Опытно-экспериментальное занятие по экологии с использованием моделей растений "Растим вместе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Дать детям представление о размножении комнатных растений способом черенкования, научить выполнять приемы посадки черенка.
  2. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста комнатных растений (вода, земля, свет, тепло). Приобщать детей к экспериментированию с растениями.
  3. Обогащать словарь путем введения слов: корень, черенкование, впитывает.
  4. Воспитывать интерес к выращиванию новых комнатных растений, формировать навыки работы в паре.

 Оборудование: модель растения, инвентарь для опытов: розетки с песком, модель дерева без корней, с корнями, подкрашенная вода, марля, горшочки, камешки, песок, земля, черенки герани, фартуки, совочки, салфетки, силуэтный театр.

 Ход занятия

- Дети, сегодня на занятии мы будем с вами выяснять, для чего нужен растениям корень, какую функцию он выполняет, и будем высаживать черенки герани в грунт. А сейчас послушайте загадку:

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?

- Правильно весной. Какие изменения происходят весной с растениями? (Набухают почки, появилась травка, комнатные растения зацветают, лучше приживаются)

- Для чего нам нужны комнатные растения? (Для очищения воздуха, для красоты)

- Какие комнатные растения вы знаете? Почему их называют комнатными? (Многие привезены из теплых стран, если высадить на улицу, то могут замерзнуть)

- Давайте вспомним, из каких частей состоит растение? (Вспоминая, дети выставляют на наборной доске модель растения)

-Скажите, для чего растению нужны корни? (Устойчивость, питаются из земли соками)

- Предлагаю вам провести опыты и проверить ваши высказывания.

1 опыт:
Корень - устойчивость растений

В коробочку с песком, поставить модель ствола дерева без корней, подуть - палочка упала. После, другая модель дерева с корневой системой, укрепляет в песке. Подуть. Обратить внимание, что палочка устойчивая.

2 опыт:
Корень имеет тонкие волоски, по которым
впитывается вода в основной корень

Тарелочка с подкрашенной водой, опустить туда марлю. Понаблюдать, как вода постепенно поднимается в вверх, окрашивая всё выше материал. Корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.

- Дети, скажите, как можно размножить растения? (Показ способов вегетативного размножения листом, усами, черенком).

- Мы с вами на протяжении года наблюдаем за геранью. Осенью мы её выкопали с участка, принесли и посадили в группе. Но за зиму растение вытянулось, переросло, а для высадки на клумбу, нужно много растений. Что нам сделать? Вспомните, что в начале месяца, мы заготовили черенки герани и поставили их в воду, для проращивания корней. Посмотрите, какие корешки уже выросли. Сегодня мы посадим черенки герани в горшочки, будем за ними ухаживать и вырастим красивую герань для группы и участка (показ цветущей герани). А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику “Цветок”.

Мы ямку раскопаем
Семечко посадим
Дождичек польёт,
Оно подрастёт
Сначала стебелёк,
А затем цветок.

-Дети посмотрите, как нужно сажать черенки, а затем сами будите это делать. Для чего в горшочке отверстие? (Чтобы стекала лишняя вода). Но чтобы не высыпались песок и земля закрываем отверстие камешками. Затем кладу на дно песок, немного земли. В центр горшка ставлю черенок и насыпаю вокруг землю до первого листочка. Легонько прижимаю землю вокруг черенка. Цветок посажен, но нужно его полить. Дети и взрослые для укрепления здоровья пьют витамины, а растениям нужны удобрения. Немного удобрения я добавила вам в лейки, чтобы наше молодое растение быстрее прижилось. Поливаем вокруг по краю горшка, чтобы не размыть корни. (Закрепить последовательность выполнение работы, спросить с чего надо начинать, что делать дальше).

Дети под музыку надевают фартуки и приступают к работе. Следить за правильностью и аккуратностью выполнения работы. По окончании спросить: черенки, каких растений посадили? (Горшки убирают на окно, снимают фартуки, протирают руки салфетками, садятся полукругом).

- Дети, посадить растения недостаточно, за ним нужно ухаживать. Давайте вспомним и покажем с помощью силуэтного театра “Как нужно ухаживать за комнатными растениями” (дети ставят фигурки на доску и говорят: “Цветы любят влажный воздух. Для этого нужно их опрыскивать” и т.д.

Вот мы и вспомнили правила ухода за растениями. Наше занятие подошло к концу. Чему мы научились на занятии? Что вам особенно понравилось? Молодцы, все работали очень хорошо.