Использование элементов имаго-терапии в развивающей и коррекционной работе педагога-психолога специализированного дома ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка; побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок, гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  • Формирование коммуникативных навыков
  • Развитие логическое мышления, воображения.
  • Развитие творческих способностей, саморегуляции.
  • Обучение умению входить в образ, используя доступные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
  • Обучение правильному выражению эмоций.

Оборудование: Оформление зала соответствует сказочному зимнему лесу: искусственные елочки, пенечки; макет избушки, короб, корзинки, морковки для подвижной игры; куклы-бибабо – (дед, баба, курочка); маски-шапочки: (лягушка, медведь, лиса, заяц, мышка, волк); пиктограммы – “радость, злость, удивление, грусть”.; платок; шоколадные яйца для сюрпризного момента, вырезанные из пленки “следы” зайца.

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с русскими народными сказками.
  2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  3. Просмотр сказок (видео, кукольный и настольный театр)
  4. Дидактическая игра ” Ласковые имена”
  5. Индивидуальная и групповая работа по обучению выразительных движений своего героя, по разучиванию ролей.
  6. Постепенное знакомство с понятием – “пиктограмма”, показ и объяснение эмоциональных проявлений (радость, злость, грусть, удивление)

Ход занятия

В зал входят дети под музыкальное. сопровождение

Приветствие.

Педагог-психолог: Доброе утро, девочки мои и мальчики. Какие вы сегодня нарядные. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей!. Все нам улыбаются. Скажем гостям “здравствуйте” и подарим свои улыбки.
– Как вы думаете, гости знают ваши имена? (Ответы детей.)
Давайте представимся, назовите себя ласково..

Проводится упражнение: ”Назови себя ласково”. (Установление эмоционального контакта.)

Педагог-психолог: Вот какие молодцы! Теперь все знают, как вас зовут.
А теперь послушайте меня внимательно. Я хочу пригласить вас в сказочное путешествие. Нас ждет волшебный лес, полный сказок и чудес. Но прежде, чем отправиться, вспомним, какое сейчас время года?

Ответы детей: зима.

П: Правильно, на улице зимушка-зима, холодно, поэтому нам надо одеться потеплее. Начинаем одеваться. (Теплые штаны, свитер, шапочка, куртка, варежки, шарфик.)

Тактильная игра-массаж “Собираемся на прогулку”

(Дети имитируют одевание одежды.)

Приложение 1

Педагог-психолог: Все готовы. Замечательно, отправляемся. (возьму с собой корзинку, вдруг пригодится).

Звучит музыка.
Дети вместе с психологом подходят к импровизированному лесу.

Педагог-психолог:

“Здравствуй лес, волшебный лес,
Полный сказок и чудес,
Кто в глуши твоей таится,
Что за звери, что за птицы,
Все открой, не утаи,
Ты ведь знаешь, мы – свои!”

Психолог: Подходя к лесу: холодно как.послушайте, как воет метель. (Запись звука ветра, метели.) Вы не замерзли?

– А я что-то замерзла. Поиграем в игру, согреемся. Я показываю движения, а вы повторяете.

Проводится игровое упражнение “Снежок”
(развитие положительных эмоций, воображения)

Посмотри, как блестит (Поднимают руки вверх и плавно качают кистями.)
Под ногами хрустит (Топают ногами.)
Беленький снежок, легкий, как пушок. (Постепенно опускаются на корточки, показывая руками как идет снег.)
Дует, дует ветерок, (Плавные движения рук вправо и влево.)
И летит, летит снежок. (Плавные движения рук сверху вниз.)
Закружился, заблестел. (Покружиться, плавно поднимая руки вверх-вниз.)
Над поляной полетел. (Легкий бег врассыпную.)
А потом на землю пал. (Присесть, обнять колени.)
До весны там пролежал.

Психолог: Как замечательно вы изобразили снег. И согрелись. Смотрите, какой большой сугроб, пойдем к нему поближе. Ой, здесь девочка. Посмотрите, какая у нее шапочка, какого цвета?

Дети: Красная шапочка.

Психолог: Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, Красная Шапочка. Дети тоже здороваются. Молчит, не разговаривает с нами почему-то. Почему, как вы думаете? (Ответы детей.) Наверно, она совсем замерзла в лесу. Я знаю, как помочь Красной Шапочке! Ее надо согреть добрыми и теплыми словами, ведь добрые слова тоже волшебные. правда?

Дети присаживаются около Красной шапочки, говорят ласковые слова – (развитие передачи эмоционального состояния, положительных эмоций)

Приложение 2

Примерные ответы детей:

– Красивая, умная, добрая, послушная, ласковая, хорошая, замечательная, веселая.
– Красная шапочка “оживает” – “Спасибо вам, вы меня согрели, какие вы добрые, хорошие.

Психолог: А мы еще знаем, как называется твоя сказка. Сказка называется. А какие еще герои были в этой сказке?

Ответы детей: волк бабушка, дровосеки.

Психолог: Какой волк в этой сказке?

Дети: Волк был злой, голодный. (Имитируют злого волка.)

Психолог: Кто наказал злого волка? Как?

Ответы детей: дровосеки.

Красная Шапочка: Вот какие молодцы, все знают, хочу сделать вам подарок – серого волка. Он вам еще пригодится. А я побегу к своей любимой бабушке.

Психолог: Спасибо, Красная Шапочка, до свидания!

Психолог: Ушла Красная шапочка, и мы пойдем дальше.

(Звучит музыка.)
На полянке среди пеньков стоит большой короб.

Психолог: Вот интересно, кто короб тут оставил? Посмотрим, что внутри? А в коробе-то – пирожки. Кто же его потерял, такой большой короб?

Дети: Медведь.

Психолог: А помните, как сказка называется?

Дети: “Машенька и медведь”.

Психолог: Куда, кому медведь нес пирожки? А какой медведь в этой сказке? Злой или добрый? Как он по лесу шел, что говорил?

Ответы детей: сяду на пенек, съем пирожок.

Психолог: Правильно, умнички! Положим узелок с пирожками обратно в короб, не будем мишку обижать. Ребята, тут на самом дне шапочка медведя лежит, возьмем с собой?

Смотрите, сразу за пеньком, кто то свои следочки оставил. (Маленькие.)
Как вы думаете, чьи это следы?
Пойдем по ним, куда они нас приведут. (Звучит музыка.)

На полянке избушка, около домика елочка (лежит мокрый платок).

Психолог: Вот куда нас следы привели, к домику. И елочка зеленая рядом растет. А под елкой что-то лежит? Платочек, какой он?

Дети подходят, дотрагиваются до платка.

Дети: Мокрый весь.

Психолог: Наверно кто-то под елочкой сидел и горько плакал, Кто?

Дети: Зайка.

Психолог: А почему он плакал, кто его обидел?

Дети: Лиса. А сказка называется – “Заюшкина избушка”.

Психолог: Покажите, как он плакал, расстраивался, какая лиса в сказке?

(Имитация выразительных движений животных.)

Дети: Хитрая, злая, наглая.

Психолог: А кто помог бедному зайчику? Правильно, петушок! Петушок – смелый, храбрый, не побоялся лисицы.

Дети изображают храброго петушка.

Педагог-психолог: Ребята, зайчики больше всего на свете любят грызть морковку. А давайте и мы поиграем с морковками, настоящими.

Проводится подвижная игра “Кому достанется морковка”.
Дети бегут друг за другом под веселую музыку, когда музыка обрывается ,нужно успеть поднять с пола морковку, которая лежит внутри круга. Кому морковки не досталось, садится на стульчик. Изначально морковок лежит на одну меньше, чем количество участников, каждый следующий раз педагог уменьшает количество морковок.

Психолог: Подарим зайчику наши морковки, положим их в избушку зайка прибежит, обрадуется, а вот и костюмчики нашла зайца и лисы – берем с собой.

Звучит музыка (тихо)

Психолог: Музыка нас зовет идти дальше. Ну вот и пришли. Куда пришли? В какую сказку?

Стоит стол, накрытый скатертью, на нем блюдечко с разбитым яйцом, рядом куклы бибабо: курица, дед, баба.

Не знаете?

Приложение 3

Ответы детей: “Курочка Ряба”.

Психолог: Какого персонажа здесь не хватает, кто разбил это яичко?

Дети: Мышка.

Психолог: Как радовались баба и дед золотому яичку? А как расстраивались?

Психолог: Порадуем деда и бабку, каждый из вас подарит им по яичку.

Дети дарят яйца и говорят – “Не плачь дед, не плачь баба.”
Сюрпризный момент.

Психолог: Тихо. Курочка кудахчет, загляните под стол, ой, тут костюм и подарки вам ребята, тоже яйца, только шоколадные. Давайте поблагодарим Курочку. Спасибо, курочка Ряба.

Звучит громкая музыка. Вбегает БаБа-Яга.

Баба-Яга: Ага – попались. Что вы тут делаете, в моем лесу?

Психолог: Мы гуляли, уже домой собираемся уходить.

Баба-Яга: Нет, я вас не пущу.

Психолог: Как не пустишь, ты почему такая злая?

Баба-Яга: Потому что я замерзла, вон руки метлу не держат.

Психолог: А мы тебе рукавички подарим теплые, одевай. (Дарит Бабе-Яге рукавички.)

Баба-Яга (одевает рукавички красивые, теплые). Все равно не пущу!

Выпадают пиктограммы (радость, злость, удивление, грусть)

Психолог: Что это у тебя упало? Картинки? Где ты такие нашла?

Баба-Яга: Не знаю, шла, на пенечке нашла.

Психолог: Давайте, ребята посмотрим, садитесь!

Дети усаживаются на ковер рядом с педагогом-психологом.

Психолог: Тут у нас человечки с разным выражением лица, с разным настроением. На этой картинке какое личико? Радостное, и т.д.

Ответы детей.
Проводится психологический тренинг, обучающий детей различать и выражать эмоциональное состояние мимикой--(радость, злость ,удивление, грусть)

Приложение 4

Психолог: Ну что, бабушка Яга, видишь теперь какие мы умники и умницы? Пустишь домой?

Баба-Яга: Все равно не пущу. Руки согрелись, а глаза плохо что-то видят, тут у вас мальчики или девочки?

Психолог: Есть и мальчики и девочки. Ты, Баба Яга, с открытыми глазами-то плохо видишь. А мы так хорошо знаем друг друга, что можем узнать и с закрытыми глазками.

Проводится тактильная игра – “Узнай на ощупь” (учить детей ощущать близость, тепло другого, развитие экстерорецептивных ощущений.

Приложение 5

Баба-Яга: Да уж, вы и правда хорошо знаете друг друга, даже жалко вас отпускать. Мне скучно будет.

Психолог: Ну не грусти, что ты больше всего любишь?

Баба-Яга: Я, я люблю сказки смотреть!

Психолог: Ребятки покажем бабушке Яге сказку? У нас и костюмы есть! (Психолог смотрит вместе с детьми костюмы.) Вот медведь, волк, мышка, лиса и зайка. Ой, одного костюмчика не хватает! Какого?

Дети: Лягушки.

Психолог: Воспитатель достает недостающую маску. Как сказка будет называться?

Дети: “Рукавичка”.

Звучит музыка (здравствуй сказка), дети с помощью взрослых одевают костюмы.

В сказке может все случиться
Ждет нас сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостье – заходи!

Драматизация русской народной сказки “Рукавичка”.

Приложение 6
Приложение 7

Итог занятия

Психолог: Понравилась тебе сказка, Баба-Яга?

Баба-Яга: Очень, спасибо вам ребятки, приходите еще ко мне в лес, буду вас ждать. Ну, до свидания.

Баба Яга уходит.

Психолог: Совсем мы забыли про подарки от Курочки Рябы! Куда я их положила? (Достает из корзинки.) Подставляйте ладошки.

Звучит музыка.
Дети с удовольствием получают сладкие подарки и возвращаются в группу.