Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению воспитанников как приоритетное направление развивающей работы

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: Психолого-педагогическая поддержка ценностно-смыслового и личностного самоопределения воспитанников.

Задачи:

  1. Развитие положительной “Я – концепции”, представлений о собственных психологических возможностях, потребностях, интересах, ценностях.
  2. Развитие внутренней регуляции в когнитивном, эмоционально-волевом поведенческом уровне.
  3. Соотнесение компонентов самопознания “хочу”, “могу”, “имею”, “надо” у воспитанников.
  4. Обучение анализу реальных жизненных ситуаций, рефлексии, действий, чувств.
  5. Формирование общественно значимых мотивов выбора жизненного пути и профессии, места в мире и среди других людей.
  6. Развитие личности как субъекта собственной жизни, ответственности ее за свой свободный выбор, перед самим собой, близкими, вплоть до переживания собственной ответственности за судьбу общества.

Участники: В группу могут входить юноши и девушки в возрасте 15-17 лет при условии полной добровольности.

  1. Время (частота и длительность каждого занятия даются в таблице).
  2. Программа тренинга (в таблице 1).

Таблица 1. Программа тренинга

Название тем Задачи Кол-во час. Примечание

1

Введение Определение цели, задач, принципов работы. Создание атмосферы общности, доверия и взаимопонимания в группе. 1,5 Знакомство. Цели, задачи, правила работы в группе. Упражнения “Конверт суждений”. “Моя картина мира”, “Жизненная позиция”. Домашнее задание.

2

“Части моего Я” Развитие представлений о себе, адекватной позитивной самооценки, коррекция личностных недостатков. 1,5 Упражнения “Мои проблемы”, “Части моего “Я”, “Уверенное, неуверенное и грубое поведение”, “Черное и белое кресла”, “Перекресток”. Домашнее задание.

3

“Мои сильные стороны” (способности, интересы, уверенность в себе и др.) Формирование опыта позитивного отношения к себе.   Упражнения “Пересядьте все те, кто...”, “Контраргументы”, “Мой портрет в лучах солнца”, “Автопилот”, “Карта будущего”. Домашнее задание.

4

Я отличаюсь от других Переосмысление представлений о своем образе Я, осознание собственной индивидуальности. 1,5 Упражнения “Здравствуйте, я люблю себя, потому, что...”, “Моя Вселенная”, “Верстовые столбы моего будущего”, “Комплименты”. Домашнее задание.

5

Мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл Определение “Я - идеального”, личностных смыслов и ценностей. 1,5 Упражнения “Ценностные ориентации”. “Мои идеалы”, “Смысл жизни”, “Вечная тема”. Домашнее задание.

6

Целеполагание и планирование Развитие способности видеть перспективу своей будущей жизни, определение целей своей жизни. 1,5 Упражнения “Здравствуйте, чаще всего я мечтаю о...”, “Мое будущее”, “Горячий стул”. “Лестница”. “Древо цели”. Домашнее задание.

7

Выбор средств достижения ценностей - целей и смыслов. Проблемы и трудности Сформирование у учащихся способности к самостоятельному выбору и целедостижению. 1,5 Групповая дискуссия “Если бы у меня была волшебная палочка, то я попросила бы у нее ...”, “Чем отличается мечта от цели?”. Упражнения “Разработка личного жизненного плана”. “Ресурсы”, “Путь к цели”. Домашнее задание.

8

Жизненный путь человека Формирование активности в саморазвитии. 1,5 Упражнения “Прошлое настоящее - будущее”, “Составляем букет жизни”. Групповая дискуссия, “Какие цели перед собой ставлю, часто ли я добиваюсь их?”. Упражнения “Превращаем проблемы в цели”. Домашнее задание.

9

Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему и будущему Формирование субъектной позиции по отношению к жизни и профессии. Развитие творческого потенциала личности. 1,5 Упражнения “Флеш!”, “Что ты об этом думаешь?”, “Ожидание”, “Эпистолярное сочинение”. Домашнее задание.

10

Итоговое занятие Развитие мотивации самосовершенствования и самоактуализации. 1,5 Групповая дискуссия “Значение цели в жизни человека”. Упражнения “Кино”, “Письмо из будущего”, “Чемодан в дорогу”.
  Итого   112  

Сценарий тренингового занятия 5:

Тема: мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл.

Цель, которая должна быть достигнута: формирование представлений о “Я – идеальном”, личностных смыслах и ценностях.

Задачи: определение “Я – идеального”, личностных смыслов и ценностей.

Время, отводимое на данное занятие: 45 минут.

Участники: юноши и девушки 15-17 лет при условии полной добровольности участия.

Сценарий занятий (см. таблица 2).

Занятие 5. Мои ценностные ориентации, идеалы, личностный смысл (1,5 часа)

Задача: Определение “Я - идеального”, личностных смыслов и ценностей.

Теоретический блок о том, что во все времена люди не только рассказывали друг другу о своей повседневной жизни, но и размышляли о глубоких проблемах, ценностях и смыслах.

Упражнение “Ценностные ориентации” (по Битяновой Н.Р.)

Разработанная М. Рокичем методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

Автор различает два класса ценностей: 1) Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2) Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.

Стимульный материал.

Список А (терминальные ценности):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

При анализе полученных ранжировок ценностей обращается внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Обратная связь.

Упражнение “Мои идеалы” (по Дубровиной И.В.)

Ведущий предлагает участникам выделить достаточно большие периоды своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для них примером, на кого они хотели быть похожими - в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.д., но также и герои - персонажи книг, фильмов, пьес, это и исторические личности (писатели, художники, политики и т.д.) и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны?

Обратная связь.

Упражнение “Смысл жизни” (по Фопель К.)

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, прямо и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов... Закройте глаза и сосредоточьтесь.

Представьте себе старинную виллу, которая сейчас необитаема. Осмотрите это здание. Пройдитесь по всем комнатам, полюбуйтесь старинной мебелью, светильниками, картинами и коврами. (1 минута)

Теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите через спальню...

Обратите внимание на фиолетовую портьеру, немного прикрывающую широкую деревянную дверь... Отодвиньте портьеру в сторону и откройте дверь...

Сейчас вы видите вторую лестницу, пыльную и всю в паутине. Очевидно, ею очень давно никто не пользовался... Медленно поднимитесь по ступеням и откройте находящуюся наверху дверь...

Вы оказались в старой библиотеке, наполненной светом, льющимся из окон и проникающим сквозь стеклянную крышу. Попытайтесь прочесть несколько названий книг... Вдруг вы замечаете, что в углу комнаты сидит какой-то человек...

При анализе полученных ранжировок ценностей обращается внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить “конкретные” и “абстрактные” ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Необходимо попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Обратная связь.

Литература

  1. Немчинова Н. Тренинг тренеров. Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой / надежда Немчинова – М.: Чистые пруды, 2008 – 32 с. (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Школьный психолог” (с. 18-20))
  2. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа: Китап, 1994. – 80 с. (с. 61-65)
  3. Нуриманова Ф.К. Развитие ценностно-смыслового самоопределения старшеклассников: Учебно-методическое пособие. – Уфа: БИРО. – 47 с. (с.23-25)
  4. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с. Ил. – (серия “Эффективный тренинг”) (с.158-160).

Приложение 2 (фото)