Интегрированный урок (литература + школьная психологическая служба) по теме "Таинственные силы природы" (по рассказу А.Платонова "В прекрасном и яростном мире")

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • Раскрыть идейный и философский смысл рассказа соответственно возрасту учеников, расширить знания учащихся о возможностях человеческого организма,познакомить с принципами интервьюирования (практически).
  • Обогатить словарь уч-ся, формировать умение давать краткий и подробный художественный пересказ, вести диалог, точно ставить вопрос, делать выводы, развивать слуховое восприятие обращенной речи, а также –  интонационную сторону речи;
  • Формировать гармоничное мироощущение, когда человек является неотъемлемой частью природы.

Оборудование урока: индивидуальные карточки – таблички со словарём, иллюстрации учеников к рассказу, стенд «Необычные способности человека», видеоролик «Разрушительная сила молнии», видеоролик «Гармония», презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Взрослые и дети сидят за круглым столом, демонстрируется видеоролик «Разрушительная сила молнии».

Учитель: Слаб или силён человек? Как человек должен вести себя на планете: подчинять силы природы или быть осторожным и научиться не вредить окружающему миру?
Наш урок сегодня называется «Таинственные силы природы».
Эпиграфом мы взяли слова героя рассказа: «Я чувствовал свою особенность человека».
В чём же эта особенность человека? Давайте задумаемся и постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

Музыка, постепенно затихая, смолкает.

1. Актуализация знаний

«Мы вместе с ним просидели  весь вечер и всю ночь». Представьте, о чём так долго говорили герои рассказа. Вспомните, как складывались отношения этих людей?

  • Составление сюжетного плана рассказа.
  • Пересказы (по пунктам плана): сжатый, подробный запомнившегося эпизода;
  • Комментарии к своему рисунку. Оценка этого домашнего задания.  

2. Учитель: Рассказ буквально наполнен тайнами, нет ни одного случайного пейзажа, имени. Например, Никола Тесла. Кто это?
Никола Тесла – учёный-экспериментатор с мировым именем. Деятельность его овеяна уже при жизни множеством легенд и мифов, называли его и повелителем молний; его эксперименты с электрическими разрядами огромнейшей мощности и сейчас удивляют физиков.
Есть гипотеза, что взрыв Тунгусского тела – это результат неудавшегося (или удавшегося?) эксперимента Николы по управляемому взрыву огромной мощности в любом, точно указанном месте планеты.
Тесла умел предугадывать будущее, утверждал, что разгадал тайну шаровой молнии, но тайны своих  открытий Тесла унёс с собой. Почему? Может быть, великий учёный не решился доверить человечеству свои открытия, чтобы не случилась мировая катастрофа? Может быть, военные, с которыми всю жизнь сотрудничал Тесла, используют и хранят его формулы?
Ответов нет. Ясно одно: это был уникальный человек, разгадавший многие тайны природы.
Как вы думаете, как ответил бы Тесла на  вопрос нашего урока?
Конечно, он  мечтал подчинить себе природу.                          
В течение работы над этим рассказом мы многому удивлялись, не находили ответов на некоторые вопросы, поэтому пригласили на урок педагога-психолога Олесю Владимировну.

3. Интервьюирование

Почему Мальцев прозрел сам после грозы?

Наш организм очень «умный». Если организм чувствует, что человеку угрожает опасность, он включает защиту. И в случае с Мальцевым произошло то же самое, т.е. организм, чтобы сохранить зрение, на время его отключил. Мальцев был уже слепой, когда молния засветилась, а слепой не мог увидеть света.
«Он ослеп мгновенно – от удара электромагнитной волны, которая идёт впереди света молнии».

Как Мальцев мог видеть дорогу уже после того, как ослеп?

Профессионал – человек, который очень хорошо знает свою работу и делает её с большой любовью.
Профессионал может и не иметь внешнего зрения, внешнего слуха.
Например, Бетховен, оглохший после тяжёлой болезни, всё равно продолжал писать музыку, т. к. он помнил все звуки, ему не нужен был внешний слух. Его музыка была лучше, чем раньше.    
Профессиональному повару не надо постоянно смотреть на нож, он может не смотреть на руки      и быстро нарезать продукты.

Как Вы думаете, можно ли Мальцева назвать профессионалом? Почему?

Мальцев был профессионал высшего класса. Он любил железную дорогу, он знал каждый метр, каждый её поворот. Мальцев мог видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Он всегда, заранее в своём воображении, опережая движение состава, предугадывал оптимальный вариант работы машины.
Мальцев привык видеть железную дорогу внутренним зрением и предугадывать ситуацию. Поэтому, когда он ослеп, внешнее зрение заменилось внутренним.

Почему Мальцев опять ослеп на следственном эксперименте?

Когда Мальцев понял, что слепым вёл состав, что мог погубить людей, когда его осудили и лишили любимого дела, то  испытал стресс.
Стресс – это сильное эмоциональное переживание (напряжение), которое человек переживает в трудной ситуации.
Стресс может быть как слабым, так и сильным, как положительным, так и отрицательным.
У некоторых людей в результате стресса возникает паралич, слепота, может пропасть речь.
Наш  – стресс для организма, Мальцев не понял, что произошло, то во второй раз организм «вспомнил» все переживания, весь страх, всю обиду (человеку не поверили, его посадили в тюрьму и лишили любимого дела), Мальцев получил сильный стресс.

Почему Мальцев снова прозрел?

Очень часто самостоятельно человеку трудно выйти из стрессового состояния, и тогда ему на помощь приходит психотерапевт. Очень часто, чтобы человек мог избавиться от паралича, слепоты, наступивших в результате стресса, нужен положительный стресс и сильное желание снова стать здоровым.

Мальцев очень сильно хотел вернуться к той жизни, от которой его отделила пропасть слепоты.
Почти всегда его можно было найти на скамейке возле депо: «облокотившись рукой на трость, поставленную между ног, он обращал в сторону паровоза своё страстное, чуткое лицо с опустевшими, слепыми глазами и жадно дышал запахом гари и смазочного масла и внимательно слушал ритмичную работу паровоздушного насоса».

Как Вы думаете, какой положительный стресс нужен был для Мальцева, чтобы он прозрел?

Положительный стресс – это создание вокруг Мальцева такой обстановки, в которой тот должен испытать громадное желание прозреть. Когда Мальцев сел снова в поезд и сам повёл состав, он снова получил стресс, но положительный. Мальцев прозревает, «чтобы  работать и оправдать свою жизнь».

 Может ли человек то слепнуть, то прозревать?

Как я уже говорила, наш организм очень «умный». И когда человеку угрожает опасность, он защищает человека. Если у человека не врожденное нарушение зрения, если он не повредил себе глаз, то может сначала ослепнуть, а потом прозреть. Самое главное в жизни человека – это желание. Если человек чего-то очень хочет, то оно обязательно сбывается.
Если человек рождается слепым, то он, скорее всего, никогда не сможет видеть (возможна, конечно, хирургическая операция). 
Человек полон загадок.
Спасибо за интересную беседу, Олеся Владимировна.

Обращаемся к эпиграфу урока.

4. Как вы думаете, в чём же состоит особенность человека?

Великая мать – природа полна загадок и тайн. Человек всегда искал ответы на самые захватывающие вопросы. В этом суть человека.
Но человек и сам – одна из великих тайн природы.
А.Платонов подчёркивает, что необходимо жить по законам природы, красоты, а это подразумевает глубоко нравственное отношение человека, прежде всего, к окружающим его людям. В начале рассказа Мальцев совершенно равнодушен к людям, работающим рядом с ним. «Он чувствовал своё превосходство…» Отношение к людям рассказчика иное. Несмотря на обидное равнодушие Мальцева, он не только доказывает его невиновность, но и изобретает план, возвращающий машиниста к активной жизни.
Деятельная доброта – вот самая лучшая черта характера человека, его особенность. В развязке рассказа эта черта оказывает очищающее воздействие на душу Мальцева, на души читателей. Об этом и хотел поговорить с вами автор рассказа.

5. Как вы понимаете смысл заголовка рассказа?

Обсуждение идёт видеоролик «Гармония» (Приложение 1)

6. Рекомендация книг для самостоятельного чтения

7. Домашнее задание: прочитать рассказ А.Платонова «Корова». Приготовьте свои вопросы товарищам.