Психологическое сопровождение детей с неадекватным поведением (агрессия)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: коррекция агрессивного поведения и снятие эмоционального напряжения через игру.

Задачи:

  1. Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
  2. Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции;
  3. Закрепление положительного эффекта, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Каждая фаза в занятии содержит свои подзадачи:

I фаза. Мимический и пантомимический этюд. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой: упрямство, капризы, радость, агрессия их моральная оценка. Фаза носит психопрофилактический характер.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка. Снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

В группе не должно быть более 6 детей. Не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому – то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием. Желательно включить в группу одного – двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (фон).

Например:

Катя – отгороженность;

Эмиль – робость;

Никита - агрессия;

Рафаэль – агрессия;

Саша – фон;

Алина – пониженное настроение.

Педагог. Ребята, смотрите, как много народу в гости к нам пришло. Давайте, раз гости к нам пришли, поздороваемся с ними, кто как может. А теперь ребята, давайте встанем с вами в наш круг дружбы, радости, который поможет оказаться нам в новой стране. Но что это за страна, я пока не скажу. А сейчас посмотрите друг на друга и ласково, нежно улыбнитесь. Как приятно, как тепло сразу стало. А теперь погладьте друг друга по голове ласково, чтобы было приятно.

Вопросы детям:

- Ребята, у кого дома есть котята или кошка? (Ответы детей)

- Как ее зовут? (Ответы детей)

- А как проявляете свою любовь к ней? (Ответы детей)

Педагог. Я вижу, что вы очень любите своих маленьких друзей. А хотите попасть в сказочную страну кошек? (Ответы детей). Я ведь волшебница и могу это сделать. Сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы попадем в сказочную страну кошек.

“Бом-бом, кис-кис, вокруг себя повернись, и в сказочной стране очутись!”

Ну, вот ребята мы с вами и очутились в сказочной стране кошек. А мне кажется, здесь живут добрые и злые кошки. Сейчас мы с вами поиграем в злых кошек.

Игра “Злые – добрые кошки” (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Педагог. Это “волшебный круг”, в котором будут совершаться “превращения”.

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу педагога (звук колокольчика) превращается в злющую – презлющую кошку: шипит и изображает как царапается. При этом из “волшебного круга” выходить нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют за педагогом: “Сильнее, сильнее, сильнее…” - и ребенок, изображающий кошку, делает все более “злые движения”.

По второму сигналу педагога “превращение” заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется.

Когда все дети побывают в “в волшебном круге”, обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Правило: не дотрагиваться друг до друга! (каждому проговорить кто добрая, а кто злая кошка)

Педагог. А сейчас кошки превращаются по сигналу, в добрых, которые ласкаются друг к другу: “Не хотим быть злыми. Будем добрыми и дружными!”

- Как добрые кошки смеются? (Дети изображают)

- А как добрые кошки мурлычут? (Дети изображают)

Педагог. Ребята, нельзя быть злыми. Если вы злитесь, вы не только доставляете неприятности окружающим, но и вредите себе. Нужно быть добрыми. Если вы будите добрыми, то и люди, окружающие вас, будут доброжелательно относиться к вам.

Ребята, в страны, в которой мы гостим, нам дали волшебную бумагу и волшебные карандаши и попросил нас нарисовать добрых и злых кошек. Давайте нарисуем. (Дети рисуют). Какие злые кошки у вас страшные, что можно испугаться, давайте их с прячем их в коробочку, мы же с вами добрые, хорошие. (Дети отрывают от листа “злых” кошек и кладут в “волшебную” коробку)

А сейчас пойдемте, присядем в кружек, на ковре, мы устали немного отдохнем. Как кошечки разляжемся, потянемся как ласковые котятки, добрые кошечки, ласковые. Славные, нас любят добрых и ласковых. Замурлычем, тихонечко помурлычем. А сейчас все закрыли глазки:

“А теперь все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях”.

Нам снится сон, что мы живем в доброй стране, стране вежливости. Так приятно общаться с добрыми ребятами. Когда зазвенит колокольчик, все ребята медленно открывают глазки и просыпаются. (Пауза)

Звучит колокольчик (не резко). Дети присаживаются.

Вопросы детям:

- Ребята вам понравилось в сказочной стране? (Ответы детей)

- А кому что понравилось? (Ответы детей)

- Артем тебе понравилось быть злой кошкой? (Ответы детей)

- А доброй? (Ответы детей)

- А что ты испытывал? (Ответы детей)

- Тебе было хорошо или не очень? (Ответы детей)

- А вам ребята понравилось, когда Артем был злой кошкой, а доброй кошкой, когда был? (Ответы детей)

- А как вы думаете лучше быть добрыми или злыми? (Ответы детей)

- А иногда надо быть злыми кошками? (Ответы детей)

Педагог. Не забудьте свои “добрые” рисунки. Встаем в наш круг дружбы и сейчас мы покинем нашу сказочную страну кошек: “Бом-бом, кис-кис, вокруг себя повернись, и в нашем садике очутись!”.

На этом наше занятие окончено, все спасибо, все были молодцы, старались на занятии, давайте скажем нашим гостям до свидания.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  2. Микляева Н.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов для специалистов и воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  3. Панфилова М.А. Игротирапия: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002. – 160 с.