Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Три поросенка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • закреплять правильную артикуляцию звука [р] в словах и предложениях;
  • расширять и уточнять словарный запас детей;
  • развивать моторику руки;
  • упражнять в составлении предложений по заданным словам;
  • воспитывать стремление овладеть правильной речью, и активность в обучении.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки на звук [р], на каждого ребенка «зеленая равнина» – листы с наклеенной травой, ручей и объемная тропинка , «копытца» на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, я очень рада вас видеть!
– Вы очень красивые!
– У вас хорошее настроение, добрые глаза.
– Я вижу, что вы готовы заниматься.

2. Произношение звука [р] в словах

– Представьте себе, что перед вами зеленая равнина. Равнина заросла густой зеленой травой. Давайте подуем на травку и узнаем, что же там спрятано? По равнине протекает ручей. Обведите пальчиком правой руки сверху ручья, а пальчиками левой руки снизу ручья. А теперь попробуем пальчиками обеих рук провести по ручью. От ручья в глубь равнины уходит тропинка. Погуляем пальчиками по тропинке. По краям тропинке растут ромашки. А по дальше кедр над ним пролетает ворона и каркает. Как?
По ручью плывет быстрый кораблик. В далеке виднеется крыша с трубой. Вероятно это домик за горой. Получилась красивая картина. Назовите слова которые здесь встречались со звуком [р].
– А хотите узнать, кто живет в домике?

Загадка:

Носики – круглым пятачком
Хвостики маленьким крючком
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи
Отгадайте, без подсказки
Из какой герои сказки? («Три поросенка»)

– Как звали поросят в этой сказке?

3. Психогимнастика

– Покажите сердитого волка. А сейчас покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они тряслись. А теперь изобразите смелых, радостных поросят.
Поросята очень радовались, что прогнали волка. Стали петь и танцевать. Наденьте «копытца» и будем вместе с ними танцевать пальчиками.

4. Автоматизация звука [р] в слогах

Отстукивание и одновременное произношение слогов в заданном ритме.

Ра, ра, ра, ра, ра-ра.
Ро-ро, ро, ро, ро-ро.
Ру, ру, ру-ру-ру, ру.
Ры-ры, ры-ры, ры-ры.
Ра, ра. ра, ра, ра.
Ра-ро, ру-ру-ру.
Ро, ро, ра, ро, ру-ру.

Веселый танец у вас получился. Поросята подросли, окрепли. Им стало тесно жить в маленьком домике. И они решили построить новый крепкий дом.

5. Артикуляционная гимнастика (с зеркалами)

Для установки стен возьмем молоточки и постучим вот так.

«Молоточек»

Улыбнуться. Открыть широко рот. Поднять зык к небу. Произносить д-д-д-д
В стене они сделали большие окна.

«Окно»

Улыбнуться. Открыть широко рот. Удерживать в таком положении.
На крыше дома выложили трубу.

«Труба»

Губы вытянуть широкой трубочкой.
Когда стены были готовы, поросята решили их покрасить. Покрасим потолок.

«Маляр»

Улыбнуться. Открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до горла и обратно.

А теперь окошки выкрасили.

«Красим окна» (облизать губы)
«Покрасим стены» (языком водить внутри щек)
«Вымоли полы»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно»почистить» за нижними зубами.

Когда в доме стало чисто, повесили красивые «Шторы»
Улыбнуться. Широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении.
Дом готов – новый и красивый.

6. Автоматизация звука [р] в словах

Стали поросята вносить в новый дом разные предметы. Найдите у себя на столах картинки со звуком Р и покажите их нам.

7. Физкультминутка

Динь-дон, динь-дон.
Братцы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол
Прибираются кругом.
Мы к ним в гости придем.
И подарки принесем.

8. А вокруг дома поросята поставили забор и ворота. Покажите ворота руками на столе. Ворота будем открывать, тогда когда услышим в словах звук [р]. (Ведро, парус, машина, морковь, дом, кровать)

9. Составление предложений с заданным словом

Во время переезда из старого дома в новый большой дом все перепуталось и слова в предложениях тоже. Помогите составить предложения правильно, что бы было понятно.

– Три, жили-были, братца-поросенка, веселых.
– Строить, настоящий, начали, дом.
– Дом, очень, получился, крепкий, красивый.
– Счастливые, стали, поросята, петь, плясать.
– Молодцы! Хорошие предложения составили

10. Итог

– Сегодня мы с вами рассказали историю о трех поросятах. Вы были молодцы, очень хорошие помощники. Правильно отвечали на вопросы и выполняли задания.