Занятие в подготовительной группе из раздела "Математика, логика" по программе "Радуга" "Путешествие на Луну"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Освоение математических понятий, развитие логического мышления у детей 7-го года жизни.

Задачи:

  • Продолжать формировать навыки счета (счет в пределах 20, отсчет единицами, десятками, сотнями). Закрепить умение сравнивать по количеству: понимать и правильно употреблять понятия “больше”, “меньше”, “равно”.
  • Формировать начальные чертежные навыки: закреплять умения строить по чертежу, правильно называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
  • Закрепить геометрические представления: прямые линии, лучи, отрезки, кривые, ломаные линии, углы разной развернутости (примой, острый, тупой).
  • Продолжать формировать временные представления: дни недели, месяцы, часы.
  • Развивать логическое мышление: дать представление об истинных и ложных суждениях.

Демонстрационный материал. Игрушка мультипликационного героя Лунтика, мягкие модули в виде разных геометрических фигур, игрушка сотовый телефон, карта звездного неба, чертеж ракеты из геометрических фигур, карточки “поднимай руку”, “говорим хором”, модель часов, записка, указка, карточка для графического диктанта (в клетку), где по клеточкам нарисован Лунтик.

Раздаточный. Фломастеры (синий, желтый, красный, ), линейка, по три карточки с разными видами линий, углов (прямые, кривые, ломанные; прямые, отрезки, лучи; прямой, острый, тупой угол), карточка со звездами и цифрами (знаки “больше”, “меньше”, “равно” между звездами и цифрами”), карточка с разлиновкой в клеточку.

Ход занятия

1 часть. Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку:

- Да…, я поняла. Ребята у меня для вас новость. Сейчас звонили ученые из обсерватории и сообщили, что поступают с планеты Луна сигналы SOS. Что это за сигналы? Да, сигналы бедствия. Посылает их любимый наш герой передачи “Спокойной ночи, малыши” Лунтик. А утром на наш адрес пришел конверт с картой звездного неба и чертежом. Что будем делать? Дети предлагают.

В письме еще была записка:

Приглашаем всех детей, в путь отправиться скорей,

Ждут вас испытания, сложные задания.

Испытать себя хотите? Построить ракету поспешите.

Рассмотрим чертеж. Расскажите, сколько, какие по размеру, и какой геометрической формы детали нам необходимы? (Нам нужны два больших треугольника, пять квадратов…).

Дети строят из мягких модулей космическую ракету. Звучит “космическая” музыка.

2 часть.

Воспитатель: “С вами говорит руководитель управления полетом. Космическому экипажу к старту приготовиться. Занять места, пристегнуть ремни. Песня в дороге всегда пригодиться. Запевай.

Нам в окошко звезды светят
Наступил полета час
Мы с ребятами в ракете
На Луну летим сейчас
Одеваемся, собираемся. (Имитация)
Мы летим и поем. Хорошо кругом.

Начать отсчет единицами, десятками, сотнями. (Один, два…, десять, двадцать…, сто двести, триста…) Старт!

Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни. (Имитация)

3 часть. А теперь я расскажу вам истории про Лунтика. Садитесь поудобнее.

- Однажды Лунтик пригласил в гости своих друзей: дядю Шнюка, дядю Корнея, Милу, Кузю. Сколько друзей пригласил он в гости? (Он пригласил четырех друзей).

- Приглашал он друзей в субботу и просил прийти в гости на следующий день. Какой это будет день недели? (Воскресенье)

- Лунтик назначил гостям время. Посмотрите на часы. (Показывает картонный циферблат со стрелками на 9.00). Когда должны прийти гости?

- Гости были у Лунтика в воскресенье, а в следующие три дня друзья договорились сходить в Лунопарк кататься на роликах? В какие дни недели друзья будут кататься на роликах? (Понедельник, вторник, среда)

- Они договорились встретиться на опушке леса, когда на часах будет вот столько (9.30) Сколько? Дети называют.

- У кузнечика Кузи день рождения в пятницу, но готовиться он к празднику начал за два дня до этого дня. Какие это дни? (Среда, четверг). День рождение у него наступит в первый день после апреля. Какой это день? (1 мая)

4 часть. Мы начали наш путь с какой планеты? (Земля).

А сейчас приближаемся к планете Линземенов. Любимая наука народа, населяющего эту планету – геометрия. Перед вами картины в стиле графического дизайна. Жители планеты предлагают нам их раскрасить. (Дети переходят за столы).

  • Задание 1. Раскрасьте прямые линии - синим цветом, кривые - желтым, ломанные - красным. Что ты сделал? (Инд. Опрос)
  • Задание 2. Раскрасьте красным - прямые линии, синим – отрезки, желтым – лучи.
  • Задание 3. Раскрасьте красным - прямые углы, синим - острые, желтым - тупые.

5 часть. Ближайшая к нам планета Рассуждалка, где живет очень умный народ. Они все время рассуждают и нам предлагают порассуждать. Сказать можно что угодно. Но то, что мы говорим, может быть истинным, а может быть ложным. Истинны или ложны следующие утверждения, которые прислали жители этой планеты?

“Грибы умеют летать” Истина или ложь? Почему?

“Девочки часто ходят в платьях…Девочки всегда ходят в платьях… Все мальчики любят мороженное… Некоторые мальчики любят мороженное… Некоторые кошки рисуют акварелью… Бабочки умеют летать… Сегодня вторник…Все тигры полосатые… Все полосатые – тигры… Пять больше семи…Некоторые дельфины – рыбы… Семь не меньше чем пять…Петр Ильич Чайковский – великий русский писатель… Велосипед работает от электричества…Улитки – это змеи, которые живут в раковинах… все коты серые… все зеленые – лягушки…Некоторые музыканты – скрипачи…все скрипачи – музыканты… Все змеи не имеют ног…все рыбы дышат жабрами… Завтра пойдет снег…” Стоп. Что будет завтра мы можем знать наверняка? Это утверждение неопределенное.

Разминка Я предлагаю выйти в открытый космос полетать. Пока играет музыка летаем, я называю число, объединяемся в это число. Игра “Встаньте по…” (по 2, по 4, по 6, по 8)

6 часть.

Воспитатель: “ Когда Лунтик встречался с друзьями, они мечтали о том, что наступит лето, и они будут на своей любимой лужайке лежать на траве и смотреть в ночное небо и считать звезды. Это очень интересное занятие – считать звезды. Давайте посчитаем”.

Задание. Расставь между звездами и цифрами знаки “больше”, “меньше”, “равно”. Прочитай, что у тебя получилось. (Инд. опрос) Вернемся на корабль.

7 часть. Воспитатель: “Вам здесь понравилось? Я рада.

Но на Луну нам поспешить надо.
На этой планете Лунтик мается,
И в нашей помощи нуждается.

Лети-и-и-м. И вот мы на Луне. Давайте сделаем подарок Лунтику, нарисуем его портрет по клеточкам. К графическому диктанту готовы?

Графический диктант.

Появляется игрушка Лунтик.

Лунтик: “Как я рад вас видеть. Здравствуйте.

Я засмотрелся на лунный свет и Луна притянула меня к себе. Но я уже успел полюбить Землю и хочу жить только на ней. Там мои друзья. Возьмите меня с собой. Дети дарят герою его портрет. (Графический диктант) и поют песню

“Про Лунтика”.

1.

Каждый день мы встречи ждем, к телевизору идем
Здесь про Лунтика рассказ, и для вас он и для нас
Он сиреневый такой и немного озорной
Кругленькое брюшко и четыре ушка.

Припев.

Если грустно не беда, помогает доброта
Лунтик милый и смешной, подружились мы с тобой.

2.

Кузя с Лунтиком дружок и с Пчеленком хорошо
Даже рак Чики-бряк без него не смог никак.
Передачу смотрим с ним – лишь потом спокойно спим.
День промчится, а потом, встреча будет перед сном!

Дети вместе с Лунтиком в ракете летят на планету Земля.

Воспитатель: Экипаж, поздравляю вас с прибытием! Снять скафандры. (Имитация)

Рефлексия. Вам понравилось наше математическое космическое путешествие?

  • Что у вас хорошо получилось и вы довольны собой? Обращаю внимание на карту звездного неба.
  • Что было трудно?

Воспитатель:

Каждый из вас молодец! Путешествию конец.
С математикой дружите, знания свои копите.
Пусть помогут вам старание, память, логика, внимание.