Интегрированный урок "Арифметическая и геометрическая прогрессия в 9-м классе"

Разделы: Математика, Информатика


Урок останется основной формой  учебно-воспитательного процесса в школе. Его сущность  заключается в организации познавательной деятельности школьников, в процессе которой решаются задачи образования, развития и воспитания личности.

Для повышения эффективности урока приходится искать  способы поддержания интереса, повышения активности учащихся на уроке, использовать такие методы работы, которые активизируют мышление учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний.

Мы предлагаем урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», рассчитанный на 2 часа.

В ходе урока применяются различные формы и методы развития творческой деятельности учащихся: использование исторических сведений, дидактических игр, творческих заданий, которые реализуются с помощью  информационных технологий.

Таким образом, предлагаемый урок, можно рассматривать как интегрированный. В нем объединяются и взаимоувязываются  дидактические и методические приемы и средства различных дисциплин: математики, информатики,   истории и экономики.

Задачи на определение параметров арифметической и геометрической прогрессий имеют ярко выраженный прикладной характер. Многие процессы в области физики, химии, а также экономики могут быть отображены  с помощью прогрессий. Например: сумма членов геометрической прогрессии используется для определения будущей стоимости банковского вклада с регулярными пополнениями; в физике процессы свободного падения тел  описываются с помощью механизма арифметической прогрессии. Поэтому очень важно овладеть правилами и технологиями параметров прогрессии.

Цели урока:

  • Образовательные: актуализация прежних знаний, умений и навыков, связанных с темой урока.
  • Воспитательные: воспитание познавательной активности и развитие творческих способностей учащихся, их интереса к предмету, формирование культуры общения и культуры использования технических средств на уроке.
  • Развивающие:  развитие логического и продуктивного мышления учащихся, сознательного восприятия  учебного материала, накопления исторических знаний  по предмету, а также показать возможности информационных технологий в изучении математики.

Тип урока: урок обобщения, систематизации  знаний, умений и навыков учащихся. 

Оборудование урока: компьютеры, мультимедийное оборудование, магнитофон, индивидуальные карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Объявление темы, целей и задач урока.

2. Проверка домашнего задания

Игра «Проверь себя сам»

Учащимся были розданы карточки с 10-ю заданиями. Ответы заносятся в таблицу (рисунок 1, рисунок 2). Правильный набор ответов позволяет получить ключевое слово «ПРОГРЕССИЯ» (Приложение 2, слайды 4, 5).

3. Из истории прогрессий (Приложение 2, слайды 8-21).

Двое учеников заранее готовят сообщение, в котором  приводятся исторические сведения о прогрессиях, различные задачи и ситуации, решение которых связано с применением арифметической и геометрической прогрессий.

4. Теоретический опрос

Учитель математики задает вопросы по определениям и свойствам прогрессий.

5. Выполнение индивидуальных заданий на компьютерах

Предлагается самостоятельная работа по 3-м вариантам (рисунок 3).

Проверка выполнения заданий осуществляется с помощью специальных закладок в программной среде EXCEL (рисунок 4 и рисунок 5). Оценку выставляет учитель информатики  (Приложение 2).

6. Игровые моменты (Приложение 2, слайды 22-23).

Учитель математики формулирует ряд занимательных заданий на проверку понимания свойств  прогрессий.
Последнее задание выполняется  следующим образом: на доске высвечивается 20 чисел. Ученик стоит спиной к доске. Другие ученики называют номер числа, а он мгновенно называет само число.  Учащимся предлагается объяснить, как ему это удается (Приложение 2).

7. Рассмотрение графиков прогрессии

По заданию учителя информатики один из учеников готовит и демонстрирует графики зависимостей, отображающих арифметическую и геометрическую прогрессии.

8. Тестирование

Проводится по специальной программе на компьютере в среде EXCEL (рисунок 6 и рисунок 7, Приложение 1)

9. Итоги урока

Учитель дает анализ урока, отмечая успехи и отдельные недоработки учащихся. Сообщаются оценки, выставленные компьютером за тестовые задания.

10. Домашнее задание

Предлагается выполнить другой вариант теста для тех, кто допустил ошибки.