Занятие-рассуждение "Долго ли до беды?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Предотвратить реальное знакомство ребёнка с наркогенными веществами.
  • Сформировать отрицательные  позиции, личностный иммунитет к соблазну.
  • Обратить внимание детей на то, что алкоголь, курение, наркотики в отличие от продуктов питания не укрепляют, а разрушают организм и поэтому знакомиться с ними не стоит.
  • Довести до понятия насколько совершенен и уникален человеческий организм и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.
  • Воспитывать культуру здоровья.

Ход занятия

(Неожиданно падает с полки книга, звучит музыка. Появляется маленький человечек – Гном.)

Дети: Ой! Вы-вы-вы кто?

Гном: Я – гном Здоровячок!

Дети: А гномов не бывает! И чудес не бывает!

Гном: А знаете ли вы о самом главном чуде на Земле?

Дети: Это человек.

Гном: Подумайте, как много умеет делать каждый из нас?

Дети: Бегать и прыгать, танцевать, смеяться, петь, придумывать смешные небылицы и рисовать картинки.

Воспитатель: Мы можем радоваться и огорчаться, чувствовать запах цветов, тепло солнечных лучей.

Гном: У каждого из нас есть две руки, две ноги, голова, спина, живот. Всё это?

Дети: Части тела.

Гном: Внутри нашего тела трудится дружная семейка органов. Какие органы вы знаете?

Дети: Сердце, лёгкие, желудок, почки, печень.

Воспитатель: При помощи лёгких мы?

Дети: Дышим.

рис.1

Воспитатель: Благодаря сердцу?

Дети: Кровь движется по сосудам.

рис.2

Воспитатель: Желудок?

Дети: Переваривает пищу. Извлекает из пищи всё нужное и полезное.

рис.3

Воспитатель: А печень и почки?

Дети: Очищают наш организм от вредных веществ.

Гном: Вас можно назвать волшебным-преволшебным, чудесным- пречудесным творением. Предлагаю поиграть в игру «Как мы устроены». Послушайте правила. Вы все встаёте в круг, а я буду называть различные части тела, которые вы должны будете показать на себе. Тот, кто ошибётся, выходит из круга. (В ходе игры Гном намеренно делает несколько ошибок, называет руку, а указывает на ногу). Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется три-четыре человека. Они награждаются кружочками-улыбками.

Воспитатель: Каждый из нас от рождения получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка помогает выполнять самые заветные желания.

Гном: А какого человека можно назвать здоровым?

Дети: У которого ничего не болит. Он часто улыбается, ему по плечу любая работа, он счастлив сам и может сделать счастливыми своих друзей.

Гном: Как можно узнать здорового человека?

Дети: У него стройная фигура, белозубая улыбка. Блестящие глаза, лёгкая походка.

Гном: Как хорошо быть здоровым!

Дети: Гномик, а мы сможем стать такими?

Гном: Конечно, хотя это не так просто. Я познакомлю вас с секретами здоровья и научу совершать чудеса. А вы должны быть прилежными учениками. Согласны?

Дети: Согласны, согласны.

Гном: Тогда я расскажу вам ещё и о том, как можно вовремя распознать беду. К каждому из нас может прийти незваная и нежеланная гостья – Болезнь и вы попадёте в страну Нездоровья, где живут злые колдуны – Алкоголь, Никотин, Наркотики. Есть у них помощники – Болезнь, Старость, Дряхлость. Болезнь возникает из-за того, что какой-то из органов перестаёт справляться со своими задачами, мы начинаем себя плохо чувствовать.

Воспитатель: А поможет нам это понять игра «Дружная семейка». Вставай Гном с нами в круг, возьмём друг друга за руки. По команде начинаем приседать и вставать в определённом ритме (его задаёт взрослый), изображая работу организма. (Через некоторое время взрослый намеренно нарушает ритм движений, начинает приседать медленнее или быстрее остальных. При этом возникает сбой и в цепочке участников).

Воспитатель: Такие изменения происходят в организме больного человека. Даже если один из органов перестаёт справляться со своими задачами, это сразу же сказывается на работе всего организма. В каком случае вам легче было приседать? Трудно приходится организму, если работа какого-то из органов нарушена. В организме нет «важных» и «не важных» частей, все органы взаимосвязаны и нуждаются в заботе. Вспомните где и когда вы встречались с Чёрными Братьями? С давних пор злые чародеи пытаются покорить людей, сделав их своими рабами.

Гном: Сделать это нелегко. Ведь у здоровья сильная армия, да и люди просто так, без боя, не сдаются. А вдруг Чёрным  Братьям удастся обмануть вас, вы ведь такие доверчивые.

Дети: Не обманут.

Воспитатель: А умеете ли вы сказать «нет»? Наверное, многие из вас попадут в такое положение, когда кто-то будет уговаривать вас попробовать. Предлагаю игру-инсценировку «Сделай правильный выбор».

Есть желающие разыграть со мной  сценку? Хорошо, иди сюда.

Представь, что я мальчик постарше тебя. Мы встретились с тобой во дворе (у воспитателя в руке бутылка из-под пива, у ребёнка в руках игрушка). Такая ситуация. Я, предлагаю тебе попробовать пиво.

Ребёнок: Это алкогольный напиток. Не буду пить.

Воспитатель: Уверяю тебя, что небольшой глоток тебе не повредит.

Ребёнок: Безвредных алкогольных напитков не бывает.

Воспитатель: Пиво – такой же напиток, как «Фанта» и изредка его пить можно.

Ребёнок: Даже маленький глоток, сделанный ребёнком, повредит организму.

Гном: Ух! А я  за тебя стал уже волноваться. Я зачисляю тебя в школу маленьких волшебников.

Воспитатель: Вспомните ребята опыт – фасоль в одной тарелке мы поливали в течение недели водой, а в другой – смесью воды и спирта. Что вы увидели?

Как вы думаете, как влияет «дружба с Алкоголем» на рост человека?

Дети: Замедляет рост.

Гном: А ещё, ребята, алкоголь влияет на стенки желудка, как ожог. Удар принимают печень и почки, за счёт разрушения клеток. Мощный удар наносится на нервную систему, вызывает страх. Не притрагивайтесь к алкогольным напиткам! Ваш организм ещё растёт и крепнет.

Сейчас смотрим  инсценировку – игру «Тревога!» (кукольный театр) и думаем варианты ответа.

Воспитатель: Мама Зайчиха отправила своего сына Зайчонка в магазин за покупками. Он уже выходил с наполненной сумкой из магазина, как столкнулся с лисой. Лиса была очень красива.

Лиса: Ой, какой замечательный Зайчонок! Такой маленький  и такой самостоятельный. Ты маме помогаешь?

Зайчонок: Да, тётя Лиса.

Лиса: Ну, какой молодец! А хочешь,  я угощу тебя чем-то очень вкусным, ты такого ни разу не пробовал! Только доя этого нужно пойти со мной в мою норку.

Зайчонок: Нет, спасибо, тётя Лиса, но мама не разрешает мне ходить к чужим.

Лиса: А я совсем не чужая! Ты обязательно должен попробовать моё угощение, не отказывайся, а то ты меня обидишь! Ой, оно у меня есть и в сумке (достаёт сигарету).  Ну, доставь мне такую радость! Закури дружочек!

рис.4

Воспитатель: Как бы вы поступили на месте Зайчонка? (ответы детей)

Гном, а ты что добавишь?

Гном: В сигарете содержится более 400 газов, они вредны для организма. Курильщики большой вред приносят окружающим, дым от сигарет вызывает кашель, нарушает работу печени и почек, сердца.

Воспитатель: Слышали, что такое аллергия? Табачный дым – сильный аллерген. Как вы себе представляете лёгкие курильщика?

Дети: Наверное, чёрного цвета.

Воспитатель: Почему они чёрного цвета? Давайте проведём опыт. Представьте что прозрачная пластиковая бутылка – это лёгкие. Поместим в бутылку ватные тампоны. Предположим, что это клетки лёгких. Сжав бутылку, выдавим из неё воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. Зажмём её, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор «выкурил» сигарету. Что вы наблюдаете?

Дети: Ватные тампоны стали коричневого цвета.

рис.5
рис.6

Воспитатель: На стенках бутылки появился коричневый налёт, ощущается не приятный запах. Такие изменения произошли только после одной выкуренной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие бывают лёгкие у курильщика. (Гном показывает плакат «чёрные лёгкие»).

Воспитатель: Почему люди начинают курить? По глупости, не зная, в чём именно состоит вред курения.

Большой вред приносят и наркотики. Почему люди начинают принимать  наркотики? По глупости.

Внешность для вас приобретает особое значение. Всем хочется выглядеть красивыми, привлекательными.

Наркотики, алкоголь, курение разрушительно воздействуют на клетки кожи, меняется цвет кожи, образуются морщины.

Гном: Значит, использование одурманивающих веществ отнимает у человека не только здоровье, но и красоту.

Воспитатель: Проведём опыт «Главные врачи кожи». Надуем два воздушных шарика, на них нарисованы смешные рожицы. Затем один шарик медленно сдуем. Вот то же самое происходит с кожей человека принимающего наркотики, курящего, пьющего.

Сможет ли такой человек победить на конкурсе красоты и здоровья?

Дети: Нет, конечно.

Воспитатель: Если бы человек жил правильно, то он мог бы прожить до 120 лет.

Давайте обобщим, как влияют одурманивающие вещества на организм человека.

Дети: Замедляют рост, боли в желудке, разрушаются почки, печень, лёгкие, нервная система, старят кожу, вызывают аллергию.

Воспитатель: Гномик Здоровячок, ты что-то хочешь добавить?

Гном: Желтеют зубы, запах изо рта, голос становится хриплым, пальцы рук и ног желтеют, влияет на слух т зрение. Это лишняя трата денег, которые можно было бы использовать для того, чтобы купить подарок близким.

рис.7
рис.8

Воспитатель: Если мы решили никогда не знакомиться с Чёрными Братьями, они не сумеют нас одолеть. И нам придут на помощь жители страны Здоровья.

Гном: У нас есть друзья, которые дарят нам здоровье и красоту, помогают стать сильными и не поддаваться власти Чёрных братьев. Вы с этими друзьями давно знакомы. О каких друзьях идёт речь?

Дети: Три волшебника – солнце, воздух, вода.

Воспитатель: Каждое утро надо начинать с физических упражнений, на весь день запасёшься бодростью.

Дружите с водой – закаляйтесь.

Дружите с воздухом – гуляйте, проветривайте комнату.

Дружите с солнцем – солнечный  свет называют волшебником здоровья, нам он дарит здоровье и красоту, делает кожу чистой и гладкой.

В следующий раз вы обязательно расскажите нам, сумели ли они  стать для вас близкими друзьями. Я думаю, что вы сейчас легко сможете распознать опасность – ведь вы уже много знаете о Чёрных Братьях! Тот, кто знакомится с ними, отнимает у себя не только здоровье, но и счастье. Сможет ли он стать выдающимся учёным?

Игра «Кем не сможет стать раб Чёрных Братьев»?

Встаём в круг, гном будет называть профессию и кидать мяч любому игроку. Кто поймает должен объяснить, почему поклонники дурмана не смогут достичь успеха в этой профессии?

Дети: Раб Чёрных Братьев не добьётся успехов в спорте, так как лёгкие должны быть чистыми.

Не сможет быть певцом – не сохранит свой голос чистым.

Не может быть артистом, не пригласят сниматься в фильме, потому что дряблая кожа и больной взгляд.

Поклонники дурмана не смогут стать хорошими инженерами, учителями, врачами и лётчиками, художниками и писателями.

рис.9

Воспитатель: Про них никто не скажет, что они мастера своего дела или что у них золотые руки. Они не смогут быть верными, надёжными друзьями. Вспоминайте об этом  чаще.

Гном: Курить да пить – Здоровью вредить! Волшебный экзамен продолжался долго. Но вы легко справились с заданием.

Ну что же, пришла пора прощаться, вы теперь сами стали волшебниками страны Здоровья. Мне нужно учить других ребят законам здоровой жизни. Но мы не расстаёмся насовсем. Если вам станет трудно и понадобится моя помощь, подойдите к окну, взмахните волшебной полочкой и скажите «Крибле – крабле – бумс!» Я обязательно прилечу к вам в гости.

И ещё, хочу вам дать домашнее задание. Попытайтесь убедить папу, друга бросить курить.

А теперь, до свидания!