От конкурентоспособности учителя до конкурентоспособности ученика

Разделы: Иностранные языки


План выступления.

  1. О себе и своей работе.
  2. Что такое конкурентноспособность и функции учителя в школе.
  3. ИКТ-компетентность педагогов.
  4. ЕГЭ и Олимпиады — показатель конкурентноспособности учащихся.
  5. Заключение.

 Я, Чупина Людмила Александровна, работаю учителем английского языка в школе более 35 лет. В данное время работаю в лицее № 329 Невского района г.Санкт-Петербурга с 1 сентября 2001 г. Председатель МО учителей английского языка с 2003 г., эксперт-экзаменатор устной части ЕГЭ по английскому языку. Имею отраслевую награду “Почетный работник общего образования Российской Федерации”, награждена премией правительства г. Санкт-Петербурга как педагог-наставник, подготовивший призера Всероссийской олимпиады в 2008-2009 гг. Имею ряд печатных работ в газете “Первое сентября” и журнале “Английский язык в школе”, где напечатаны мои разработки уроков и статьи, член клуба газеты “Первое сентября”. Педагог-методист для студентов РГПУ им. Герцена. Все это можно увидеть в моей презентации на слайдах.

Тема моего выступления “От конкурентоспособности учителя до конкурентоспособности ученика”. Мне бы хотелось поговорить сегодня не только о конкурентоспособности, но и о компетентности как учителя так и ученика. Эти два понятия, по моему твердому убеждению, взаимосвязаны.

Сегодня в России остро стоит задача социально-экономической модернизации. Именно поэтому актуально обсуждение проблемы конкурентоспособности, которая играет немаловажную роль на рынке труда. Для педагога конкурентоспособность — это его способность принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Педагог, незнакомый с современными научными достижениями, не может рассчитывать на успех в практической работе, а следовательно, его конкурентоспособность невелика. С наступлением “эры информатизации” возникает вопрос об уровне конкурентоспособности учителей и необходимости формирования их ИКТ-компетентности. Вот почему три года назад я стала осваивать компьютер. Сначала мне помогали учителя информатики, Адреева О.А. и Виноградов Н.Н. Они всегда находили время и ,самое главное, проявляли терпение при объяснении мне различных функций компьютера.

Также очень полезными оказались учебные пособия “ How to teach... Enlish with technology”, самоучитель “Windows 95” Васильева, как работать с программой Vista. Это сделало мою работу насыщенней, интересней и разнообразней. Как я использую компьютер на уроках - расскажу далее.

По мнению многих исследователей деятельность педагога складывается из нескольких теснопереплетающихся функций, обеспечивающих эффект образования и воспитания. Поговорим же об этих функциях. Я коснусь только наиболее важных на мой взгляд, это:

1. Информационные функции - вооружение учащихся знаниями. Необходим правильный выбор УМК, различных дополнительных источников, использование интернетресурсов, которые являются большим подспорьем на уроке. Например - во время составления различных вариантов тестов я использую компьютер, где у меня закачены различные файлы. Если ученик справился с данным ему заданием намного быстрее чем другие учащиеся, он делает другой тест, размещенный на рабочем столе компьютера и оставляет свои ответы, которые я могу проверить позже. При написании сочинения, письма или эссе ученики могут пользоваться электронными словарями, википедией, эл.переводчиком и обычными словарями на уроке. (Показ слайдов).

2. Развивающая функция - целенаправленное управление умственной деятельностью учащихся в процессе обучения.На уроках, особенно на дополнительных платных мы смотрим с учащимися видеоролики, демонтсрирующие значение фразеологий, слушаем новости на ВВС, смотрим страноведческие фильмы серии ВВС для расширения кругозора учащихся, фильмы серии “Follow me” для отработки грамматических струкрур. У меня собрана большая коллекция журналов 'Speak out' & 'Cool English', книг на анг-м языке, много грамматических сборников как зарубежных так и отечественных изданий. Они являются большим подспорьем при прохождении нового грамматического материала, при его закреплении и тренировке.

3. Мобилизационная функция - она направлена на практическое применение знаний, полученных учениками. Компетентность учащихся предполагает умение использовать свои знания в конкретной ситуации.

На уроках и дома мы делаем проекты, презентации, доклады, перессказы различных текстов с выражением своей точки зрения по содержанию; дисскусируем, играем. (Показ слайдов - защита презентаций, игры во время недели анг-го языка)

Что как ни проекты помогают ученикам овладевать ключевыми компетенциями. Ведь при подготовке любого проекта ребенку необходимо научиться принимать решение, ставить цель и определять направление своих действий, поступков, а это ценностно-смысловая компетенция; работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека - общекультурная компетенция; самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей - учебно-познавательная компетенция.

Кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии - это информационная компетенция; учится представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы - коммуникативная компетенция; выполняя работу над собственным проектом, ребенок учится быть личностью, осознавая значимость и необходимость труда, который он выполняет - социально-трудовая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования.

Развитие всех этих компетенций у учащихся, позволяет им быть конкурентоспособными в современном мире.

4. Коммуникативная функция - установление правильных взаимоотношений с отдельными учениками, группой учеников; с их родителями, коллегами, администрацией, с иностранными коллегами. Для выполнения этой функции использую социальные сети в интернете: в контакте, где я размещаю видео и фото репортажи с моих уроков для просмотра моими учениками, их друзьями и родителями. Они могут оставить свои комментарии, поделится впечатлениями и оценить свое выступление, выступление других учеников с точки зрения манеры держаться во время выступления, грамотности речи и логики выступления. Через скайп и электронную почту ученики могут выслать мне свое домашнее задание. Это легче чем носить стопки тетрадей домой. Проверив письменные работы - письма, эссе, сочинения - я высылаю им оценки и свои комментарии. Даю возможность найти ошибки, исправить их и отправить повторно. Это трудоемкая работа, но дает свои плоды: развивает письменную грамотность учащихся, умение использовать нужную структуру при выполнении той или иной письменной работы, что необходимо при написании части С на ЕГЭ.

Широко использую портал Невского района “2берега” для общения с родителями, коллегами с разных уголков страны, где можно найти много интересных разработок, видео и фотоматериала, прокомментировать его, обсудить различные материалы в блогах. В сообществе нашей школы много родителей и учащихся, они обращаюся ко мне с разными вопросами. На моей страничке размещено много тестов различного уровня, ученики используют их при подготовке к тестам, срезовым работам, экзаменам и олимпиадам. Коллеги могут ознакомиться с разработками моих уроков и внеклассных мероприятий, отчетами о работе МО за триместры и год, с планом работы МО на год, структурой портфолио, видеоматериалами с моих уроков и уроков коллег, фоторепортажами с различных внеклассных мероприятий, посмотреть мои закладки.

Что касается общения с иностранными коллегами, то это безусловно семинары, проводимые в течение года и на каникулах различными книжными издательствами города, где обязательно выступают и деляться своим опытом иностранные коллеги, имеющие опыт работы в разных странах Европы и Азии. Мне нравиться посещать эти семинары, где узнаю много нужного, полезного, слушая выступления наших и зарубежных коллег.

За 2009-2010 учебный год я была на четырех семинарах с участием Роб Дина (тема семинара 'A new you- for a new school'), 21 июня была на семинаре, организованном издательством просвещение и Express Publishing, где выступал Крейг Хаксли с темой “ Повышение самостоятельности у учащихся подросткового возраста на уроках английского языка”. Зимой на семинаре в книжном доме Ларионова Ирина Владимировна ознакомила нас с новыми стандартами в образовании, со стандартами второго поколения. Весной я посетила экономический семинар, где выступала Тоня Трэпп с докладом 'Shakespeare in business'. Для меня этот доклад был очень полезным так как наш лицей экономический. Во время поездки в Англию у меня был большой опыт общения с носителями языка, учениками.

Все вышеперечисленные виды работ, проводимые мной на уроках и вне, помогают моим ученикам быть конкурентноспособными после окончания школы, показывать высокие результаты на ЕГЭ, при поступлении в ВУЗы города и на олимпиадах различного уровня.

Подробней хочу остановиться на ЕГЭ и олимпиадах. Олимпиады сами по себе имеют большое значение: они мотивируют школьников в получении знаний и помогают отобрать талантливых ребят на ранней стадии. Среди победителей олимпиад очень незначительна доля тех, кто в дальнейшем оказывается неспособен подтвердить свой высокий результат. Мой ученик, Алешин Дмитрий, призер и победитель Всероссийской Олимпиады 2008-2009 и 2009-2010 учебных годах, на ЕГЭ набрал 92 балла, а его сестра в 2006-2007 уч. году 99 баллов, она тоже прошла все туры Всероссийской олимпиады, но уже в 11 классе. (Показ слайдов)

Наши ученики участвуют во всевозможных олимпиадах: это и интернет-олимпиады; олимпиады, проводимые различными книжными издательствами; Аничковым дворцом совместно с АППО и СпбГУ; международная игра Британский Бульдог с 2007-2008 уч. года; олимпиада 'Mathman'; пробные ЕГЭ на сайте изд-ва Мак Миллан.

Мне нравиться, что олимпиады стали носить массовый характер, а не по два человека от параллели. Например, последняя олимпиады, проводимая Книжным домом под названием 'Test for the best', дала возможность участвовать всем желающим. От нашей школы участвовали учащиеся с 6-11 классы - 145 человек. Во второй тур прошли 131 человек, в третий 18 человек. Из общего числа участников моих ребят было 70 человек. Во второй тур прошло 62 человека, а в третий 10 человек.

Победители, призеры олимпиад различного уровня среди моих учеников это:

Алешин Дмитрий - 2007-2008 уч. год - победитель регионального тура Всероссийской олимпиады, диплом третьей степени.

Победитель городской олимпиады 'Mathman' 2007-2008 гг.

Первое место в районе в международной игре Британский Бульдог 2008-2009, 2009-2010 уч. год.

Призер Всероссийской олимпиады 2008-2009 гг.

Лауреат премии по поддержке талантливой молодежи декабрь 2009 г.

Победитель Всероссийской олимпиады 2009-2010 уч.год.

Львова Ксения - победительница регионального этапа Всероссийской олимпиада и призер всероссийской олимпиады, обладательница диплома второй степени 2006-2007 гг.

Егорова Наташа - первое место в городской олимпиаде в Первой лиге 'Mathman' 2007-2008 гг.

Бычкова Алина - второе место в районном туре Всероссийской олимпиады 2008-2009 уч.год.

Таликова Алина - 3 место в районном туре Всероссийской олимпиады (показ слайдов с этими учениками).

А теперь немного о результатах ЕГЭ за последние три года. (Показ слайда)

2006-2007 уч. год.

Сдавали 7 человек - средний балл 87,5 балла. Максимальный балл - 99.

2008-2009 уч. год

Сдавали 16 человек, средний балл 77,8. Максимальный балл 95.

2009-2010 уч. год

Сдавали 27 человек, из них 16 моих учеников. Средний балл 67,25. Максимальный балл 92.

В заключении хочу сказать, что мы всегда должны помнить, что главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем, не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Если учитель сам будет конкурентоспособным, ставить перед собой новые задачи, заниматься самообразованием, быть способным выбрать нужную ему информацию из всего информационного потока и уметь ее применить в своей деятельности, то и его ученики будут конкурентоспособными и востребованными на современном рынке труда.