отсутствия атмосферы температура сильно различается. На солнечной стороне - жарко, а в тени - холодно.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, соседей планеты Земля.

Дети: - Меркурий, Венера, Марс.

Воспитатель: Что вы можете мне рассказать о них?

Дети: - Это все каменные планеты, поверхность у них покрыта пылью и кратерами.

- Меркурий - самая близкая к Солнцу планета и самая быстрая планета в Солнечной системе.

- Соседка Земли Венера - одна из красивейших светил неба, но на этой планете обнаружены опасные для человека ядовитые газы.

Воспитатель: Как называется планета справа?

Дети: - Справа от Земли виден Марс .В энциклопедии мы читали, что на Марсе как и на Земле есть 4 времени года. Зимой углекислый газ замерзает и превращается в сухой лед.

- Это холодная планета, воздух на Марсе не пригоден для дыхания.

Воспитатель: Марс имеет 2 спутника. “Фобус” и “Деймос” в переводе с греческого “страх” и “ужас”.

Наша ракета подлетает к самой к самой крупной планете в Солнечной системе. Кто знает ее название?

Дети: - Юпитер.

- Планета эта видна как полосатый шар, а полосы разного цвета.

- Это облака Юпитера и состоят они и различных газов.

B атмосфере Юпитера бушуют постоянно мощные ураганы.

(Дети увидели мерцание красного цвета)

Воспитатель: Это вы видите гигантский вихрь, который бушует уже несколько столетий. Ребята это мог быть сигнал с Юпитера.

Дети: - Нет, это газовая планета и на ней нет жизни.

- А я увидел планету в шляпе.

- Это же знаменитая планета Сатурн со своими кольцами.

Воспитатель: верно планета окружена множеством ярких колец, состоящих из облаков, льда и камней.

Дети : - Давайте подлетим по ближе.

- Нет, не нужно, может произойти столкновение с большими и маленькими метеоритами.

- Многие из них не больше чем игральные кубики, а другие превышают размер девятиэтажного дома.

Воспитатель: Как называется седьмая планета?

Дети: - Уран - седьмая планета - состоит из каменного ядра и замерших газов.

- Эта планета окружена голубыми облаками.

- Поверхность ровная, сине-зеленого цвета.

Воспитатель: А как по другому называют эту планету?

Дети: - “Лежачая” планета.

Воспитатель: Назовите мне самый далекий газовый гигант.

Дети: - Нептун самый далекий газовый гигант от Солнца.

- Мерцает голубым цветом.

- На этой планете очень холодно. Минус 200 градусов.

Воспитатель: Может быть, был сигнал с этой планеты?

Дети: -  Жизни на планете Нептун нет.

- На планете бушует ураган, бывают сильные бури.

Воспитатель: Ну откуда же был сигнал? Давайте подлетим ближе к самой маленькой планете Плутон. А чем эта планета отличается от каменных и газовых планет?

Дети: - Эта планета покрыта льдом и там царит невероятный холод.

(Постепенно гаснет свет, дети встают, убирают подушки)

Воспитатель: Ребята, что происходит? Наш корабль уносит с орбиты. Мы уже в другой галактике. (Дети имитируют невесомость, берут фонарики).

(Становится темно, ребята с выключенными фонариками в руках присели на корточки).

(Звучит музыка, по очереди включаются фонарики дети танцуют под Шуберта “Вечерняя серенада”). Незаметно для детей появился инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте, я рад вас видеть в нашей галактике. У нас воздух пригоден для дыхания и вам не грозит опасность. Спасибо, что прилетели. Мы изучаем вашу планету, и многое не можем понять. Помогите, пожалуйста, расшифровать эти схемы. (Дает схемы детям)

Воспитатель: Я думаю, что мы сможем вам помочь.

Дети: Белый квадрат обозначает схему Севера. Там холодно, мало света, много воды. Дети рассказывают, кто из животных там живёт. (Моржи, тюлени, нерпа, пингвины…… находят картинки на столе и отдают их инопланетянину).

Дети: А зеленый квадрат говорит нам, что это схема Тайги. Там достаточное количество воды, тепла, света, богатая почва. Леса там зеленые смешанные хвойные и лиственные. Дети рассказывают кто из животных там живёт.

Дети: Желтый квадрат обозначает схему Пустыни. Там очень жарко, мало воды, мало почвы, но песка много. Там растет саксаул, верблюжья колючка, кактусы. Корни у них длинные, стержневые, листья отсутствуют или есть колючки. Из животных обитают…….

Инопланетянин: Спасибо, вы нам очень помогли и нам теперь все понятно. Но вам пора возвращаться на Землю. Берегите свою планету. Ведь другой такой на свете нету. Вы любите играть, что бы вы помнили о нас, я вам подарю игрушки себе подобных. (Дарит им надувных инопланетян).

Воспитатель: Спасибо, мы рады, что смогли вам помочь. Да нам действительно пора. Ребята найдите себе удобное место в ракете, прижмите своих новых друзей к себе ближе (Свет начинает угасать, инопланетянин при полной темноте исчезает). Мы покидаем чужую планету, а впереди видна наша Солнечная система. (Свет начинает появляться, дети открывают глаза). Нас встречают множество разных звезд и планет. Позади остались газовые планеты-гиганты. А вот и видна наша голубая, сверкающая от солнечных лучей планета Земля. Наша ракета плавно приземляется.

(Кто-то из детей заранее выучит стихотворение).

Есть одна планет - сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.

Воспитатель: Спасибо ребята. Наше занятие подошло к концу (звучит музыка, дети уходят ).

Литература.

  1. Атлас Вселенной для детей. Ридерз Дайжест.
  2. Бул М. Космос. Всё обо всём. Москва, 2001.
  3. Венгер Л.А. Программа “Развитие”
  4. Дитрих А. Юрмин Г. Почемучка. Москва, 1994.
  5. Дошкольное воспитание. 2002, -11.
  6. Космос 1996. Белфаксиздотгрупп.
  7. Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной.
  8. Скоролупова О.А. Покорение Космоса. Москва, 2003.

Это занятие было подготовлено для районной конференции и прошло с большим успехом.

Желаю вам удачи!!!