Урок окружающего мира в 3-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Лесная зона"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока.
Обобщить и систематизировать знания о степной зоне.
Уточнить и расширить представления учащихся о лесе.
Формировать умение работать с картой природных зон.
Воспитывать любознательность, речь, память, бережное отношение к природе.

Ход урока.

Ученики на уроке работают в группах.

1. Организационный момент.
Дежурные синоптики
Итак, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

Декабрь
И вот декабрь, он белой стужей дышит,
И дома запирается медведь.
И на дверях мохнатой лапой пишет:
«Я в зимней спячке. Просьба не шуметь».
Теперь уместен снег, и даже очень.
Кружат снежинки, бабочкам под стать.
Всё кутаются. Заяц озабочен:
«Теперь бы лыжи хорошо достать!»

Сводка о погоде

2. Обобщение изученного.
- С давних пор на Руси устраивали ярмарки – большой торг с увеселениями, развлечениями. И происходило это регулярно. Что самое главное – в одном  и том же месте и в одно и тоже время. Традиция проводить красочные богатые ярмарки сохранилась и до наших времён. Сегодня у нас «Интеллектуальная ярмарка». У вас «приглашение» на ярмарку по городам – тест по теме, которую вы должны определить, разгадав ключевое слово кроссворда («Степь»).
На разных континентах  эта природная зона  имеет разные названия:
3. в Северной Америке – прерии;
4. в Южной Америке – пампасы;
5. в тропиках – льянос;
1. Аналогом южноамериканских льянос в Африке и в Австралии является саванна;
2. В Новой Зеландии эта зона называется туссоки.

Ключевое слово кроссворда «Степь».
Заполните тест, выбирая верное утверждение.
1. Степь это…
- это небольшая равнина, покрытая лесом;
- бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

2. Климат в степи:
- жаркий и влажный;
- жаркий и сухой.

3. Зона степей расположена:
- в тропическом поясе;
- умеренном поясе.

4. Почвы в степи:
- глинозём;
- чернозём.

5. Растения в степи бывают:
- раннецветущие;
- многолетние;
- засухоустойчивые.

6. Выбери только животных степей:
- медведь;
- сайгак;
- дрофа.

- Предлагаю принять участие в ярмарочной блиц - викторине «Степь». Вы должны дать два ответа на один и тот же вопрос.
- Какие почвы в зоне степей? (Плодородные, чернозём)
- Какие антилопы живут в степи? (Сайгаки, джейраны)
- Ветер в степи (буран, суховей)
- Крупные города степной зоны? (Волгоград, Ростов – на – Дону)
- Чьё это лакомство – кузнечики, жуки? (жаворонки, дрофы)
- Кто зимой впадает в спячку? (сурок, хомяк)
- В настоящее время на ярмарке представляют самое лучшее. А что мы можем показать? (Наши знания)
- Проводим «Конкурс для любознательных».
- Сообщите по группам о неожиданных фактах из жизни животных степей и саванн.

1. Самый крепкий сон у суслика. Во время зимней спячки его можно вынуть из норки, катать, словно шар, тормошить, как угодно – он не проснётся.
Жёлтый суслик спит девять месяцев в году.
2. Самое маленькое сердце из всех хищников имеет лев.
3. Самый лучший бегун среди птиц – бегунок, мчится быстрее зайца.
4. Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. Начинаются осенние холода, сурки забираются в  норы  и засыпают до весны.
5. Волк – не такой уж и хищник, каким его принято считать. Во всяком случае, он вполне может обходиться лягушками, насекомыми. Даже ягодами и дарами полей и огородов.

3.Введение в тему. Постановка целей урока.
- Почему степь называют «житницей»? (Самые плодородные почвы, земледелие.)
- Отметьте зону степей на карте природных зон России.
- Каким цветом отметите? (жёлтым)

- Как вы думаете, какую зону называют «лёгкими планеты», «фабрикой кислорода»? (Растения выделяют кислород, а также вещества, убивающие микробов.)
Прочитайте тему нашего урока. Что надо изучить о зоне лесов?
Подготовка плана по городам.

  1. Географическое положение
  2. Климат
  3. Почвы
  4. Растения
  5. Виды лесов
  6. Сезонные изменения в лесу
  7. Животные

Физкультминутка

Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх – хлопки над головой, руки вниз – хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…

4. Изучение нового материала.
1. Работа с картой.
- Рассмотрите по карте природных зон, где находится  в нашей стране зона лесов?
(Широким кольцом опоясывает с запада на восток, к северу от степной зоны; самая большая природная зона.)
- Каким цветом обозначена на карте? (От тёмно-зелёного до светло-зелёного.)
- Как вы думаете, почему используются разные оттенки. А не один цвет, как в раскраске зоны степей? (Можно найти ответ по учебнику)
- Что можно рассказать о климате по карте? (Лежит в умеренном поясе, значит, выражает 4 сезона.)
Климат умеренно-континентальный. Зима четыре-пять месяцев, лето умеренно-тёплое и влажное – три, три с половиной месяца, много осадков.
1. Работа по учебнику
- Сравните рисунки разных типов леса. Какие из предложенных названий подходят к ним: лиственный, смешанный, дубрава, березняк, тайга?

5. Итог
- Вы говорите: «Смешанный лес, тайга, лиственный …» А что такое вообще лес?
- Послушайте историю, которая произошла однажды с одним знакомым художником. Постарайтесь запомнить, что такое лес и с помощью ваших приложений составить макет «Лесной зоны» нашего края. Представители одной группы выполняют работу на компьютере.

Что такое лес.
Жил – был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? – Лес – это ведь деревья». Взял он кисти краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошие получились у него деревья. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородкой – старичка –лесовичка. Потому что в каждом лесу должен быть лесовичок.
Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.
- Что случилось? Почему лес засох?
- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья. – Это говорит старичок-лесовичок. – Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидишь. Разве может быть лес из одних деревьев? А кусты, трава, цветы?
Правильно. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, красивые кустарники, и на земле – среди зелёной травы – множество ярких цветов. «Вот теперь хорошо, - сказал художник, - вот теперь получился настоящий лес».
Но прошло немного времени, и деревья стали чахнуть.
- А это, потому, что ты забыл нарисовать грибы.
- Да, позабыл. Но разве обязательно в лесу должны быть грибы? Я много раз был в лесу, а грибы находил не часто.
- Это ничего не значит, грибы должны быть обязательно.
Художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
- А потому лес гибнет, что нет в нём насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и жуки.
- Ну, теперь всё в порядке, - сказал художник и опять уехал. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра из трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелёными, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошёл к картине… и вдруг отшатнулся. Всё на ней – и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины и был грустный – прегрустный.
- Это ты виноват, - закричал художник, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
- Конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
- Что же делать? Неужели я не нарисую никогда настоящий лес?
- Никогда, если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветках деревьев появились весёлые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался закончить, лесовичок проговорил:
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…
- Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь здесь всё есть.
- Не всё. Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.
- Нет!
- Нарисуй! – твёрдо сказал лесовичок, если хочешь, чтоб лес твой жил.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку и ещё разных зверей и зверушек.
- Вот теперь это настоящий лес, - послышался голос лесовичка, - теперь он будет жить. Потому что здесь всё есть: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес.
- Сделайте же вывод: что же такое настоящий лес?
Просмотр макетов «Лес».

  6. Домашнее задание.   

 Конкурс для любознательных «Лесная зона»

  1. Какие растения лучше улавливают пыль?
  2. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?
  3. Какую ягоду называют северным гранатом?
  4. Как называется гнездо белки?
  5. Какой зверь самый чистоплотный?
  6. Каковы причины лесных пожаров?
  7. Какого лесного зверя называют великаном?
  8. Какие грибы не любят, чтобы к ним прикасались?
  9. Какая птица бегает по стволу сверху вниз?
  10. Какая птица бегает по стволу снизу вверх?