Психологическая готовность детей к школе через активные формы работы с родителями

Разделы: Работа с родителями


Приоритетом организации работы с родителями в нашем дошкольном учреждении стало сотрудничество, а средством – общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми.

Чтобы укрепить взаимодействие ДОУ и семьи, стремимся разнообразить формы и методы нашего сотрудничества. Как психолог дошкольного учреждения, выделила приоритеты своей деятельности по данному направлению:

  • повышение уровня психологической грамотности родителей.
  • создание образовательного пространства, которое объединит усилия психолога и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития.

Основная роль в воспитании ребенка, естественно, принадлежит семье. Но чтобы, установить «обратную связь» с ними, учесть их интересы и пожелания мы провели различного рода анкетирования и опросы на различную тематику:

  • Что для вас самое важное в воспитании ребенка.
  • Как вы общаетесь с детьми.
  • Подготовка ребенка к школе. Кто за это в ответе?
  • Семья на пороге школы и т.д.

Большую активность проявили родители детей подготовительных групп (75% из числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

  • Большинство родителей заинтересованы в сотрудничестве с детским садом по вопросам воспитания и подготовки детей к школе – 70%
  • Родители готовы получать возможность общения с психологом – 67%
  • Получить возможность общения с родителями других детей по вопросам воспитания – 45%
  • Получать психологическую консультацию по решению проблем – 56%

Результаты анкетирования позволили узнать, что ожидают родители от психолога в ДОУ, увидеть круг вопросов и трудностей в воспитании и развитии ребенка.

Формы работы и методы работы с родителями были выбраны активные:

  • «Круглый стол» – совместное обсуждение какой-либо проблемы в воспитании ребенка.
  • «Час общения», на котором все желающие могут поделиться интересными моментами из своего опыта.
  • Консультационные часы.
  • Выпуск семейной газеты по различным тематикам.
  • Психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, на сплочение и т.д.)

Основной формой сотрудничества стала Школа для родителей «Детский мир». Деятельность школы осуществляется с 2006 года, задачами которой являются:

  • Установление социально-педагогического контакта между родителями и детьми.
  • Повышение уровня готовности родителей к взаимодействию с психологом.
  • Создание условий для преодоления психологических барьеров у родителей в период подготовки детей к школе.

Разработана система занятий по формированию позиции родителя будущего первоклассника.

Адресат: Родители детей старшего возраста.

Цели:

  • обмен опытом воспитания с другими детьми;
  • осознание причин возможной дезадаптации ребенка в период перехода в новую социальную среду.

Методика проведения включает в себя три этапа:

1. Диагностический (проводится диагностика детско-родительских отношений);
2. Информационно-практический (коррекция детско-родительских отношений)
3. Итоговый (контроль результатов)

Форма проведения:

Групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга.
Данная форма работы позволяет родителю активно включиться в творческую работу над собой, получить необходимую психологическую информацию, почувствовать эмоциональное состояние не только свое, но и ребенка, формировать измения отношения к ребенку на этапе подготовки к школе и сознательно их строить.

Режим работы: последний четверг месяца с 17.00-19.00 ч.

Занятие 1

Тема: «Давайте познакомимся»

Цель: создать благоприятные условия для работы группы, помочь осознать основные причины несформированности психологической готовности к школе.

Ход занятия:

1. Знакомство участников друг с другом.

Участники представляются, придерживаясь схемы:

– назвать имя;
– рассказать о своем ребенке;
– рассказать о том, что ждут от посещения занятий.

2. «Правила нашей группы»

Цель. Знакомство с правилами работы в группе.

Участники принимают правила работы в группе.

Правила:

  • Максимальное доверие друг к другу. В качестве первого шага принимается единая форма общения на «ТЫ».
  • Во время занятий говорить только о том , что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» и теперь»
  • Для более откровенного разговора отказаться от безличной речи. Поэтому высказывания типа «большинство людей считают», заменить на «я считаю».
  • Во время работы говорить только о том, что чувствуете.
  • Все, что происходит в группе, ни под каким предлогом не выносится за ее пределы.

3. «Ребенок, какой он?»

Цель. Актуализация положительного образа ребенка.

Участники рассуждают на тему «Каким я вижу своего ребенка»
По окончании составляется портрет ребенка.

4. «Родители, какие они?»

Цель. Актуализация положительного и отрицательного образа родителя.

Данное упражнение проводится аналогично предыдущему.

5. «Стили воспитания в семье»

Цель. Обмен опытом различных подходов в воспитании детей.

Участники рассказывают о методах и стилях, традициях воспитания.

6. Игры в парах. «Чемодан настроения»

7. Домашнее задание

Цель. Рефлексия собственных чувств.

В течение вечера участники считают: сколько раз они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями, оценкой. Пробуют сравнить свое состояние и реакцию ребенка. Определить, когда с ним легче общаться.

Занятие 2

Тема: «Развитие эмпатии»

Цель: создание условий для преодоления собственных психологических барьеров. мешающих полному самовыражению.

Ход занятия.

1. «Удается ли принимать своего ребенка?»

Цель. Получить обратную связь, дать возможность поделиться чувствами.

2. «Диалог»

Цель. Закрепить активный тренинговый стиль общения, осознать значение позиции в общении.

Участники делятся на пары и в теч. 4 мин. ведут диалог:

1-я минута: стоя спиной друг к другу;
2-я минута: один участник диалога сидит, другой стоит;
3-я минута: участники меняются местами;
4-я минута: сидя напротив друг друга.

После выполнения упражнения участники анализируют свое состояние в зависимости от изменения позиции общения.

2. «Способы выражения родительской любви»

Цель. Осознание родителями важности проявления родительских чувств в общении с ребенком.

Психолог предлагает пути проявления любви к ребенку:

– уважение его желаний;
– проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость)
– находить свободное время для общения с ребенком.

3. «Понимаем ли мы друг друга»

Цель. Создание ситуации для осознания различных стилей общения.

Участники делятся на пары. Каждый имеет лист бумаги, разделенный на девять квадратов. Один из пары рисует простой рисунок (дом, флаг, цветок, солнце и т. д.) и объясняет партнеру, где и что тот должен нарисовать, чтобы получился рисунок. По окончании работы участники сравнивают рисунки и анализируют результативность взаимодействия.

4. Тест для родителей.

Цель. Дополнить представления родителей о себе как о родителях, помочь сделать определенные выводы относительно воспитания своих детей.

Вопросы:

Можете ли Вы:

1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя.
6. Поверить хотя бы на минуту , что вы добрая фея.
7. Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства.
8. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений , которые могут ранить ребенка.
9. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение.
10. Выделить ребенку один день, чтобы он мог вести себя как хочет.
11. Устоять против детских слез и просьб, если вы уверены, что это только каприз.

5. Упражнение «ЛАСКОВУШКИ»

Цель. Дети и родители должны ощутить чувства нежности и любви общаясь друг с другом.

6. Домашнее задание «Почувствуйте ребенка»

Цель. Развитие умения видеть внешние и внутренние проявления собственного эмоционального состояния.

Родители должны почувствовать в повседневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и назвать их при обращении. Например: «Ты огорчен…», «Тебя радует…»

Занятие 3

Тема: «Воспитание и понимание»

Цель: вывести участников на осязаемый уровень принятия своего ребенка – будущего первоклассника, научит прислушиваться к внутренним ощущениям.

Ход занятия.

1. «Почувствуй ребенка»

Цель. Получить обратную связь, поделиться переживаниями и чувствами. Участники обсуждают и анализируют ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания.

2. «Вспомни свое детство»

Цель. Снятие напряжения, вывод на осязаемый уровень ощущений, впечатлений от своего детства.

Участники удобно садятся, закрывают глаза и вспоминают детство: каким оно было, что больше всего радовало, о чем приятно вспомнить, что больше всего огорчало. На выполнение отводится 3 мин. После этого участники рефлексируют свои чувства.

3. «За что я себя люблю, за что я себя ругаю».

Цель. Создание условий для объективной рефлексии положительных и отрицательных проявлений.

Участники делят лист линией на две половины. Справа пишут: «За что я себя люблю», слева – «За что я себя ругаю».
На выполнение отводится 3 мин. По окончании участники анализируют: в какой колонке высказываний больше, в какой меньше.

4. «Что мне нравится в моем ребенке…»

Цель. Определение положительных и сильных сторон ребенка.

Участники продолжают фразу. В течении3 мин. они пишут все положительные качества, которые видят в своем ребенке.

5. «Клубочек»

Цель. Создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребенком.

Участники вспоминают и произносят ласковые слова, которыми называют ребенка в семье. При выполнении они перекатывают клубочек друг другу.

6. Упражнение «Письмо своему ребенку – будущему первокласснику»

Цель. Дать родителям прочувствовать состояние и настроение ребенка перед поступлением в школу. Войти в роль родителя ученика.

Родители пишут письма и запечатывают. Их можно будет вскрыть по окончании работы группы.

7. Домашнее задание.

Упражнение «Что нам должны дети»

Цель. Создание условий для расширения возможных стратегий поведения родителей.

Участники рефлексируют свое состояние и стараются почувствовать состояние ребенка в минуты, когда они недовольны его поведением, когда что-то случилось, когда он не сделал того, о чем просили. Во время разговора психолог просит заметить, сколько раз было произнесено слово «должен», попробовать заменить его другим и отметить реакцию ребенка.

Занятие 4

Тема: «Знакомство с позициями в общении»

Цель: создание условий для осознания причин того или иного воспитательного воздействия, показ возможных стилей взаимодействия.

Ход занятия.

1. Выступление психолога на тему: «Правила и принципы общения с ребенком – будущем первоклассником»

2. «Информация. Правила жизни ребенка». Выделение основных принципов организации жизни.

Каждый участник на листе бумаги чертит круг и делит его на четыре части, которые закрашивает разным цветом.

1части – «Я разрешаю ребенку…»
2 части – «Я запрещаю ребенку…»
3 части – «Я разрешаю, но ставлю условия…»
4 части – «Я не разрешаю, но иногда уступаю…»

Затем дописывает предложение, анализирует, что доминирует во взаимоотношениях с ребенком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность и т. д.

После выполнения упражнения дается информация о правилах, которые помогут родителям найти «золотую середину» при воспитании детей.

  • Правило (ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни каждого ребенка обязательно.
  • Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы между взрослыми.
  • Требование, запрет должен быть сообщен тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным.

(Ю. Б. Гиппенрейтер)

3. «Что должна (ен) я сегодня сделать»

Цель. Рассмотрение типичных проблем взаимоотношений взрослых и детей.

Участники делят лист бумаги вертикальной линией на две части. Справа пишут список домашних дел, которые необходимо сделать вечером, слева – что случится, если это сделано не будет. Время работы 3 мин. Затем читают записи и рефлексируют.

4. «Я-высказывания»

Цель. Создание условий для осознания стилей общения.

Участники анализируют, насколько они готовы к разрешению конфликтов в системе детско-родительских отношений. Им предлагают ситуации, когда ребенок:

– не убрал разбросанные игрушки;
– отказывается одевать разбросанные вещи;
– часто обижает брата или сестру;
– не слышит ваших замечаний.

5. Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель. Показать, как повседневное общение может улучшать или омрачать контакт родителей и детей.

6. Домашнее задание.

Упражнение «Семья»

Цель. Дать возможность поиграть и почувствовать внутреннее состояние ребенка.

Участники играют в сюжетно-ролевую игру «Семья», причем детьми будут они, а дети – взрослые. Во время игры нужно обратить внимание на поведение детей (тон, поза).

Занятие 5

Тема: «Легко ли быть родителем первоклассника»

Цель: Создание условий для осознания всей сложности, важности и ответственности позиции родителя первоклассника.

Ход занятия:

1. «Семья».

Цель. Дать возможность поделиться чувствами, получить обратную связь.

2. «Мы и они»

Цель. Активизация умения осознавать самоценность ребенка в независимости от собственных переживаний.

Участники делят лист бумаги на две половины: слева пишут «мы», «справа» – они. Под «мы» понимаются взрослые, под «они» – дети. В этих колонках участники пишут определения, которые зачитывают по окончании упражнения. После этого они анализируют ситуации, в которых дети выступают непослушными, агрессивными, капризными и рефлексируют свои чувства.

3. «Я идеальный»

Цель. Формирование критического отношения к идеальности; показ жизненной философии принятия ребенка: «Люблю не потому, что ты хороший, а потому, что ты есть».

Участники делят лист бумаги на две половины. В левой быстро, не задумываясь, пишут те качества, которыми должен обладать идеальный родитель, в правой – качества реального родителя. На выполнение отводится 3 мин. По окончании участники сравнивают, совпадают ли качества идеального и реального родителя, отвечают на вопросы:

4. Упражнение-психодрама «Портреты»

Цель. Дать возможность побывать в различных образах роли ребенка. Рассказать, что они при этом почувствовали, что им хотелось сделать.

Ведущий предлагает кому-либо из участников сыграть роль ребенка, а сам исполняет роль матери. Разыгрываются ситуации «Клуша» (тревожно-мнительный тип воспитания), «Слуга» (эгоцентрический тип воспитания), «Учительница» (гиперсоциальный тип воспитания).

5. Упражнение-тест «Если бы мой ребенок превратился в растение».

Участникам дается задание нарисовать «портрет» своего ребенка в виде растения и рассказать о том, где оно растет, что ему необходимо для развития.

6. Домашние задание.

Сделать для всех членов семьи «конверты любви» для записок и маленьких сюрпризов.

Занятие 6

Тема: «Ребенок открывает новый мир»

Цель: Познакомить участников с особенностями познавательных процессов, механизмами восприятия и развития логического мышления у детей 5-7 лет.

Ход занятия.

1. Беседа с родителями «Готовность к школе – что она подразумевает?»

Цель. Ознакомление участников с основными показателями готовности к школе.

– физическая готовность;
– мотивационная готовность;
– эмоционально-волевая готовность;
– интеллектуальная готовность.

2. Анкета для родителей.

«Значение показателей готовности ребенка к школе»

Результаты выводятся в 5-балльной системе по степени важности (по мнению родителей)

  • Эмоционально-волевая готовность.
  • Познавательная и интеллектуальная готовность.
  • Мотивационная готовность.

3. Упражнение «Пофантазируй»

Цель. Развитие креативного мышления участников, способности выполнять творческие задания.

Ведущий предлагает выполнить 2-3 задания на развитие креативности. Предлагают два варианта: «Коструктивные задачи с палочками», творческое рисование «Кляксы».

После выполнения родителями заданий обсуждаются вопросы:

– Как я нашел решение?

4. Упражнение «Сотворчество»

Выполняется в парах. Один взрослый играет роль маленького ребенка, другой – мамы. Дается задание нарисовать картинку красками.
После выполнения упражнения надо обсудить, что чувствовали участники во время рисования.

5. Домашнее задание

Конкурс рисунков «Как я представляю своего ребенка в школе».