Студия Словечек: обучение детей дошкольного возраста стихосложению

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном обществе люди недостаточно интересуются поэзией классиков, таких как А.С.Пушкин, Некрасов, Лермонтов, И.Бунин и т.д. Через художественное слово можно выражать свое мнение, отношение, настроение, возмущение, свои чувства, воздействовать на происходящее.

Красивая грамотная речь, “упакованная” в стихотворение, значительно быстрее проникнет в человеческую душу.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности людей.

Речь не передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Опираясь на многочисленные запросы общества приходишь к выводу, что именно в детском саду необходима работа с художественным словом.

Главная педагогическая ценность стихосложения заключается в его универсальности, позволяющей организовывать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей всех возрастных групп. Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисование, сочинительство, ручной труд и т.п. Работа по стихосложению позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной позиции личности.

Одновременно отшлифовывается речь детей (становится более выразительной, образной, складной), развивается их поэтическое чутье. Ребята открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный запас дошкольников. Кроме того, различные виды работы с рифмой подвигают детей к собственному словотворчеству.

Можно предвидеть недоумение взрослых людей, а зачем это нужно?

Ну, пусть в такие игры играют литераторы, пусть себе балуются, им это вроде бы положено, а нам-то зачем?

Цель: формирование речи дошкольников посредством стихосложения и умения взаимодействовать между собой.

Задачи:

  • Подготовить детей к реализации своих словотворческих возможностей;
  • Развить поэтический слух и умение излагать свои мысли в стихотворной форме;
  • Сформировать словарный запас слов детей,
  • Совершенствовать выразительность, образность и складность речи,
  • Расширить представления о мире, приобщить к чувствам прекрасного, доброго.

Игры, подобные буриме, удивительно раскрепощают человека, учат не бояться слова, заставляют искать синонимы, если какое-нибудь слово, подходящее по смыслу, ломает размер стиха или выпадает из общего стилистического рисунка. Подобные игры оттачивают, воспитывают чувство юмора, остроумие, которое, как считали многие мудрецы самоценно.

Предметно-развивающая среда

  1. Игрушка Словечек;
  2. Банка рифм;
  3. Речевые настольные игры;
  4. Игры на развитие дыхания;
  5. Фонотека (записи шума моря, голоса птиц, различные звуки, классическая и расслабляющая музыка, детские сказки и стихи);
  6. Разнообразный природный и бросовый материал;
  7. Атрибуты на выработку ритма: маракасы, деревянные палочки, погремушки, обвязанные футляры от шоколадных яиц для простукивания, сочинения и проговаривания чистоговорок: Та-та-та – взяли мы кота;
  8. Набор мелких игрушек, предметов; предметные и сюжетные картинки;
  9. Альбомы впечатлений для рассматривания (с изображениями моря, природных зон, животных, людей и т.д. в зависимости от тематика словотворчества);
  10. Шкатулка с фишками для подбора существительных, прилагательных, глаголов и т.д. (синие фишки – сущ., красные – прилаг., зеленые – глаголы);
  11. Блокнотики с фотографией ребенка для записи словотворчества;

Методика стихосложения

Подготовительная работа по подборке рифмы к слову, по сочинению стихотворений уже начинается с младшего дошкольного возраста. В младшей, средней группах дети выбирают 2-3 рифмующихся слова, подбирают рифму к любому выбранному слову, к заданному словосочетанию. В старшей и подготовительной группе дети сочиняют двустишия, четверостишия, изготавливают книжки – малышки со стихами, загадками, сказками.

Стихотворение не рождается из ничего. Чтобы что-то создать необходимо иметь определенный опыт: впечатления от поездки, происшествие, интересный случай, эмоциональный настрой, чувство пережитого и увиденного и т.д. если у ребенка нет такого опыта, то ему просто нечего будет сказать, да еще при условии недостаточного словарного запаса наступит просто ступор. Педагогу необходимо насытить скудный опыт ребенка впечатлениями, переживаниями, элементарными знаниями и т.д. Зачастую ребенку не хватает элементарного кругозора и слов для творчества, но и эмоциональной насыщенности, чувственных переживаний и состояний. Именно для решения этой проблемы направлена коллекция различных поверхностей земли в сочетании с соответствующим музыкальным сопровождением и набором наглядных пособий. Например, поверхность – наклеенный песок; музыкальное сопровождение – шум морского прибоя; наглядные пособия – ракушки, камешки, морская звезда и результат = чувственный опыт и расширение кругозора ребенка, как подготовительная работа перед сочинением стихотворения о море, о морских приключениях. Аналогичная работа может проводиться с любым объектом словотворчества. При работе с поверхностями земли уместны вопросы: Как называется данная поверхность земли? (Осенняя дорожка) и Как получилась данная поверхность земли? (В результате листопада, рассыпанного осеннего букета кем-то, случайно и т.д.)

Прежде, чем приступать непосредственно к стихосложению (прозе) рекомендуется пройти ряд этапов:

Этапы Пример
1. Чтение об объекте сочинения детской научной литературы; рассматривание
“Альбома … впечатлений”.
Бабочка.
Большая энциклопедия.
2. Лепка, аппликация, рисование объекта сочинения. Графическое изображение мотылька.
3. Подбор слов// рифм к объекту сочинения (запись в индивидуальный словарик –
блокнотик).
 порхает легкая она
летает порхающая цветок
садится пестрая красавица
кружится воздушная лепесток
4. Сочинение лимерика, стихотворения, сказки и т.д. Лимерик по плану:
Жила-была…………?
Какая…………………?
Что делала…………?
С кем общалась……?
Вывод.
 5. Запись художественного произведения в блокнотик. Либо самим ребенком,
Либо взрослым.
6. Изготовление книжек-малышек, открыток и т.д.  Используются различные техники ИЗО.

 Диагностика детей дошкольного возраста

Диагностика в младшей группе.

Сентябрь (во время адаптационного периода)

Цель: выявить способности у детей из ряда слов выбирать два и более рифмующихся слова.

Материал: предметные картинки: лягушка, подушка, мак, лук, кот, рак.

Инструкция к проведению: ребенок рассматривает предложенные картинки и называет изображения по очереди вслух; затем по просьбе воспитателя называет похожие по звучанию слова, живущие как бы в одном домике.

Оценка

Критерий – называние (выделение) двух рифмующихся слов, записывается количество подобранных пар слов.

Май

Цель: обобщить и систематизировать полученные умения в рифмовании слов, провести сравнительную диагностику с результатами диагностики декабря месяца.

Материал: абсолютно новые предметные картинки, раннее с которыми ребенок практически не сталкивался.

Инструкция к проведению: на столе несколько предметных картинок (игрушек); ребенок рассматривает их все и выбирает понравившиеся; затем подбирает рифму.

Оценка.

Критерий – количество подобранных рифмованных слов, записывается количество слов, проводится сравнительная диагностика.

На заметку.

Низкий уровень не ставится, т.к. это начальный этап работы. Дети, назвавшие 3-4 слова получают высокий уровень (ромбик), 2 слова - средний уровень (квадратик). После проведения диагностики намечается индивидуальная работа.

Диагностика в средней группе.

Май

Цель: выявить уровень способностей детей по умению рифмовать словосочетания, подбирать рифму к заданному словосочетанию.

Материал: игра “Бином фантазии”.

Инструкция к проведению: из двух выбранных ребенком картинок он составляет словосочетание, подбирает рифму к своему словосочетанию (ситуацию обыграть).

Оценка.

Критерий – грамматически правильно составленное словосочетание и придуманная к нему рифма.

Низкий уровень – ребенок не может составить элементарное словосочетание. Наводящие вопросы не помогают.

Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам (либо сам), самостоятельно подбирает рифму к придуманному словосочетанию.

Высокий уровень – самостоятельно составляет словосочетание и подбирает рифму к нему.

Диагностика в старшей группе.

Апрель

Цель: выявить умение детей связывать словосочетания (простые предложения) по смыслу между собой и умение соединять эти словосочетания в двустишия, четверостишия.

Материал: иллюстрация к любой сказке.

Инструкция к проведению: рассмотрев несколько иллюстраций к сказкам ребенок выбирает одну, составляет первую строчку, затем подбирает к ней следующую так, чтобы получился стишок и т.д.; ситуация обыгрывается.

Оценка.

Показатель – сочинение двустишия, четверостишия по иллюстрации к сказке.

Низкий уровень – ребенок не может составить словосочетание, не может подобрать рифму к словосочетанию составленным взрослым.

Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам взрослого (либо сам), сочиняет двустишия.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно составляет словосочетание (простое предложение), сочиняет двустишия, четверостишия.

Диагностика в подготовительной группе.

Наблюдение воспитателем в течение всего учебного года в ходе кружковой работы по стихосложению.

Оценка.

Критерий сочинение стихотворений с интересом, а также загадок, поздравлений; оформление детских книжек (самостоятельное); запись стихов осуществляется взрослым, либо детьми, умеющими писать самостоятельно.

Результаты диагностики каждой возрастной группы фиксируются в графиках, диаграммах. На основании полученных результатов планируется дальнейшая индивидуальная работа, как с детьми высокого уровня развития, так и низкого.

В диагностических картах группы используются условные обозначения высокого, среднего, низкого уровней. В младшей группе это красный ромбик (высокий уровень) и синий квадрат ( средний уровень), низкий уровень в этой возрастной группе не выставляется: – более трех слов; менее трех слов.

В средней возрастной группе для выставления уровня развития ребенка используются рожицы с различными эмоциональными состояниями:

– активное участие, интерес, желание;

с трудом выполняет задания, пассивен.

В старшей, подготовительной группах добавляется звездочка, которая отмечает определенные склонности к прозе:

– активное участие, интерес, желание;

с трудом выполняет задания, пассивен;

– склонности к прозе.

Такое условное обозначение позволяет наглядно педагогу прослеживать уровни развития детей, занимающихся стихосложением.

Какие бы формы не выбрал педагог, главное, чтобы интересно было и родителям и детям в совместном творчестве, тогда и будет отличный результат в работе. (Приложение).