Будьте взаимно вежливы. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 1


Цели: познакомить с правилами вежливости и деликатности, воспитывать    уважение к людям и доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение анализировать собственные поступки, формировать умение внимательно слушать музыку, давать нравственную оценку ее содержания, повышать уровень сплоченности коллектива

Оборудование: картинка волшебника на воздушном шаре, лепестки цветков из бумаги, аудиозаписи сказок и музыкальной пьесы Г.Свиридова «Ласковая просьба»

Ход занятия

1.Актуализация
Давным-давно в очень далекой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы. Люди там были печальные и унылые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили им нежных, добрых, ласковых слов. И жизнь всем была не в радость. Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел мудрый волшебник (на доску прикрепляется картинка). Он был очень вежлив. Проходя по улицам города, он говорил всем «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры». И от его слов люди стали улыбаться. И они тоже стали говорить друг другу: «простите», «будьте любезны», «добрый день». Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады и распустились цветы.
- Ребята, как вы поняли, почему преобразился город? (ответы детей)

2.Объявление темы занятия
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
- О чем мы сегодня будем говорить? (О вежливости, о «волшебных» словах)
- Здравствуйте – это не просто приветствие, но и пожелание здоровья. Давайте поздороваемся друг с другом. Встаньте, повернитесь друг к другу, объединитесь в пары. Хором повторяйте за мной слова и выполняйте движения.
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).

3.Беседа
- Как вы понимаете слово «вежливость»? Кого называют вежливым? Что значит быть вежливым?
- Если человек делает только то, что ему хочется, не считаясь с другими, то о нем говорят, что он невоспитан. Таких людей не уважают. А вежливые люди ведут себя культурно, не вредничают, заботятся о других.
С такими людьми приятно общаться, дружить. С ними легко. Они говорят хорошие слова.
- А знаете ли вы вежливые слова?

4.Игра «В кругу вежливости»
- Разделимся на две команды, каждая команда образует круг. Участники каждой команды по очереди будут произносить вежливые слова. За каждое слово команда будет получать лепесток цветка (лепестки будут прикрепляться к доске). Посмотрим, чей цветок окажется пышнее? Слова повторять нельзя.
- Молодцы, вы все очень воспитанные.

5.Слушание сказки Шарля Перро «Волшебство»
- Но не только слова должны быть вежливыми, но и поступки. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки.
- Послушаем сказку и решим, кто из девочек вел себя правильно.
- Дети, вы хотите, чтобы с ваших губ слетали цветки или выпрыгивали жабы?   А что для этого нужно делать, какими вы должны быть?
Презираемый – тот, к кому относятся пренебрежительно, без уважения, без внимания
Доброе сердце – о человеке душевном, искреннем, внимательном

6.Слушание музыкальной пьесы Г.Свиридова «Ласковая просьба»
- Положите голову на руки, послушайте музыку.
- Какая это музыка? (Спокойная, плавная, тихая)
- Музыка выражает какие-то чувства, настроение. Что у вас вызвала эта мелодия? (ответы детей)
- Да, это могла быть печаль, грусть. Пьеса называется «Ласковая просьба». Как вы считаете, правильно ли композитор выбрал название?
- Не только слова, но и музыка может быть «вежливой».

7.Игра «Ласковые имена»
- У каждого человека есть имя. Люди всегда берегли свое имя и старались сделать так, чтобы оно жило как можно дольше. Люди прославляли имена великими делами. Случается, что ребята смеются над чьим-то именем, тем самым обижая его владельца. Но воспитанный человек никогда не будет смеяться над чужим именем.
- Поиграем в игру. Тот, до чьего плеча я дотронусь, должен ласково по имени обратиться к своему соседу по парте. Помните, что интонация, голос тоже должны быть ласковыми, доброжелательными.

8.Релаксация
Немного отдохнем, выполним несколько движений. Их выполнять нужно только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста». Будьте внимательны.

9.Слушание произведения В.Осеевой «Волшебное слово»
- Послушайте рассказ и попробуйте понять, что помогло мальчику.
- Что же помогло Павлику?
- Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе. Вот в чем волшебство этих «волшебных» слов.

10.Игра «Испуганный ежик»
- Один ученик изображает испуганного ежика, который боится лая собаки. Мы, ребята, должны сделать так, чтобы ежик перестал бояться. Что мы для этого можем сделать? (ответы детей)
Ласково обратиться
Сказать добрые слова
Чем-то угостить
Погладить
Спеть, т.д.
(Ученики выполняют то, что предлагают)

11.Рефлексия. Игра «Вежливо-невежливо»
Возьмите карандаши желтого и синего цвета. Если я говорю о вежливом поступке, рисуйте желтый кружок, если поступок невежливый – синий кружок.
А) Улыбнуться при встрече
Б) Толкнуть человека
В) Обозвать кого-то
Г) Подарить что-либо
Д) Успокоить плачущего

12.Итог

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
- Дорогие ребята! Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.