Использование элементов краеведения на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Термин «краеведение» включает в себя изучение природы, населения, хозяйства, культуры, истории какой – либо части страны. Наиболее массовая форма – школьное краеведение. Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи. Не всегда музеи активно сотрудничают со школами, поэтому я на своих уроках окружающего мира и внеклассных занятиях использую элементы краеведения. Краеведческий материал, по моему мнению, - это средство художественно-творческого развития учащегося. Так, происходит становление и развитие личности ученика, способного к восприятию, воспроизведению и развитию культуры общества, в котором он живёт.

При отборе краеведческого материала придерживаюсь следующих правил:

  • доступность, понятность возрасту учащихся;
  • факты должны быть яркими, эмоционально насыщенными;
  • предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-либо теме или знакомому объекту;
  • формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  • вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе, городу);
  • содействовать формированию патриотических чувств.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно: в предложениях по русскому языку, в задачах по математике, в беседах по литературному чтению, в рисунках по изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению.

Начиная с первого класса, я предлагаю ребятам на уроках окружающего мира элементы краеведения:

  • географическое положение родного Воронежского края;
  • животный мир и его богатство;
  • растительный мир и его богатство;
  • из истории города Борисоглебска;
  • Борисоглебск на пороге третьего тысячелетия;
  • известные люди города Борисоглебска;
  • земляки – герои.

Дети имеют возможность самостоятельно выбирать тему для сообщения, доклада, мини-проекта, например, изучение своей семьи, рода («Моя родословная»); лекарственные растения родного края; художники города Борисоглебска…

Эффективно использовать элементы краеведения на тематических классных часах, экологических КВН-ах, викторинах.

Уместно оформлять краеведческий материал в виде презентаций или электронных методических пособий. Это способствует развитию компьютерной грамотности у учащихся.

Итогом всей краеведческой работы в начальной школе является участие в городской краеведческой викторине. Дети с увлечением готовятся и участвуют в ней, занимая призовые места.

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Презентация 4