Разработки уроков по географии. 8–9-е классы

Разделы: География


План урока № 30. География – 8 класс. Тема: «Почвы и урожай России. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы.»

Цель:

  1. Продолжить изучение почв России.
  2. Познакомить с плодородием почв с понятием «структура и состав почв».
  3. Определить агротехнические мероприятия.

Оборудование:

  • физическая карта и почвенная карта России;
  • атлас, мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  • Какой тип почв распространен в нашей местности?
  • Используются ли они в сельском хозяйстве.
  • Перечислите внешние признаки, по которым различаются почвы разных типов.
  • Основные закономерности распределения или размещения основных видов почв.
  • Покажите на карте, районы наиболее плодородных почв и наименее плодородных почв.

3. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучать почвы.

Плодородие – это способность почвы обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой. Оно зависит от свойств почвы и содержания в ней питательных веществ, механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.

Работа в тетради. Запишите тему урока и заполните табличку с помощью учебника и карты атласа.

Типы почв Отличие Механический состав
Чернозем,   Глинистые
Краснозем,   Суглинистые
Серозем   Песчаные
    Супесчаные

Задание. Найдите в тексте учебника значение механического состава почвы; выписать в тетрадь отличия. Перечислите основные агротехнические мероприятия; почему уменьшается плодородие почв. Какие удобрения вы считаете наиболее эффективным. Объясните на собственных примерах из жизни. Как вы обрабатываете почву.

4. Итог урока.

В разных климатических поясах для разных видов почв проводятся различные способы обработки. В засушливых районах борются за сохранение влаги в почве, а в избыточных наоборот. Правильная обработка, сохранение почвенного плодородия – все это мероприятия по охране и рациональному использованию почв России.

5. Домашнее задание. 20; стр.125-129. Подготовиться к семинару.

План урока № 31. География – 8 класс. Тема: «Кубань. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические проблемы обработки почвы, внесение удобрений».

Цель:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием мероприятий по восстановлению и поддержанию плодородия почв России и Краснодарского края.
  2. Мероприятия, проводимые в нашем крае по улучшению плодородия почв.

Оборудование:

  • карта почв России и края;
  • атлас и иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Определить тип почвы по описанию:

  • В степи и полупустынях встречается этот тип почв. Сухой и теплый климат. Мало гумуса и растительных остатков.
  • В лесах и областях избыточного увлажнения бедные гумусом и минеральными элементами. Малоплодородны из-за интенсивного промывания.
  • Область многолетней мерзлоты. Скудные оттаивающие на короткий период времени.
  • Самые плодородные почвы с нормальным увлажнением, богаты гумусом.
  • Почвы крайнего севера под верхним горизонтом зеленовато-сизый или голубовато-серый слой с ржавыми пятнами глеевого горизонта.

Ответы:

  • Каштановые, бурые, серо-бурые.
  • Подзолистые и дерново-подзолистые.
  • Мерзлотно-таежные.
  • Чернозем.
  • Тундро-глеевые.

Фронтальный опрос:

  • Какие почвы называются легкими и тяжелыми?
  • Свойство почв.
  • Как необходимо обрабатывать почвы.
  • Какие почвы в нашем крае.
  • Какие агромероприятия вы проводите, чтобы получить высокие урожаи?

3. Изучение нового материала.

Кубань. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические проблемы обработки почвы, внесение удобрений.

Выступление учащихся, подготовившихся к семинару. Работа с наиболее сильными учащимися.

Делим класс на группы по 4 человека. Каждой группе дается индивидуальное задание.

Фермеры Агрономы Почвоведы Животноводы Мелиораторы
Найдите более благоприятные районы нашего края для развития фермерского хозяйства. Какие агромероприятия необходимо проводить для улучшения плодородия почв. Какие типы и механические проблемы обработки почв нашего края вас интересуют. В каких районах нашего края выгоднее всего заниматься животноводством и почему. Значение мелиорации в агротехнических мероприятиях. Внесение удобрений и механическая обработка почв.

На ребята группой решают главные хозяйственные и экономические вопросы нашей местности.

Если двигаться от Кавказских гор, с юга на север, можно наблюдать почвенные зоны.

Работа со слабоуспевающими учащимися.

Задание: выпишите в тетрадь почвы, которые находятся в нашем крае (используя атлас и карту почв Кубани).

Почвенные зоны Типы почв Где расположены.
Горная луговая.

Горная лесная.

Выщелоченный чернозем. Темные серые лесные. Предгорные районы Кавказского хребта.
Предкавказские лесостепные. Подзолистые. Предгорные районы.
Степной чернозем Чернозем. Прикубанская равнина.
Луговые, лугово-болотные и болотные.

Аллювиальные.

Гнорно-лесные и перегнойно-карбонатные. Плавни дельты реки Кубани. Тамань. Побережье Азовского моря. В долинах рек побережье Черного моря.

Важнейшее решение всех проблем почв нашего края- это рациональное использование и мероприятия , проводимые для улучшения плодородия почв ведь не даром говорится; воткни оглоблю – вырастет телега.

Почвы – это богатство природы, поэтому их берегут, удобряют, задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной.

Северная и северо-восточная части нашего края наиболее страдают от ветровой эрозии – это Уст-Лабинский, Новокубанский и Кавказский районы.

От водной эрозии страдает Отрадненский, Белореченский, Апшеронский, Северский, Абинский, Крымский и районы Черноморского побережья.

Нельзя забывать о том, что:

  • Содержание гумуса в пахотных горизонтах постепенно уменьшается.
  • Частая обработка почвы тяжелой колесной и гусеничной техникой ухудшает её водно-воздушный режим,
  • Несоблюдение правил транспортировки, хранения и норм применения ядохимикатов приводит к загрязнению земли. В результате чего гибнут черви, микроорганизмы, без которых почва теряет плодродие.
  • Вредно вносить много удобрений.

4. Итог урока.

Вы уже заметили, что каждая почвенная зона и влияние и значение почв зависит от климата, рельефа и внутренних вод (рек, озер), которые влияют на разнообразие почв.

Выставление оценок за работу на уроке.

5. Домашнее задание. Записи в тетради.

План урока №31. География – 9 класс. Тема: «Санкт-Петербург его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблемы наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование».

Цель:

  1. Определить особенности ЭГП района и роль Санкт-Петербурга в хозяйстве района.
  2. Дать представление о проблемах Санкт-Петербурга и Северо-Западного района.
  3. Изучить специализацию Северо-Западного района.

Оборудование:

  • физическая и политико-административная карта России;
  • экономическая карта Северо-Западного района.

Ход урока

1.Организационный период.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  • Северо-Западный район.
  • Особенности природы и географическое положение.
  • Моря, омывающие этот экономический район и государства, с которыми граничит.
  • Реки и озера, которые протекают по территории.
  • Значение и исторические особенности этого района.
  • Образование городов, которые являются историческими памятниками и национальным богатством страны. Культурные центры России.

3. Изучение нового материала.

«Санкт-Петербург его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблемы наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование».

Город возник в 1703 году 16 мая. Перенесение столицы изменило и политическое и экомом-географическое положение. Петербург быстро стал крупным промышленным и политическим центром.

В 1914г. – переименован в Петроград.

В 1917г. – после революции Россия стала закрытой страной, особенно от Европы.

В 1920г. – Промышленное развитие ГЭС на р.Волхов и 2 на р. Свирь, алюминиевый завод, нефтеперерабатывающий в г. Кириши, добыча бокситов, фосфоритов, АЭС в г. Сосновый Бор. Машиностроение: судостроение, приборостроение, производство турбин для генераторов электростанций. Санкт-Петербург - центр оборонной промышленности.

В 1924г. – Ленинград. В 1991 г. после распада СССР – Санкт-Петербург, но область Ленинградская.

С тех пор, как был образован город он стал столицей на 200 лет, историческим и культурным центром России он считается и до сих пор. С 19-21 век произошло рождение и развитие наук, особенно картографии с 1845 года было образовано русское географическое общество.

По распоряжению первого императора именно в Петербурге было положено начало систематическому изучению географии и картографии. В течение всей первой половины 19 века русские моряки совершили из Петербурга 36 плаваний.

Задание. Определите по карте атласа, какие районы входят в состав Северо-Западного района. Определите ЭГП района.

Работа с контурной картой. Нанесите крупнейшие города, какие промышленные производства в них развиты. Какими природными ресурсами богат район.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание. 28-29. Стр.134-139. Доклады (сильные учащиеся) о Питере и Новгороде.

План урока №32. География – 9 класс. Тема: «Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс её развития».

Цель:

  1. Познакомить с историей образования Калининградской области.
  2. Дать понятие о СЭЗ и анклаве.
  3. Сформировать представление о специализации промышленности и сферы услуг, хозяйства области.
  4. Показать проблемы области и возможные перспективы развития хозяйства анклава после распада СССР.
  5. Развивать умение работать с картами.

Оборудование: физическая и политико-административная карта России.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа (дифференцированный подход).

Сильные учащиеся Слабоуспевающие учащиеся
  1. Дать оценку ЭГП.
  2. Роль района в экономике страны.
  3. Проблемы района.
Тест на отдельных листах индивидуально.

Ответы:1-в,2-а,3-в,4-б,5-б,6-в,7-г,8-а,б,в.

Учащиеся, подготовившие доклады рассказывают их после опроса.

Итог по проверке д.з. и выставление оценок.

3. Изучение нового материала.

«Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс её развития».

Задание. По политической и физической карте России определите ЭГП Калининградской области.

Калининградская область – часть бывшей Восточной Пруссии. Она отошла к России в 1945 г по решению Ялтинской и Потсдамской конференции. К СССР отошла 1/3 часть Пруссии, а к Польше 2/3.

Раньше называли Кёнигсберг – это территория Восточной Пруссии, которая отошла России в 1945 году, её захватывали в 1756-1762 году во время семилетней войны, Фридрих уже готовился стать вассалом России, но тут умерла императрица Елизовета и на престол пришел Петр 3. Он преклонялся перед Фридрихом и заключил с ним перемирие. Прусский мир был подписан с отказом от всех завоёванных земель.

Калининградская область стала анклавом – это часть территории страны со всех сторон окруженная территорией других государств, значит это полуанклав, так как имеет выход в море. Калининградская область является свободной экономической зоной СЭЗ –  это самостоятельные территориально-географические анклавы или полуанклавы, обособленные от основной территории страны. СЭЗ предоставляются льготы /налоговые и таможенные/ для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новыми технологиями. «Янтарь» карьер по добыче янтаря в год добывают 1000т. Делают украшения и используют как удобрение крошки янтаря.

Природные условия. Калининградская область
Рельеф. Низменная равнина.
Климат. Переходный от умеренно-континентального до морского.

Ср. темп. Янв.-3 снег не долго лежит сразу тает.

Лето теплое ср.=17, но дождливое, избыточное увлажнение.

Почвы и природа. Требуют осушения. 40% лесов – исскуственные посадки.

Породы деревьев- тис, платан, магнолия.

Промышленность. Машиностроение. Рыбная. Целлюлозно-бумажная.
Природные объекты. Песчаные косы – Куршская и Вислинская. Дюны с посадками сосен.

Закрепление.

  • В каком году образовалась Калининградская область?
  • Что такое анклав или полуанклав?
  • Что такое СЭЗ?
  • Отрасли специализации хозяйства.
  • Что такое Кенигсберг?
  • Что такое «Янтарь»?
  • Почему главный ресурс ЭГП?

Работа в контурной карте.

Выполнить задание с помощью атласа.

4. Итог урока.

Выставление оценок.

5. Домашнее задание. п.30 стр.140-142.