Урок математики во 2-м классе по программе "Школа-2100" по теме "Вычитание суммы из числа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с правилом вычитания суммы из числа.
  2. Учить использовать это правило для рационализации вычислений.
  3. Тренировать вычислительные навыки, развивать умение решать задачи.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже школьный звонок,
Он позвал всех нас на урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

- Запишем в тетради число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

а) Игра «Звездопад».

- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?

- Как называется такое явление? (Звездопад.)

- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание.)

- Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс!

На доске:

- Всем хватит, чтобы загадать желание. Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт.

- На какие группы можно разделить все числа?

- По какому признаку? (Однозначные, двузначные, трёхзначные числа.)

- Назовите числа в порядке возрастания. (4, 12, 15, 23, 27, 185, 996.)

- Найдите разность самой старшей и самой младшей звезды. (992.)

- Дайте информацию о числе 992. (Это трёхзначное число, в нём 9 сотен, 9 десятков, 2 единицы, его соседи 991 и 993, сумма цифр 20.)

- Запишем число 992 красиво и правильно всю строку.

б) - А вот мерцают две большие звезды.

- О чём они сигналят? Что на них написано? (Выражения.)

- Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные.)

- Прочитайте буквенные выражения. (а + в, в + а.)

- О чём они рассказывают? (Показывают переместительное свойство сложения.)

- Прочитайте числовые выражения. (7 + 123, 11 + 189.)

- Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения.

- Для чего мы меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений.)

в) Космонавты отправились в полёт. К конечному пункту они летели 2 недели, а обратно 14 дней. Как объясните такую разницу? (2 недели = 14 дней.)

г) - А сейчас решим задачу разными способами (на доске с обратной стороны):

Малышу и Карлсону надо нарисовать на ночном небе 86 звёздочек. Малыш нарисовал 36 звёзд, а Карлсон 45. Сколько звёздочек им осталось нарисовать на звёздном небе?

- О чём эта задача?

- Что известно? Что это? (Целое.)

- Что ещё известно? Что это? (Части.)

- Какая схема подойдёт к этой задаче? (Первая.)

- Почему? (Надо найти часть.)

- Заполним схему.

- Как же узнать, сколько осталось нарисовать звёзд? (86 – 36 – 45.)

- А как по-другому? (86 – (36 + 45).)

- Сравните выражения. Что в них общего? (Одинаковые числа.)

- Чем отличаются? (В первом сначала вычитаем 1 часть, затем другую; во втором из числа вычитаем сумму чисел 36 и 45.)

- Найдите значения каждого выражения. (5.)

- Сколько звездочек осталось нарисовать Малышу и Карлсону? (5.)

3. Постановка цели урока.

- Ой, что это? Кто-то подбросил ещё одну звезду (на столе):

- Кто-то сегодня творит чудеса.

- Что написано на звезде? (Знаки и скобки.)

- Для чего нам их подбросили?

- Что знаете о знаке минус? (Используем при вычитании.)

- Для чего служат скобки? Как меняется программа, если меняются скобки? (Меняется порядок действий.)

Предположение: наверное, эти знаки помогут нам на уроке.

Постановка проблемы.

- Запишите следующее выражение: 87 – ( 7 + 15).

- Как удобнее вычесть из числа 87 сумму чисел 7 и 15?

- Из 87 сначала вычесть7, а затем ещё 15. Получается 65.

- Мы изменили порядок действий. Правильно ли мы поступили?

- Давайте исследуем это выражение, заменив числа буквами: а – (в + с) а –в – с.

- Сравним их.

- Проблема: равны ли они? (Ученики дают разные ответы.)

- Кто сформулирует цель нашего урока? (Выяснить, равны ли выражения а – (в + с) и а – в – с.)

- Зачем нам это надо? (Чтобы научиться рационально: легко и быстро выполнять вычисления.)

4. Открытие нового знания.

На доске записи и схемы:

  • 87 – (7 + 15) = 87 – 7 – 15 = 65;
  • а – ( в + с) а – в – с (сначала эти записи перевёрнуты).

- Сравните выражения, используя схемы.

Учебник на стр. 44.

Рассуждая, приходим к выводу, что значения данных выражений равны.

- Чему равно значение 1 выражения?

- Чему равно значение второго выражения?

- Какой вывод можно сделать?

- Как можно вычесть сумму из числа? (Сначала вычесть 1 слагаемое, а затем другое.)

Выполняем запись: а – (в + с) = а – в – с.

5. Первичное закрепление.

№1, стр. 44.

- Выполните задание самостоятельно и сделайте вывод.

- Прочитайте вывод по учебнику, как можно вычесть сумму из числа.

Один ученик читает вслух. Повторим.

№2, стр. 44.

Учащиеся записывают в тетради выражения:

  • (914 – 58) – 42;
  • 914 – (58 + 42).

- Сравните выражения. Чем похожи? Чем отличаются?

- Как удобнее считать? (Удобнее из числа вычесть сумму.)

914 – (58 + 42) = 914 – 100 = 814.

6. Физкультурная минутка.

Под космическую музыку дети выполняют танцевальные движения.

7. Повторение изученного.

Решение задачи №3, стр. 44.

Выполняем задачу удобным способом.

- А сейчас решим примеры удобным способом.

На столе лежат примеры на карточках (перевёрнутые). Ученики по очереди выбирают пример, пишут его на доске и объясняют его решение удобным способом:

128 – (28 + 4)   215 – 97 – 3
949 – (5 + 49)   305 – 5 – 195

Самостоятельно № 5.

1 вариант – 1 пример.
2 вариант – 2 пример.

Дети, которые быстро справляются, выполняют ещё и 3 пример.

Проверяем при помощи сигналов.

8. Творческая работа.

Разбиение на группы. У каждого ученика на парте геометрическая фигура: треугольник, квадрат или прямоугольник.

- Вспомните, что такое периметр. (Сумма длин всех сторон.)

- Угадайте, о какой фигур я говорю:

  1. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения. (Квадрат.)
  2. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 2 измерения. (Прямоугольник.)
  3. Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 3 измерения. (Треугольник.)

- А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника? (Когда он равносторонний.)

- 1 ряд находит периметр треугольника по одному измерению – 5 см.

- 2 ряд находит периметр квадрата с этим же измерением стороны – 5 см.

- 3 ряд находит периметр прямоугольника, имея 2 измерения – 5 см и 1 см.

Проверка.

- Молодцы, ребята!

9. Итог урока.

- Какое правило мы узнали сегодня на уроке?

- Как можно вычесть сумму из числа?

- А сейчас закройте глаза. Загадайте желание, положите на парту ладонь. Представьте, что смотрите на космическое небо.

Учитель включает космическую музыку.

- Если сейчас на ладонь вам упадёт звезда, то желание исполнится.

Каждый ученик получает звёздочку.

- Спасибо за урок.