Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Урок разрабатывался в технологии критического мышления, которая предполагает:

  • перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися;
  • активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся;
  • поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками;
  • создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций;
  • стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний.

Цели урока:

  • Способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина;
  • Формировать у школьников умение доказательной и деликатной речи при оценке документа;
  • Формировать понимание того, что каждый человек самоценен и имеет право на свою точку зрения.

Задачи урока:

  • Закрепить имеющиеся у учащихся представления о сущности теории прав человека,
  • Продолжить развитие умений работы с текстом документа, умений выделять главное.
  • Использовать предшествующий опыт и знания учеников для разрешения проблемной ситуации.
  • Стимулировать учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, знаний и компетенций.

Словарь: правовой статус, гарантия, гражданство, права и свободы, обязанности

ХОД УРОКА

– Быть гражданином своей страны – значит знать свои права и обязанности – говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев. А у вас какие ассоциации вызывают слова «Права» и «Обязанности»?

  • Служить в армии
  • Если сломалась купленная вещь, мне обязаны ее заменить
  • Имею право учиться в школе
  • Право на каникулы
  • Право на свободу

– Испокон веков люди пытались обрести свободу. Лучшие умы человечества доказывали, что люди должны быть свободными от рождения, и государство обязано охранять это право.
– Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства – главная обязанность государственной власти.
– В нашей стране проживает более 142 миллионов человек, каждый из которых обладает правовым статусом.

? Что же такое правовой статус? (Совокупность прав и обязанностей, гарантированных государством)

? Соответственно, что есть права? И свободы человека?

– Определим основы правового статуса человека и гражданина. Итак, это прежде всего:

  • Гражданство
  • Конституционные принципы правового статуса
  • Основные права и свободы
  • Гарантии прав и свобод
  • Обязанности

– Вспомним определение гражданства (тесная правовая связь человека и государства)
– У вас на парте лежат хрестоматии. Пожалуйста, откройте страницу 12. Также на партах лежат схемы. Посмотрите, пожалуйста, схему №1 «Принципы правового статуса». В хрестоматии вам надо найти подтверждения данных положений и вписать номера статей, и если надо, пунктов.

Повесить на магнитную доску схему 1. (Приложение 1, схема 1)

– Давайте посмотрим, что получилось. Хочу обратить ваше внимание на п.1 ст. 17 Конституции РФ. Как вы понимаете смысл этой статьи? Для чего необходимы гарантии? (для обеспечения правового статуса человека и гражданина). В каких статьях прописаны гарантии? (ст. 35 п. 4, ст. 39, ст. 46, ст. 48)

– Давайте вспомним, какие основные права человека вы знаете? (личные, политические, социально-экономические)
– Я предлагаю вам на примере определить, всегда ли права человека могут соблюдаться? Сейчас мы поработаем с текстом документа, который у вас представлен. Можно работать прямо в тексте. Те права, которые, по вашему мнению, должны соблюдаться, подчеркните волнистой линией, те, которые не должны – прямой.

Анализ работы с текстом (Приложение 2)

– Прав не бывает без обязанностей. У вас есть схема 2. Заполните пропущенные элементы кластера.

Анализ работы с кластером. (Приложение 1, схема 2)

– Если мы говорим о правах человека, то прежде всего вспоминаем первейшее и неотъемлемое право человека – право на жизнь – одно из основных гражданских прав человека, принадлежащее ему от рождения.

– Право на жизнь. Но если вспомнить историю человечества, то это череда войн, преступлений. Вспомните фильм «5 элемент» – нежелание Лилу помогать землянам как раз из-за их «кровожадности». Вспомните, как много исторических деятелей, названных великими, являлись полководцами, а значит, вели людей на смерть. Может, право на жизнь – это лишь «заблуждение наивных мечтателей, или же осознанный обман»? Существует ли вообще право на жизнь? Как вы думаете?

– Тогда давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны. Вот вам проблемная ситуация:

«В одной из крупных клиник шесть пациентов ожидают операцию по пересадке сердца. От этого зависит (как вы понимаете) их жизнь.
Вот эти пациенты:

  1. 20-летний прославленный спортсмен, попавший в аварию в нетрезвом состоянии
  2. 5-летняя девочка с замедленным умственным развитием
  3. 62-летняя женщина, мать шестерых взрослых детей
  4. 30-летний священник
  5. 28-летний вьетнамский рабочий, ставший жертвой несчастного случая
  6. 40-летний бывший депутат, предприниматель, хороший семьянин

– Сердце появилось, но только одно. Кому из пациентов его пересадить? Условно: оно подходит всем, в клинику они обратились одновременно». Прошу вас подумать и отдать свой голос за одного из пациентов – того, кого вы предпочтете. Вы имеете право на свободное волеизъявление.

(Анализ голосования)

– Дома я вам предлагаю подумать «Можно ли требовать от человека пожертвовать жизнью во имя чего – либо?» и  «Имеет ли право человек распоряжаться своей жизнью по своему выбору?» И написать эссе на одну из предложенных тем. Это будет вашим домашним заданием.