Соли аммония. 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель урока: опираясь на знания учащихся о свойствах солей, изучить соли аммония, подчеркнуть их особенности.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать понятие о составе солей аммония.
  2. Уметь получать соли аммония.
  3. Ознакомиться с физическими свойствами солей аммония.
  4. Повторить какие общие свойства класса солей характерны для солей аммония, разобрать специфические.
  5. Узнать, какое практическое значение имеют эти вещества.
  6. Уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы.
  2. Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторных опытов.
  3. Развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственность и аккуратность, коммуникативные навыки, уважение к товарищам.
  2. Воспитывать позитивное отношение к химии.
  3. Организация совместных действий, ведущая к активизации учебно-познавательного процесса.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма работы: групповая.

Оборудование.

  1. Комплекс “Компьютер + проектор для демонстрации презентации к уроку”
  2. Раздаточный материал (инструктивные карточки).
  3. Реактивы для работы в группах (указаны в инструкциях).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель.

Скажите, пожалуйста: с каким элементом и какой группы начали знакомство на предыдущих уроках? (Азот, 5-я группа.)

– С каким соединением азота мы уже познакомились? (Аммиак.)

Сегодня мы продолжим знакомиться с соединениями азота и будем вести разговор о его солях. Запишем тему урока в тетрадях: “Соли аммония”.

Вы тут же подумали, а зачем мне это надо, зачем мне нужно изучать соли аммония? Но чтобы любой продукт покупали, а в нашем случае изучали, т.к. соли аммония – это продукт химической реакции, ему надо создать рекламу, в которой обычно доказывают, что это нам необходимо (нашему организму, в производстве и т.п.).

Давайте посмотрим рекламу солей аммония. (Заранее учеником была подготовлена презентация, сделанная в Microsoft Power Point: “Необходимость солей аммония”.)

Презентация. “Необходимость солей аммония”. См. Приложение 1.

– Замечательный русский химик Прянишников Д.Н. выяснил, что если у растения есть выбор, то оно предпочитает использование солей аммония в качестве азотных удобрений. Очень ценным азотным удобрением является нитрат аммония.

– А такую соль как хлорид аммония (нашатырь) используют при паянии и лужении металлов. Она так же идет на изготовление гальванических элементов.

– Нитрат аммония в смеси с порошками алюминия и угля используют в качестве взрывчатого вещества – аммонала, который широко применяется при разработке горных пород.

– А как обойтись без карбоната аммония. Эту соль аммония применяют в кондитерском деле, при хлебопечении, как разрыхлитель теста, чтобы придать ему необходимую пористость.

Вот теперь, я думаю, соли аммония вызвали интерес. А потому давайте выясним, что они представляют себя с точки зрения химии. Каковы же задачи урока? (Учитель формулирует задачи урока.) Как же будем решать поставленные перед нами задачи?

3. Усвоение новых знаний.

Работать сегодня мы будем по группам. Каждая группа получает свое задание. Для того чтобы его выполнить вам предлагается инструктивная карточка, в которой указан круг вопросов, подлежащих проработке, методика проведения химического эксперимента, указаны задания каждому члену группы. (Инструктивные карточки для каждой группы прилагаются.)

1-я группа

Инструктивная карточка

Задание 1.

Запишите формулы солей аммония.
Первый учащийся: хлорид аммония.
Второй учащийся: нитрат аммония.
Третий учащийся: сульфат аммония.
Четвертый учащийся: фосфат аммония.

Задание 2.

Что вы можете отметить общее в составе всех записанных солей аммония, подчеркните, дайте название.

Задание 3.

а) Что такое соли аммония? (Запишите определение в тетрадь.)

б) Выберите общую формулу солей аммония, запишите ее в тетрадь:

  1. (NH4)nX
  2. NH4X
  3. NH4Xn

После выполнения всей работы поставьте себе оценку в рабочую тетрадь, спросите, согласны ли с ней учащиеся в группе.

2-я группа

Инструктивная карточка.

Тема: Получение солей аммония. (Запишите ее в тетрадь.)

Задание.

– Исследуйте взаимодействие аммиака с кислотами.
– Смочите одну стеклянную палочку аммиаком, а другую концентрированной хлороводородной кислотой и поднесите эти палочки друг к другу.
– Что наблюдаете? (Укажите признак данной химической реакции.)
– Запишите уравнение химической реакции: NH3 + HCI =

(Консультация см. §17 стр.49 таблица № 13 учебник химии, автор Рудзитис Г.Е.)

Дайте название продукту реакции.

– Закрепление. Допишите уравнение химической реакции.

Первый учащийся: NH3+ HN03 =
Второй учащийся: 3+ НВг =
Третий учащийся: NH3 + H2SO4 =
Четвертый учащийся: NH3 + H 3PO4 =

Проверьте результаты друг у друга. Исправьте ошибки.

– Сделайте вывод, как получают соли аммония. (Запишите его в тетрадь.)

После выполнения всей работы поставьте себе оценку в рабочую тетрадь, спросите, согласны ли с ней учащиеся в группе.

3-я группа.

Инструктивная карточка.

Тема: “ Физические свойства солей аммония ”. (Запишите ее в тетрадь.)

Задание.

– Рассмотрите внешний вид (агрегатное состояние, цвет) солей аммония.
– Изучите растворимость солей аммония в воде. Для этого прилейте в пробирку с кристаллической солью 1–2 мл воды и размешайте содержимое пробирки, встряхивая ее.

Первый учащийся: хлорид аммония.
Второй учащийся: нитрат аммония.
Третий учащийся: сульфат аммония.
Четвертый учащийся: фосфат аммония.

– Обсудите результаты опытов и сделайте вывод об общих физических свойствах солей аммония, записав следующим образом:

Физические свойства.

  1. Агрегатное состояние _____
  2. Цвет _____
  3. Растворимость в воде _____.

4-я группа.

Инструктивная карточка.

Тема: “Химические свойства солей аммония, характерные для класса солей”.

(Запишите ее в тетрадь.)

Задания:

Проведите реакции:

а) между растворами сульфата аммония и хлорида бария;
б) между карбонатом аммония и соляной кислотой.
Отметьте признаки каждой химической реакции.
Запишите уравнения химических реакций.

Распределите обязанности при работе следующим образом:

Первый учащийся проводит реакцию а) и отмечает признаки этой реакции;
Второй учащийся проводит реакцию б) и отмечает признаки этой реакции;
Третий учащийся записывает уравнение реакции а);
Четвертый учащийся записывает уравнение реакции б).

Внимание!

Уравнения химических реакций а) и б) должны быть записаны в тетрадях у каждого ученика.

Сделайте вывод: какими общими свойствами класса солей обладают соли аммония?

Оформите его в тетрадях следующим образом: Соли аммония, как класс солей, взаимодействуют:

1 –
2 –

(Консультация, см. §18, стр. 51, таблица № 14 учебник химии, автор Рудзитис Г.Е.)

После выполнения всей работы поставьте себе оценку в рабочую тетрадь, спросите, согласны ли с ней учащиеся в группе.

5-я группа.

Инструктивная карточка.

Тема: “Взаимодействие солей аммония со щелочами. Качественная реакция на соли аммония”. (Запишите ее в тетрадь.)

Задания:

– Исследуйте, как соли аммония относятся к действию щелочей.
– Выполните лабораторный опыт:

1. В пробирку с раствором соли аммония добавьте 3–4 капли раствора щелочи, смесь нагрейте.

2. Осторожно изучите запах выделяющегося газа.

Первый учащийся: NH4Cl и NaOH.
Второй учащийся: NH4NO3 и NaOH.
Третий учащийся: (NH4)2SO4 и NaOH.
Четвертый учащийся: (NH4)3РО4 и NaOH.

3. Обсудите результаты опытов. Сделайте вывод об общем признаке реакций между солями аммония и щелочью.

4. Составьте молекулярные уравнения реакций.

Первый учащийся: NH4Cl + NaOH =
Второй учащийся: NH4NO3 + NaOH =
Третий учащийся: (NH4)2SO4 +NaOH =
Четвертый учащийся: (NH4)3PO4 + NaOH =

(Консультация см. § 18; стр. 51, таблица № 14 учебника химии, автор Рудзитис Г.Е.)

5. Проверьте результаты работы друг у друга. Объясните и исправьте ошибки.

Внимание!

(Запишите в тетрадь и запомните.)

Химическая реакция взаимодействия солей аммония со щелочами при нагревании являются качественной реакцией на соли аммония. По запаху аммиака определяют, что в пробирке – соль аммония.

После выполнения всей работы поставьте себе оценку в рабочую тетрадь, спросите, согласны ли с ней учащиеся в группе.

И так, сейчас вы очень внимательно читаете инструкцию, распределяете работу внутри группы и прорабатываете материал по теме: “Соли аммония”. На выполнение вам дается 6 минут, затем заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы.

Не забывайте, если необходима будет помощь при выполнении заданий, можно обратиться к своему консультанту в группе или учителю.

Время вышло, заканчиваем работу в группах. Заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы. И так, все основные выкладки о проделанной работе каждый выступающий будет записывать на доске, а вы, ребята, к себе в тетради, если возникают вопросы по ходу выступления, обязательно задавайте. Что же у нас получилось, после подведения итогов работы каждой группой? А у нас получился готовый продукт “Соли аммония” на доске и в тетрадях, который дает нам ответы на все поставленные вопросы в начале урока. (См. Приложение 2.)

4. Подведение итогов.

Учитель дает качественную оценку работы класса в целом. Учащиеся за работу в группах выставляют себе оценки, за тем их комментирует учитель.

5. Закрепление знаний.

Задание 1.

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, приведите полную и сокращенную формы уравнений:

А) (NH4)2SO4 + ? → NH4Сl + BaSO4

Б) (NH4)2S + HСl →?↑ + ?

В) NH4Сl → ?↑ + ?↑

Г) NH4Сl + ? → ? + ? + NH3

Д) (NH4)2CO3 + ? → CO2↑ + ? + ?

Задание 2.

Запишите молекулярные и ионные уравнения следующих уравнений:

А) NH3 → NH4Сl → NH4NO3 → NH3

Б) NH3 → (NH4)2SO4 → NH4Сl → NH3

6. Информация о домашнем задании.

§36 упр. 5, стр. 174, учебник Оржековского П. А., Мещеряковой Л.М. химия 9.

7. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить нашу работу с вами на уроке. Какие практические умения и навыки мы сегодня применяли?

Что понравилось в нашей работе и что не понравилось? Что было непонятно? Что понравилось? Что было непонятно? Что мы научились выполнять? Какие были затруднения? Что показалось интересным?

Спасибо за наше сотрудничество!

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. М.: "Дрофа", 2002.
  2. Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия 9 класс. М: "Просвещение" 2009.
  3. Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия 9 класс. М.: АСТ "Астрель", 2007.
  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1994.