Рисунок - древнейшая форма передачи информации. Средства изображения в первобытном искусстве

Разделы: МХК и ИЗО


1 год обучения; возраст детей – 8-9 лет

Тип занятия: изучение, усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Цель занятия: дать представление об исторической роли и значении рисунка, как способа передачи информации; познакомить с основными изобразительными средствами графики; формирование навыков работы с графическими изобразительными материалами.

Оборудование и материалы:

  • компьютер, мультимедиа-проектор (при условии демонстрации презентации), магнитола или переносные динамики для ПК;
  • два листа бумаги или обоев (200х65см), оформленных “под бересту”, уголь или соус, сангина, пастель;
  • накрытый к небольшому чаепитию стол (закрытый полотном).

Наглядные пособия:

  • таблица с временной шкалой;
  • презентация “Рисунок – древнейшая форма передачи информации” Приложение1; или слайды наскальных изображений (пещера Альтамира) и петроглифов (Онежское озеро, Бесов Нос); репродукции или слайды элементов различных видов знаковой письменности (египетской, шумерской, ацтекской).

Музыкальный ряд: музыкальные темы Центральной Африки в инструментальной обработке (аудиокассета или CD).

План занятия:

- организационная часть – 5 мин.

- сообщение нового материала – 15 мин.

- дидактическая игра – 40 мин.

- чаепитие и уборка класса – 30 мин.

Ход занятия

Подготовка: включение аппаратуры, включение музыкального фона; приготовление к занятию необходимых материалов.

Сообщение нового материала:

Педагог:

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очень далекое путешествие, но не в пространстве, а во времени. Попробуем вернуться на 12 тысяч лет назад, в ту эпоху, когда человек еще не знал, что такое металл и пользовался лишь самыми простыми каменными орудиями.

Приложение 1.

Двадцать тысяч лет, насколько это далеко от нас с вами? Давайте посмотрим на шкалу времени. <Рисунок1> Зеленым цветом на ней отмечены последние 2 тысячи лет – наша с вами эра. Синим – 35 тысяч лет истории человечества, которые предшествовали рождению Христа, от которого мы ведем счет времени. А узкая красная черта – это продолжительность человеческой жизни. Благодаря этому рисунку мы с вами можем представить, как давно происходили события, о которых мы будем говорить сегодня. Отправимся мы в такую невероятную даль времен, чтобы выяснить: как давно люди научились рисовать, и зачем им это было нужно.

Посмотрите, как далеко от наших дней находится первая пометка на этой длинной шкале времен – почти 37 тысяч лет назад человек делал первые попытки создать изображения и украшения. Затем почти 5 тысяч лет понадобилось, чтобы научиться использовать минеральные (земляные) и растительные краски. Далее – огромный отрезок времени длиной в 17 тысяч лет, в течение которых человек наблюдал за окружающим миром, осваивал его и учился. Учился говорить, думать, трудиться, рисовать. И вот – 12-е тысячелетие до нашей эры. Человек создает рисунки на стенах пещеры Альтамира, на территории современной Испании.

Взгляните на эти рисунки и попытайтесь догадаться, кто их создал, когда и почему. (Приложение1, слайды 2-3).

Обучающиеся:

- высказывают свои версии.

Педагог:

- Это – наскальные изображения из пещеры Альтамира в Испании. Им более 14 тысяч лет. Сделаны они с помощью натуральных минеральных красок: угля, охры и красной глины, однако сохранились до наших дней. Посмотрите, как живо и правдоподобно передан облик этих прекрасных животных, их движение (Приложение1, слайды 4-5). Так умел ли древний человек рисовать? Да, и очень неплохо. Как вы думаете, почему древнему человеку удавалось с таким мастерством создавать изображения животных?

Обучающиеся:

- высказывают свои версии.

Педагог:

- Верно, ребята. Потому что он рисовал то, что было ему ближе и знакомее всего; то, что он часами мог наблюдать день за днем. Потому что, не зная еще, как разводить и содержать домашних животных, человек больше всего времени проводил на охоте. Значит, точно передавать формы животных и их движение человеку позволило наблюдение.

Давайте посмотрим теперь на несколько других наскальных рисунков. (Приложение1, слайды 6-7). Это - петроглифы Онежского озера и водопада Шойрукши в Карелии. Они гораздо моложе изображений Альтамиры: им всего около 6 тысяч лет. Что же произошло? Неужели человек разучился наблюдать и рисовать? Конечно же, нет. Дело тут совсем в другом. Петроглиф - означает “изображение на камне”. Эти изображения не нарисованы, они выбиты в камне с помощью каменного же орудия. Это длительный и довольно тяжелый труд. Зачем человек потратил столько времени и сил? Ведь время ему было дорого: выследить и взять зверя для охотника, вооруженного копьем или стрелами с каменным наконечником, не быстро и не просто.

Обучающиеся:

- высказывают свои версии.

Педагог:

- Молодцы. Я слышу мнения настоящих охотников. Но охотников современных. Давайте вспомним, что мы отправились в самую глубину веков. Человек тогда не знал того, что знаем мы. Мир для него был суров и враждебен, наполнен загадочными силами и злыми духами, готовыми в любой момент испортить охоту, вспугнуть зверя или подвергнуть опасности жизнь охотника. Что было делать человеку? Как бороться со злыми силами? И тогда человек обращался к магии - обрядам и заклинаниям. Он верил: если с помощью пения и танца призвать добрых духов, а потом поразить оружием изображение зверя – охота обязательно будет удачной. Но ведь зверя сначала следовало изобразить – выбить или нарисовать на камне. Не зря петроглифы Онежского озера изображают в основном лосей, оленей и промысловых птиц – гусей, лебедей и уток. Животных, на которых охотились в древние времена на севере нашей страны. В Скандинавии на камнях найдены изображения белого медведя. На что охотились, то и изображали. Так поступали и те, кто создал рисунки в пещере Альтамира.

Однако перед древним охотником порой возникала еще одна трудная задача. Проходя большие расстояния в поисках дичи, часто можно было столкнуться с охотниками другого, иногда – враждебного племени. Как же быть? Как объясниться с теми, кто говорит совсем не так, как ты? Кто не знает слов твоего языка, но угрожает тебе оружием? Как справедливо разделить и обозначить охотничьи угодья, чтобы это не кончилось войной племен? Казалось бы – неразрешимая задача. Но не для того, кто способен создавать изображения. Похоже, однажды так и произошло: люди догадались, что можно объясниться с помощью изображений – рисунков, которые в отличие от звуков, для всех племен означали одно и то же. Ведь изображение оленя не спутаешь с изображением рыбы, а изображение копья или стрелы – символ войны, - с изображением раскрытой ладони, обозначающей мир. Таким образом, однажды рисунок превратился в символ, знак. Несколько знаков составили фразу, предложение, способное говорить без звука. Так возникла знаковая письменность – способ передачи информации. Самыми древними являются шумерская и древнеегипетская знаковая письменность (Приложение1, слайды 8-9).

Взгляните на эти изображения (Приложение1, слайды 10-11). Они очень разные у разных народов – египтян и ацтеков, - но основа у них одна – это рисунок. Он помогает нам и сейчас: ведь прежде чем прочесть любую букву, слово или фразу, ее сначала нужно изобразить. Просто подробное, очень похожее на предмет изображение со временем упростилось настолько, что превратилось в знак, обозначающий звук, а не целое понятие (Приложение1, слайд 12). Это наша современная азбука, алфавит, с помощью которой мы можем записать любое понятие, любую мысль и точно передать ее другим людям (Приложение1, слайд 13). Вот какое огромное значение имеет рисунок. Не будь его – не было бы и письменности.

Дидактическая игра:

Педагог:

- А теперь, раз уж мы с вами оказались далеко в прошлом, нам просто придется отправиться на охоту. Давайте разделимся на два племени: одни будут племенем рыболовов, живущих на берегу реки, а другие – племенем охотников. Я же сегодня побуду мудрым шаманом – главным колдуном “Племени Реки”, заклинателем духов.

“Племя Реки” сейчас отправится в свое стойбище (на площадку у доски) и займется повседневными делами: “женщины” будут разделывать рыбу и готовить пищу; “мужчины” - изготовлять рыболовные снасти и оружие и заниматься ловлей рыбы.

“Племя Леса” в другой части класса соберется на охоту и отправится в путь; найдет следы оленя (лося) и, преследуя его, окажется на “берегу реки”. Начнется ли дальше вооруженное столкновение – зависит от вас, люди “Племени Леса”. Вы, с помощью шамана, должны будете объяснить людям “Племени Реки”, что пришли с мирными намерениями и рассказать в рисунке свою историю преследования оленя, кто вы и откуда пришли. “Племя Реки” в свою очередь должно будет с помощью рисунка рассказать о себе и указать пришельцам дорогу к ближайшему броду через полноводную реку.

Обучающиеся выполняют под руководством педагога театрализованные действия, разыгрывая описанные сценки. В “стойбище” “Племени Реки” “шаман” предлагает участникам игры бумагу, оформленную “под бересту” и материалы для рисования – уголь, сангину, пастель, - а также дает дополнительные пояснения.

Педагог:

- Охотники и рыболовы, вспомните, пожалуйста, как выглядели рисунки, которые вы видели сегодня. Они выполнены с помощью простейших средств графики: линии разной толщины, пятен самой разной формы и силуэта – изображения, передающего только общую форму, без деталей (демонстрация приемов рисования с помощью метода геометрических построений мягкими графическими материалами). Попробуйте воспользоваться этими приемами. Посоветуйтесь между собой: что именно вы хотите сказать людям Реки, а также кто и какой символ будет изображать. То же самое должны сделать и вы, “Племя Реки”.

Ребята советуются, под наблюдением педагога распределяют работу и выполняют ее.

Педагог:

- Что ж, я вижу, что рисунки закончены. Племена, обменяйтесь, пожалуйста, вашими посланиями и попытайтесь “прочесть” и истолковать их. Когда расшифровка будет закончена, “вожди” племен “прочтут” послания так, как вы их поняли.

Ребята читают знаковое письмо и рассказывают об их содержании.

Педагог:

- “Племя Леса”, верно ли люди Реки истолковали ваш рисунок?

Обучающиеся высказывают свое мнение.

- “Племя Реки”, верно ли люди Леса истолковали ваш рисунок?

Обучающиеся высказывают свое мнение.

- А теперь давайте еще раз посмотрим слайды и вспомним, какие из этих изображений где находятся и как давно они созданы. (Ответы детей по наводящим вопросам). Может быть, кто-то помнит, какие материалы использовали древние люди для создания изображений на камне? Подскажите мне, пожалуйста. (Ответы детей). А какими средствами изображения пользовались вы сами, когда пытались объясниться с помощью рисунка? Изображая контур, вы проводили … (линию). Закрашивая изображение полностью, вы получали… (пятно). Это и есть средства изображения в рисунке. А какими материалами вы пользовались для рисования? (Ответы детей). Молодцы ребята, вы сегодня были очень внимательны и наблюдательны, как настоящие древние охотники!

Что ж, люди Леса и люди Реки, сегодня вы сумели понять друг друга и избежать битвы с помощью вашего умения создавать изображения-символы. Докажите теперь ваши добрые намерения на деле: за общим столом разделите угощение. Так поступали люди с древних времен, ибо верили, что разделившие хлеб становятся родичами и больше не могут оставаться врагами. Люди Реки, приглашайте гостей к столу.

Заключительная часть

Небольшое чаепитие с обсуждением результатов игры.